г. Краснодар |
|
08 февраля 2023 г. |
Дело N А32-39329/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 8 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Алексеева Р.А. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании от истца - Беляева Ивана Владимировича - Лапа Е.П. (доверенность от 20.05.2021), от ответчика - страхового публичного акционерного общества "Ингосстрах" (ИНН 7705042179, ОГРН 1027739362474) - Редикульцева Я.В. (доверенность от 28.12.2022), рассмотрев кассационную жалобу страхового публичного акционерного общества "Ингосстрах" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2022 по делу N А32-39329/2021, установил следующее.
Беляев И.В. обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к СПАО "Ингосстрах" (далее - компания) о взыскании 210 700 страхового возмещения, 400 тыс. рублей неустойки, 12 тыс. расходов на оплату независимой экспертизы (оценки) и 40 тыс. рублей судебных расходов на оплату услуг представителя.
Решением от 22.08.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.10.2022, принят отказ от иска в части взыскания 210 700 рублей страхового возмещения, производство по делу в этой части прекращено;
с компании в пользу Беляева И.В. взыскано 400 тыс. рублей неустойки, 12 тыс. расходов на независимую оценку и 40 тыс. рублей судебных расходов на оплату услуг представителя. Суды не нашли оснований для снижения размера неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе компания просит отменить апелляционное постановление и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель указывает на то, что размер подлежащей взысканию неустойки несоразмерен последствиям нарушения обязательства. Суды необоснованно возложили на ответчика расходы на независимую оценку, поскольку о ее проведении ответчик не был извещен, а стоимость услуг по оценке является необоснованно завешенной. По мнению компании, предъявленный к взысканию размер судебных расходов на представителя является завышенным, не соответствующим критерию разумности.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как установлено судами, 18.10.2020 произошло дорожно-транспортное происшествие (далее - ДТП) с участием транспортного средства MKS 3501 с государственным регистрационным знаком Т359УР 123 и КАМАЗ 65115 с государственным регистрационным знаком К818ХТ 93 под управлением Ветрова А.Г.
Транспортному средству MKS 3501, принадлежащему Беляеву И.В., причинены механические повреждения.
Как следует из административного материала, лицом, виновным в совершении ДТП, признан водитель транспортного средства КАМАЗ 65115, нарушивший Правила дорожного движения Российской Федерации.
На момент ДТП ответственность потерпевшего не застрахована, ответственность Ветрова А.Г. застрахована в компании согласно договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (полис серия ХХХ N 0117839386).
12 января 2021 года истец обратился в компанию с заявлением о выплате страхового возмещения.
Компания организовала осмотр поврежденного имущества в целях установления повреждений транспортного средства и их причин.
По результатам осмотра транспортного средства экспертом-техником составлен акт от 13.01.2021, в котором отражены повреждения автомобиля и возможные пути их устранения.
После оценки стоимости восстановительного ремонта поврежденного имущества ответчик произвел выплату потерпевшему страхового возмещения в размере 189 300 рублей (платежное поручение от 28.01.2021 N 91639).
Истец обратился к независимому оценщику для определения размера ущерба, причиненного имуществу. О месте, дате и времени проведения экспертизы истец известил ответчика письмом, которое получено компанией 29.01.2021. По результатам проведения экспертизы индивидуальным предпринимателем Сердюком А.А. подготовлено заключение от 24.02.2021 N 0014. Расходы на оплату независимой экспертизы (оценки) составили 12 тыс. рублей.
17 марта 2021 года истец обратился к ответчику с претензией, содержащей требования о доплате страхового возмещения, уплате неустойки и компенсации расходов на проведения независимой экспертизы (оценки).
Оставление претензии истца без имущественного удовлетворения явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском.
Судом первой инстанции назначена судебная автотехническая экспертиза для определения стоимости восстановительного ремонта транспортного средства истца.
Согласно выводам эксперта, изложенным в заключении от 04.05.2022 N 128/22, стоимость восстановительного ремонта транспортного средства с учетом износа составила 611 200 рублей.
В процессе рассмотрения спора истец отказался от иска в части взыскания 210 700 рублей страхового возмещения в связи с добровольной уплатой долга ответчиком.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суды, руководствуясь положениями Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", исходили из того, что потерпевший, не согласившись с результатами проведенной страховщиком оценки, самостоятельно организовал проведение независимой экспертизы до обращения в суд, следовательно, ее стоимость относится к судебным расходам и подлежит возмещению по правилам части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации независимо от факта проведения по аналогичным вопросам судебной экспертизы; страховщик выплатил часть страхового возмещения с нарушением установленного законом срока, поэтому требование о взыскании с компании неустойки законно и обоснованно.
Доводы ответчика о необоснованном возложении на него обязанности возместить истцу, понесенные последним расходы на проведение независимой оценки поврежденного имущества, отклоняются судом округа.
Вопреки доводам заявителя жалобы, истец направлял в адрес компании уведомление о дате, времени и месте проведения независимой экспертизы (оценки).
Поскольку заключение независимой оценки являлось необходимым доказательством при обращении с иском, суды правомерно признали указанные расходы истца необходимыми и подлежащими взысканию, независимо от факта проведения по аналогичным вопросам судебной экспертизы, что согласуется также с разъяснениями, изложенными в пункте 100 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (действовало на момент принятия решения и постановления).
Выраженное в жалобе несогласие с выводами судов о размере возмещаемых судебных расходов на оплату независимой экспертизы (оценки) и услуг представителя достаточным основанием для отмены или изменения судебных актов не может являться с учетом установленных судами обстоятельств и мотивов принятых судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой судами доказательств при определении разумных расходов на оплату услуг представителя, выражают несогласие с размером судебных расходов, который суды признали разумным, направлены на переоценку доказательств, что противоречит пределам рассмотрения дела в суде кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отклоняя ходатайство истца о снижении неустойки, суд первой инстанции указал на отсутствие доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения компанией своих обязательств.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к тому, что судами первой и апелляционной инстанций необоснованно не применена статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом ограничения полномочий кассационной инстанции (глава 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) оценка соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце третьем пункта 72 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", основаниями для отмены в кассационном порядке судебного акта в части, касающейся уменьшения неустойки по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, могут являться нарушение или неправильное применение норм материального права, к которым, в частности, относятся нарушение требований пункта 6 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда сумма неустойки за просрочку исполнения денежного обязательства снижена ниже предела, установленного пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, или уменьшение неустойки в отсутствие заявления в случаях, установленных пунктом 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Названные обстоятельства в данном случае отсутствуют.
Правовых оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе, судом округа не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2022 по делу N А32-39329/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце третьем пункта 72 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", основаниями для отмены в кассационном порядке судебного акта в части, касающейся уменьшения неустойки по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, могут являться нарушение или неправильное применение норм материального права, к которым, в частности, относятся нарушение требований пункта 6 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда сумма неустойки за просрочку исполнения денежного обязательства снижена ниже предела, установленного пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, или уменьшение неустойки в отсутствие заявления в случаях, установленных пунктом 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 февраля 2023 г. N Ф08-14341/22 по делу N А32-39329/2021