г. Краснодар |
|
08 февраля 2023 г. |
Дело N А25-2623/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Аваряскина В.В. и Рассказова О.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ильенко Я.А., проводимого с использованием системы видеоконференц-связи, при участии в судебном заседании от истца по первоначальному иску (ответчика по встречному иску) - Управления по имущественным отношениям мэрии муниципального образования г. Черкесска (ИНН 0917035170, ОГРН 1180917002628) - Такушиновой А.Д. (доверенность от 10.11.2022), от ответчика по первоначальному иску (истца по встречному иску) - индивидуального предпринимателя Аслановой Миры Ивановны (ИНН 090100398921, ОГРНИП 304091430600360) - Чагарова Т.С-А. (доверенность от 08.10.2020), в отсутствие третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Республики, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Аслановой Миры Ивановны на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 27.07.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2022 по делу N А25-2623/2020, установил следующее.
Управление по имущественным отношениям мэрии муниципального образования г. Черкесска (далее - управление) обратилось в Черкесский городской суд с иском к индивидуальному предпринимателю Аслановой М.И. (далее - предприниматель) о признании права собственности на объект недвижимого имущества - торгово-остановочный комплекс площадью 38,9 кв. м, расположенный по адресу:
г. Черкесск, пл. Гутякулова, 20 (далее - спорный объект; уточненные требования).
Определением Черкесского городского суда от 22.10.2020 дело передано в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики.
Определением суда от 01.12.2020 дело принято к рассмотрению Арбитражным судом Карачаево-Черкесской Республики с присвоением делу номера А25-2623/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике (далее - регистрирующий орган) и Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Республики (далее - министерство).
Предприниматель обратился со встречным иском к управлению о признании права собственности на спорный объект.
Решением суда от 27.07.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.11.2022, иск управления удовлетворен, во встречном иске предпринимателя отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить обжалуемые судебные акты. По мнению заявителя, суды пришли к ошибочному выводу о том, что спорный объект входит в число сооружений, находящихся в муниципальной собственности. Предпринимателем понесены имущественные затраты в отношении спорного объекта. Управление пропустило срок исковой давности. Судам следовало привлечь к участию в деле в качестве ответчика Управление градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования г. Черкесска.
В отзыве на кассационную жалобу управление указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители сторон поддержали соответственно доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно и суды установили, что решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.11.1998 по делу N А25-1115/98-5 за администрацией г. Черкесска признано право собственности на 162 бесхозяйных объекта - остановки общественного транспорта, расположенные на территории г. Черкесска, в том числе в отношении крытой остановки "Медсанчасть" (северная сторона).
Постановлением главы г. Черкесска от 26.11.2001 N 4392 утвержден Порядок оформления документов на благоустройство и реконструкцию остановок общественного транспорта, согласно приложению N 2 к которому, реконструкция остановки должна быть осуществлена за счет граждан с последующей передачей в собственность муниципального образования г. Черкесска и заключением договора аренды муниципального имущества с лицом, осуществившим реконструкцию объекта малых архитектурных форм.
Администрация г. Черкесска и предприниматель заключили договор о сотрудничестве, по условиям которого предприниматель принял на себя обязательства за свой счет провести проектно-изыскательские работы и реконструкцию остановки, расположенной по адресу: г. Черкесск, ул. Гутякулова, 20, с последующей передачей реконструированного торгово-остановочного комплекса в собственность муниципального образования "город Черкесск", а администрация приняла обязательство выдать необходимые разрешения на проведение работ по реконструкции существующего объекта и принять его в эксплуатацию по завершении работ, связанных с реконструкцией.
Согласно акту приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта малых архитектурных форм от 13.08.2004 торговый павильон площадью 38,3 кв. м, расположенный по адресу: г. Черкесск, ул. Гутякулова, 20, введен в эксплуатацию.
1 сентября 2004 года Комитет по управлению имуществом г. Черкесска (арендодатель) и предприниматель (арендатор) заключили договор аренды N 25, согласно которому арендатору во временное пользование (владение) передана торговая часть торгово-остановочного комплекса, расположенного по адресу: г. Черкесск, ул. Гутякулова, 20 для использования его торговой части под магазин (пункт 1.1 договора). Срок аренды составляет 49 лет с момента принятия арендуемого имущества (пункт 3.1 договора).
