г. Краснодар |
|
16 февраля 2023 г. |
Дело N А53-16750/2022 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Бабаевой О.В., без вызова и участия истца - общества с ограниченной ответственностью "Туапсинский балкерный терминал" (ИНН 2322027681, ОГРН 1032313060427) и ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2022 по делу N А53-16750/2022, установил следующее.
АО "Туапсинский балкерный терминал" (далее - терминал) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "РЖД" (далее - железная дорога) о взыскании 200 440 рублей штрафа за несвоевременную уборку вагонов с железнодорожных путей.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением от 15.08.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.10.2022, иск удовлетворен частично: с ответчика в пользу истца взыскано 140 308 рублей штрафа; распределены судебные расходы на оплату государственной пошлины. Суды сочли правомерным привлечение железной дороги к ответственности, предусмотренной статьей 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав); размер штрафа снижен на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, истец не доказал, что он своим локомотивом доставил вагоны на железнодорожные выставочные пути N 14, 15 и 16, где они простаивали в ожидании уборки локомотивом ответчика; именно бездействие истца (технологический проход находился в неудовлетворительном состоянии; нарушены требования по опломбированию порожних специализированных вагонов; возврат вагонов с железнодорожного пути необщего пользования менее количества одновременно поданной группы) явились причиной задержки уборки порожних вагонов, на что указано ответчиком в контррасчетах штрафа и актах общей формы; акты общей формы, представленные в материалы дела истцом, являются ненадлежащими доказательствами, поскольку в них зафиксированы события, которые на момент составления актов не наступили; терминал является ненадлежащим истцом, поскольку в рамках перевозки порожних вагонов не является стороной перевозочного процесса, поэтому право заявления соответствующих требований о взыскании штрафа в порядке статьи 100 Устава у терминала отсутствует. Правоотношения сторон как перевозчика и грузополучателя (терминала) прекращены выдачей груза.
Согласно части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как установлено судами, железная дорога (перевозчик) и терминал (владелец) заключили договор от 28.03.2019 N 86/7т на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования общества при станции Туапсе - Сортировочная СКжд, в соответствии с которым осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования: путь N 14 является продолжением ходового пути N 14 парка "Г" станции Туапсе - Сортировочная; путь N 16 примыкает стрелочным переводом N 430 к выставочному пути N 7 парка "Г" станции Туапсе - Сортировочная. Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом владельца. В соответствии с пунктом 9 договора с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются в количестве одновременно поданной группы вагонов; при наличии у перевозчика возможности, допускается осуществление уборки части выгруженной одновременно поданной партии вагонов; учет времени нахождения этих вагонов на железнодорожном пути необщего пользования исчисляется до момента их фактической уборки на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика; возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом владельца на железнодорожные выставочные пути N 14, 15 и 16. В соответствии с пунктом 10 договора о готовности вагонов к уборке владелец передает уведомление перевозчику: приемосдатчик-кладовщик владельца приемосдатчику станции Туапсе - Сортировочная по телефону и в письменном виде с указанием количества и номеров вагонов. Пунктом 11 договора предусмотрено, что готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком с выставочных путей в течение 4 часов после получения уведомления от владельца о готовности вагонов к уборке; перевозчик не несет ответственности за задержку уборки группы вагонов с выставочных путей в случае наличия в ней вагонов, на которые не оформлены перевозочные документы, неочищенных от остатков перевозимых грузов, технически и коммерчески неисправных, а также вагонов, отправление которых невозможно по причинам, не зависящим от перевозчика.
С мая по июль 2021 года на железнодорожных выставочных путях в ожидании уборки простаивали порожние вагоны после выгрузки грузов терминалом.
Терминал направил железной дороге уведомления о завершении грузовых операций и готовности вагонов к уборке, однако перевозчик убрал вагоны с нарушением сроков, об этом терминал составил акты общей формы.
За задержку уборки вагонов терминал в соответствии со статьей 100 Устава начислил железной дороге штраф.
Поскольку железная дорога в порядке досудебного урегулирования спора не оплатила штраф, терминал обратился в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя иск, руководствуясь статьями 329, 330, 784, 785, 791, 792, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 100 Устава, исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив факт нарушения ответчиком сроков уборки вагонов, суды пришли к выводу о наличии у терминала права требовать уплаты штрафа за задержку уборки вагонов с железнодорожных выставочных путей. Расчет штрафа проверен судами и признан правильным. Размер штрафа снижен на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод железной дороги об отсутствии у терминала права на взыскание с нее штрафа по статье 100 Устава судами проверен и признан несостоятельным.
