г. Краснодар |
|
15 февраля 2023 г. |
Дело N А32-16974/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Драбо Т.Н., в отсутствие в судебном заседании истца - федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" (ИНН 2320100329, ОГРН 1032311075620), ответчика - публичного акционерного общества "Россети Кубань" (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268) и третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "ЗСКЦ", управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрации муниципального образования город-курорт Анапа, межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Кубань" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2022 по делу N А32-16974/2021, установил следующее.
Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд к публичному акционерному обществу "Россети Кубань" (далее - общество) с исковым заявлением, в котором просило:
- изъять для федеральных нужд путем прекращения права аренды общества на земельный участок площадью 116 кв. м с кадастровым номером 23:37:0709001:5572, образованный из земельного участка площадью 2906 кв. м с кадастровым номером 23:00:0000000:247, посредством перечисления денежной суммы в размере 198 119 рублей; земельный участок площадью 3 кв. м с кадастровым номером 23:37:0401001:908, образованный из земельного участка площадью 4662 кв. м с кадастровым номером 23:00:0000000:245, посредством перечисления денежной суммы в размере 43 229 рублей; земельный участок площадью 10 кв. м с кадастровым номером 23:37:0709001:5565, образованный из земельного участка площадью 36 кв. м с кадастровым номером 23:37:0709001:3156, посредством перечисления денежной суммы в размере 50 551 рубля;
- зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0709001:5572 (площадь 116 кв. м), 23:37:0401001:908 (площадь 3 кв. м), 23:37:0709001:5565 (площадь 10 кв. м).
Иск основан на положениях статей 279 - 282 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статей 11, 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ). Требования мотивированы необходимостью изъятия принадлежащих обществу на праве аренды земельных участков для государственных (федеральных) нужд в соответствии с распоряжением Федерального дорожного агентства (далее - Росавтодор) от 27.09.2019 N 2618-р. Размер рыночной стоимости изымаемых земельных участков, а также размер убытков, подлежащих возмещению, определен учреждением на основании отчетов об оценке от 22.04.2020 N 171/02, 171/01 и 171/05, подготовленных обществом с ограниченной ответственностью "ЗСКЦ".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "ЗСКЦ", управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрация муниципального образования город-курорт Анапа, межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.03.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2022, иск учреждения удовлетворен. Изъят для федеральных нужд путем прекращения права аренды общества на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0709001:5572, образованный из земельного участка с кадастровым номером 23:00:0000000:247, посредством перечисления со стороны учреждения денежной суммы в размере 198 119 рублей на банковский счет общества или на депозитный счет нотариуса. Изъят для федеральных нужд путем прекращения права аренды общества на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0401001:908, образованный из земельного участка с кадастровым номером 23:00:0000000:245, посредством перечисления со стороны учреждения денежной суммы в размере 43 229 рублей на банковский счет общества или на депозитный счет нотариуса. Изъят для федеральных нужд путем прекращения права аренды общества на земельный участок с кадастровым номером 23:37:0709001:5565, образованный из земельного участка с кадастровым номером 23:37:0709001:3156, посредством перечисления со стороны учреждения денежной суммы в размере 50 551 рубля на банковский счет общества или на депозитный счет нотариуса. Решение также является основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0709001:5572, 23:37:0401001:908 и 23:37:0709001:5565. С общества в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6 тыс. рублей.
Суды установили, что распоряжением Росавтодора от 28.12.2018 N 4626-р утверждена документация по планировке территории объекта: "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги А-290 Новороссийск-Керчь. Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск-Керчь на участке км 52 - км 73, Краснодарский край". Пунктом 1 распоряжения Росавтодора от 27.09.2019 N 2618-р принято решение об изъятии путем выкупа в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельных участков, указанных в приложении к данному распоряжению. Изъятию подлежат, в том числе, участок площадью 116 кв. м с кадастровым номером 23:37:0709001:5572, образованный в результате раздела земельного участка площадью 2906 кв. м с кадастровым номером 23:00:0000000:247, по адресу: Краснодарский край, г. Анапа; участок площадью 3 кв. м с кадастровым номером 23:37:0401001:908, образованный из земельного участка площадью 4662 кв. м с кадастровым номером 23:00:0000000:245, по адресу: Краснодарский край, Анапский район; участок площадью 10 кв. м кадастровым номером 23:37:0709001:5565, образованный из земельного участка площадью 36 кв. м с кадастровым номером 23:37:0709001:3156 по адресу: Анапский район, г. Анапа, с. Витязево, вдоль ул. Почтовой, ул. Кооперативной, ул. Греческой, ул. Школьной и