По акту приема-передачи от 01.09.2004 имущество передано арендатору и принято последним без замечаний.
С предпринимателем (арендатор) заключен договор от 29.05.2008 N 461 аренды земельного участка, согласно которому предпринимателю до 01.09.2053 во временное владение и пользование передана часть земельного участка площадью 49 кв. м, расположенного по адресу: г. Черкесск, ул. Гутякулова, 20, под торговым павильоном, арендуемым предпринимателем на основании договора аренды торгово-остановочного комплекса от 01.09.2004 N 25 и входящим в торгово-остановочный комплекс, являющийся муниципальной собственностью г. Черкесска.
Управление (арендодатель) и предприниматель (арендатор) заключили договор аренды торгово-остановочного комплекса от 06.03.2017 N 3/17, по условиям которого во временное владение и пользование предпринимателю передана часть торгово-остановочного комплекса, расположенного по адресу: г. Черкесск, ул. Гутякулова, 20, для использования его торговой части под магазин. Срок действия договора аренды определен продолжительностью 11 месяцев с возможностью одностороннего отказа арендатором от договора.
Торгово-остановочный комплекс передан во временное владение и пользование предпринимателю по акту приема-передачи от 06.03.2017.
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 25.12.2017 по делу N 2-1884/2017 по иску прокурора г. Черкесска на управление возложена обязанность принять меры по включению спорного объекта в казну муниципального образования г. Черкесска и государственной регистрации права собственности.
Уведомлением от 10.01.2019 регистрирующий орган отказал управлению в государственной регистрации права муниципальной собственности.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения управления в арбитражный суд.
Обращаясь со встречным иском к управлению, предприниматель указал на наличие оснований для признания права собственности на спорный объект за ним в порядке статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 212 Гражданского кодекса в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Как следует из пункта 2 статьи 212 Гражданского кодекса, имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 215 Гражданского кодекса имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 указанного Кодекса (пункт 2 статьи 215 Гражданского кодекса).
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (пункт 2 статьи 218 Гражданского кодекса).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В соответствии со статьей 51 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В силу положений статей 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (статья 71 Кодекса).
Исследовав фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об обоснованности иска управления и отсутствии правовых оснований для удовлетворения встречных требований предпринимателя.
Суды установили, что материалами дела подтверждено фактическое нахождение спорного объекта в муниципальной собственности муниципального образования г. Черкесска, имеющего социальное значение. Предприниматель изначально располагал информацией о назначении спорного имущества и его собственнике, пределах и основаниях возникновения полномочий по владению этим имуществом. Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии добросовестности и исключают признание права собственности на имущество за предпринимателем в силу приобретательной давности. Суды также приняли во внимание решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.11.1998 по делу N А25-1115/98-5 и Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 25.12.2017 по делу N 2-1884/2017.
Подтверждение факта принадлежности спорного объекта управлению на праве муниципальной собственности в данном случае исключает удовлетворение иска предпринимателя.
Суд кассационной инстанции также учитывает, что со стороны собственника (муниципалитета) сохраняется контроль над спорным объектом и земельным участком под ним через опосредованное владение.
При этом удовлетворение первоначального иска в данном конкретном случае направлено на установление эффективного баланса в регулировании отношений сторон и соответствует правовым принципам справедливости, процессуальной экономии и правовой определенности.
Довод заявителя о допущенных судами процессуальных нарушениях не принимается кассационным судом с учетом положений части 3 статьи 288 Кодекса. Согласно указанной норме, нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены решения, апелляционного постановления, если это нарушение привело (могло привести) к принятию неправильного судебного акта. Между тем таких нарушений судом кассационной инстанции не установлено.
Аргументы подателя жалобы, по которым он не согласен с обжалуемыми судебными актами, фактически сводятся к несогласию с выводами судов, основанными на исследовании имеющихся в деле доказательств. Иное толкование заявителем кассационной жалобы норм и положений гражданского законодательства не свидетельствует о наличии судебной ошибки в обжалуемых судебных актах, не подтверждает нарушений судами нижестоящих инстанций норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не является достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы полностью повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку судов в оспариваемых судебных актах, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 27.07.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2022 по делу N А25-2623/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В соответствии со статьей 51 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 февраля 2023 г. N Ф08-562/23 по делу N А25-2623/2020