ул. Кавказской. Земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0709001:5572 (площадь 116 кв. м), 23:37:0401001:908 (площадь 3 кв. м) и 23:37:0709001:5565 (площадь 10 кв. м) попадают в зону строительства объекта, они принадлежат на праве аренды обществу. Из пункта 2 указанного распоряжения следует, что учреждению необходимо обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков, указанных в приложении к данному распоряжению, в том числе: обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта; заключить соглашение о выкупе земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на изъятые земельные участки, обеспечить государственную регистрацию данного распоряжения в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. На основании государственного контракта от 11.03.2020 N 877, заключенного между учреждением и ООО "ЗСКЦ", последнее произвело оценку рыночной стоимости изымаемых земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0709001:5572, 23:37:0401001:908, 23:37:0709001:5565, а также размер подлежащих возмещению убытков. Размер компенсации в связи с изъятием для государственных (федеральных) нужд указанных земельных участков, в том числе, размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием участков в целях обеспечения реализации проекта, определен на основании отчетов об оценке от 22.04.2020 N 171/02, 171/01 и 171/05. Учреждение направило обществу для ознакомления и последующего подписания проект соглашения об изъятии земельных участков (письма от 08.06.2020 N 5863/17, от 08.06.2020 N 5860/17, от 08.06.2020 N 5862/17). Данные соглашения обществом не подписаны, что и послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с исковым заявлением. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 279, 281, 282 Гражданского кодекса, статей 49, 56.3, 56.6, 56.8, 56.9, 56.10, 56.11 Земельного кодекса. Суды также учли разъяснения, приведенные в Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015. Суды установили, что у учреждения имеются законные основания для изъятия земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0709001:5572, 23:37:0401001:908, 23:37:0709001:5565 для государственных (федеральных) нужд. При этом истцом соблюдены требования гражданского и земельного законодательства, регулирующие процедуру изъятия недвижимого имущества. В соответствии с отчетами об оценке от 22.04.2020 N 171/02, 171/01, 171/05 денежная сумма, подлежащая уплате учреждением обществу за изымаемые земельные участки, составляет: за участок с кадастровым номером 23:37:0709001:5572 - 198 119 рублей; за участок с кадастровым номером 23:37:0401001:908 - 43 229 рублей; за участок с кадастровым номером 23:37:0709001:5565 - 50 551 рубль. Указанные отчеты признаны судами надлежащими (достоверными, допустимыми и относимыми) доказательствами по определению размера возмещения обществу при изъятии земельных участков. Довод общества о том, что учреждение при определении размера возмещения не учло все расположенные на изымаемых участках объекты (наличие электросетевых комплексов, подлежащих переносу), судами рассмотрен и отклонен. Суд первой инстанции указал, что общество, ссылаясь на данные обстоятельства, ходатайство о назначении экспертизы не заявило. Также сторонами заключено соглашение о компенсации от 20.11.2020 N 407/30-1503 и имеется подписанное истцом дополнительное соглашение к соглашению от 20.11.2020 N 407/30-1503, которое ответчиком не подписано, но не оспорено. Апелляционный суд, отклоняя доводы общества о недостоверности отчетов об оценке в связи с тем, что размер взысканной судом компенсации не отражает реальные затраты на восстановление систем электроснабжения, исходил из следующего. Учреждением в подтверждение размера возмещения за изымаемое для государственных (федеральных) нужд имущество представлены отчеты об оценке от 22.04.2020 N 171/02, 171/01 и 171/05, подготовленные ООО "ЗСКЦ". Достоверность указанных отчетов об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков, обществом не оспорена. Поэтому суд первой инстанции обоснованно определил размер компенсации за изымаемые земельные участки на основании отчетов об оценке, выполненных ООО "ЗСКЦ".
Общество обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Между учреждением и обществом возник спор не по изъятию земельных участков (прекращению прав аренды), а по поводу одновременного с изъятием земельных участков изъятия расположенных на них (принадлежащих ответчику) объектов недвижимого имущества и выкупной цене таких объектов. Судебные инстанции при разрешении спора не учли, что в отчетах об оценке рассматриваются убытки, связанные с прекращением права аренды земельного участка, расходы правообладателя на поиск аналогичного земельного участка и государственную регистрацию права аренды, а также стоимость самих земельных участков. Однако отчеты об оценке не содержат каких-либо сведений о принадлежащих обществу объектах недвижимости, размещенных на изымаемых в интересах учреждения земельных участках. Данные отчеты вообще не касаются рыночной стоимости объектов недвижимого имущества общества, право собственности на которые подлежит прекращению. Судебные инстанции сделали также необоснованный вывод о том, что общество не оспорило заключения экспертиз, не дав правовой оценки указанию в отзыве на исковое заявление на то, что ответчик не является заказчиком или иным лицом в процедурах оценки изымаемого имущества.
От иных лиц, участвующих в деле, отзывы на жалобу в суд округа не поступили.
Определениями Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.11.2022 и от 25.01.2023 рассмотрение кассационной жалобы общества откладывалось в связи с ходатайствами сторон (пояснениями представителей сторон), мотивированными реализацией ими процедуры мирного урегулирования спора и согласованием условий мирового соглашения. Однако мировое соглашение, подписанное сторонами и направленное в суд кассационной инстанции (для его утверждения) так и не поступило.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых обществом судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судами, распоряжением Росавтодора от 28.12.2018 N 4626-р утверждена документация по планировке территории объекта: "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги А-290 Новороссийск-Керчь. Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-290 Новороссийск-Керчь на участке км 52 - км 73, Краснодарский край".
Пунктом 1 распоряжения Росавтодора от 27.09.2019 N 2618-р принято решение об изъятии путем выкупа в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельных участков, указанных в приложении к данному распоряжению. Изъятию подлежат, в том числе, участок площадью 116 кв. м с кадастровым номером 23:37:0709001:5572, образованный в результате раздела земельного участка площадью 2906 кв. м с кадастровым номером 23:00:0000000:247, по адресу: Краснодарский край, г. Анапа; участок площадью 3 кв. м с кадастровым номером 23:37:0401001:908, образованный из земельного участка площадью 4662 кв. м с кадастровым номером 23:00:0000000:245, по адресу: Краснодарский край, Анапский район; участок площадью 10 кв. м кадастровым номером 23:37:0709001:5565, образованный из земельного участка площадью 36 кв. м с кадастровым номером 23:37:0709001:3156 по адресу: Анапский район, г. Анапа, с. Витязево, вдоль ул. Почтовой, ул. Кооперативной, ул. Греческой, ул. Школьной и ул. Кавказской. Земельные участки с кадастровыми номерами 23:37:0709001:5572 (площадь 116 кв. м), 23:37:0401001:908 (площадь 3 кв. м) и 23:37:0709001:5565 (площадь 10 кв. м) попадают в зону строительства объекта, они принадлежат на праве аренды обществу. Из пункта 2 указанного распоряжения следует, что учреждению необходимо обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков, указанных в приложении к данному распоряжению, в том числе: обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта; заключить соглашение о выкупе земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на изъятые земельные участки, обеспечить государственную регистрацию данного распоряжения в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
На основании государственного контракта от 11.03.2020 N 877, заключенного между учреждением и ООО "ЗСКЦ", последнее произвело оценку рыночной стоимости изымаемых земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0709001:5572, 23:37:0401001:908, 23:37:0709001:5565, а также размер подлежащих возмещению убытков. Размер компенсации в связи с изъятием для государственных (федеральных) нужд указанных земельных участков, в том числе, размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием участков в целях обеспечения реализации проекта, определен на основании отчетов об оценке от 22.04.2020 N 171/02, 171/01 и 171/05.
Учреждение направило обществу для ознакомления и последующего подписания проект соглашения об изъятии земельных участков (письма от 08.06.2020 N 5863/17, от 08.06.2020 N 5860/17, от 08.06.2020 N 5862/17).
Данные соглашения обществом не подписаны, что и послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с исковым заявлением.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Согласно статье 279 Гражданского кодекса принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
По правилам статьи 49 Земельного кодекса изъятие путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе со строительством (реконструкцией) автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, при отсутствии других возможных вариантов строительства (реконструкции) этих объектов.
На основании пункта 1 статьи 56.2 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с Положением о Федеральном дорожном агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374, таким федеральным органом исполнительной власти является Росавтодор. Согласно пункту 5.4.1.1 названного Положения к полномочиям Росавтодора относится принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства (реконструкции) автомобильных дорог федерального значения.
Статья 56.3 Земельного кодекса (пункт 1) предусматривает, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В силу норм статьи 56.6 Земельного кодекса решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие. В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
Организации, уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществлять деятельность по строительству и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, входят в перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 N 442.
Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство (пункт 1 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества. Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется правообладателю заказным письмом с уведомлением о вручении (пункты 2 и 3 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости направляется ряд документов, в том числе кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением, отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых участков, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков (пункт 4 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" данного заказного письма. Организация, подавшая ходатайство об изъятии, на основании которого было принято решение об изъятии, вправе вручить проект соглашения об изъятии недвижимости правообладателю изымаемой недвижимости с распиской в получении (пункты 6, 7 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (пункт 8 статьи 56.10 Земельного кодекса).
Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 данной статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы (пункт 9 статьи 56.10 Земельного кодекса).
В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 статьи 56.10 Земельного кодекса).
За земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством (пункты 1 и 2 статьи 281 Гражданского кодекса).
Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных данной статьей (пункт 1 статьи 56.8 Земельного кодекса).
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством (пункт 2 статьи 56.8 Земельного кодекса).
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, указано следующее. По смыслу пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса собственник изымаемого земельного участка вправе претендовать на получение возмещения, необходимого для восстановления его имущественных потерь, которое рассчитывается таким образом, как будто бы изъятия не было. Если собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
При разрешении спора судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований учреждения. Суды исходили из того, что решение об изъятии земельных участков принято уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Росавтодором), наделившим учреждение полномочиями по его изъятию (заключению соглашений о выкупе). Изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется учреждением в целях строительства и реконструкции объекта федерального значения (автомобильной дороги). Размер возмещения за изымаемые земельные участки определен на основании отчетов об оценке от 22.04.2020 N 171/02, 171/01 и 171/05, подготовленных ООО "ЗСКЦ". Изучив представленные отчеты, судебные инстанции не усмотрели оснований для непринятия их в качестве надлежащих (достоверных, относимых и допустимых) доказательств по делу. Доводы общества о том, что отчеты об оценке не содержат сведений о принадлежащих обществу объектах недвижимости, размещенных на изымаемых в интересах Российской Федерации земельных участках, право собственности на которые подлежит прекращению, рассмотрен и отклонен судами, не установившими наличие на изымаемых участках таких объектов.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
В кассационной жалобе общество по существу приводит доводы о том, что в связи с изъятием земельных участков для федеральных нужд необходим перенос части инженерных сооружений (объектов электросетевого хозяйства). При этом в размер возмещения не включена ни рыночная стоимость указанных сооружений, ни стоимость работ по их реконструкции (размещению). Данные доводы проверены судом кассационной инстанции, которым не могут быть приняты в качестве оснований для отмены обжалуемых ответчиком судебных актов.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ статья 56.8 Земельного кодекса дополнена пунктом 2.1 (действует с 01.09.2018), согласно которому в случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется перенос инженерных сооружений, в размер возмещения не включается рыночная стоимость указанных сооружений. В этом случае при определении размера возмещения в него включаются: стоимость работ по реконструкции инженерных сооружений и расходы, связанные с размещением таких сооружений (в том числе плата за сервитут, публичный сервитут), за исключением случая выполнения работ по реконструкции инженерных сооружений за счет лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд; иные убытки, предусмотренные настоящей статьей.
Таким образом, если при изъятии у правообладателя земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется перенос инженерных сооружений, то в размер возмещения не должна включаться рыночная стоимость таких сооружений. Вместе с тем, размер возмещения должен включать стоимость работ по реконструкции инженерных сооружений и расходы, связанные с их размещением. Однако соответствующие расходы при определении размера возмещения не должны учитываться в случае выполнения работ по реконструкции инженерных сооружений за счет лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Материалами дела подтверждено, что обществом 22.12.2017 учреждению выданы технические условия на переустройство объектов электросетевого хозяйства (ВЛ 0,4 - 10 кВ), находящихся на проектируемых к реконструкции участках автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь, км 52 - км 73, Краснодарский край. Между учреждением и обществом 20.11.2020 также заключено соглашение о компенсации от 20.11.2020 N 407/30-1503, предметом которого является переустройство объектов электросетевого хозяйства общества при организации учреждением реконструкции автомобильной дороги. В связи с тем, что в данном соглашении были учтены не все объекты электросетевого хозяйства общества, подлежащие переносу (переустройству), учреждение направило обществу для подписания дополнительное соглашение к ранее заключенному сторонами соглашению о компенсации от 20.11.2020 N 407/30-1503 (т. 4, л. д. 9 - 34, 56 - 59). Представленные документы с очевидностью свидетельствуют о том, что работы по реконструкции инженерных сооружений (электросетевых комплексов), принадлежащих обществу, осуществляются за счет учреждения, то есть лица, на основании ходатайства которого принималось решение об изъятии земельных участков для федеральных нужд. С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Государственная пошлина уплачена обществом в доход федерального бюджета при подаче кассационной жалобы (платежное поручение от 22.08.2022 N 2777).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2022 по делу N А32-16974/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, указано следующее. По смыслу пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса собственник изымаемого земельного участка вправе претендовать на получение возмещения, необходимого для восстановления его имущественных потерь, которое рассчитывается таким образом, как будто бы изъятия не было. Если собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
...
Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ статья 56.8 Земельного кодекса дополнена пунктом 2.1 (действует с 01.09.2018), согласно которому в случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется перенос инженерных сооружений, в размер возмещения не включается рыночная стоимость указанных сооружений. В этом случае при определении размера возмещения в него включаются: стоимость работ по реконструкции инженерных сооружений и расходы, связанные с размещением таких сооружений (в том числе плата за сервитут, публичный сервитут), за исключением случая выполнения работ по реконструкции инженерных сооружений за счет лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд; иные убытки, предусмотренные настоящей статьей."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 февраля 2023 г. N Ф08-10439/22 по делу N А32-16974/2021