В пункте 69 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374, предусмотрено, что порожний вагон может быть подан на железнодорожные пути общего пользования в соответствии со статьей 44 Устава без оформленных в установленном порядке перевозочных документов в случае подачи порожних вагонов с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования припортовых железнодорожных станций (в том числе для перемещения), определенных в соответствии с Порядком формирования и утверждения перечня припортовых железнодорожных станций, с которых перевозчик и владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования вправе перемещать порожние грузовые вагоны, внесения в него изменений, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.04.2016 N 100.
В соответствии с приказом Минтранса России от 13.04.2016 N 100 "Об утверждении порядка формирования и утверждения перечня припортовых железнодорожных станций, с которых перевозчик и владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования вправе перемещать порожние грузовые вагоны, внесение в него изменений" Федеральным агентством железнодорожного транспорта издан приказ от 31.05.2016 N 273, согласно которому станция Туапсе - Сортировочная отнесена к припортовой железнодорожной станции.
Таким образом, грузополучатель (грузоотправитель) после выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний грузовой вагон подает на железнодорожные пути общего пользования без оформления перевозочных документов, а в случае обслуживания грузополучателя (грузоотправителя) владельцем путей необщего пользования, возврат вагонов осуществляется последним.
Аналогичная обязанность по возврату порожних вагонов закреплена в пункте 9 договора, согласно которому возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом владельца по согласованию с перевозчиком на один из свободных железнодорожных путей N 14, 15 и 16 станции Туапсе - Сортировочная, являющихся выставочными.
Возврат вагонов осуществляется локомотивом терминала как владельца пути необщего пользования, что свидетельствует о его статусе грузополучателя, так как истец заинтересован в своевременном осуществлении перевозчиком соответствующей обязанности по согласованию возможности подачи таких вагонов с пути необщего пользования на станционные пути, поскольку длительная и необоснованная занятость путей необщего пользования исключает возможность нормального осуществления и планирования своей деятельности, использования указанных путей для приема иных вагонов и возврата иных партий порожних вагонов.
Ссылка ответчика на то, что причиной задержки уборки порожних вагонов являлось бездействие истца, отклонена судами первой и апелляционной инстанций.
Суды установили, что акты общей формы, составленные железной дорогой по факту отсутствия опломбировочных устройств, подписаны представителем терминала с разногласиями по причине несоответствия фактических обстоятельств данным, отраженным в представленных документах.
Осмотр и передача вагонов при подаче/уборке в техническом и коммерческом отношении производятся на железнодорожных выставочных путях. Готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком (железной дорогой) с выставочных путей N 14, 15 и 16 после получения уведомления от владельца о готовности вагонов к уборке в течение 4 часов (пункт 11 договора).
Вагоны снимаются с ответственности владельца после окончания приемосдаточных операций и сдачи их перевозчику на выставочных путях на основании памятки приемосдатчика (пункт 10 договора).
По результатам оценки представленных в материалы дела доказательства суды установили, что документы, подтверждающие устранение терминалом выявленных ответчиком недостатков, железной дорогой не представлены; терминал какие-либо операции с вагонами, свидетельствующие об устранении названных ответчиком нарушений, не осуществлял, однако вагоны приняты перевозчиком и убраны с путей необщего пользования, но с задержкой. Ответчик не доказал, что истец предпринимал действия (допускал бездействие), препятствующие своевременной уборке железной дорогой вагонов с железнодорожных выставочных путей.
Вопросы оценки доказательств и установления фактических обстоятельств дела отнесены к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств (в том числе актов общей формы N 72, 76, 78, 79, 80, 81, 85, 87, 88, 89, 90, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 105) не принимается во внимание судом округа в силу законодательно ограниченных пределов рассмотрения дела, установленных в статьях 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается факт уборки вагонов, по каждому случаю нарушения сроков уборки вагонов составлены акты общей формы.
Нарушение сроков уборки подтверждается памятками приемосдатчика на уборку вагонов, а также уведомлениями терминала.
Железная дорога не представила доказательств того, что с момента поступления уведомлений от терминала приступила к уборке вагонов своевременно.
Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу, не усмотрел существенных нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов по основаниям, предусмотренным положениями части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2022 по делу N А53-16750/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и дальнейшему обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 69 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374, предусмотрено, что порожний вагон может быть подан на железнодорожные пути общего пользования в соответствии со статьей 44 Устава без оформленных в установленном порядке перевозочных документов в случае подачи порожних вагонов с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования припортовых железнодорожных станций (в том числе для перемещения), определенных в соответствии с Порядком формирования и утверждения перечня припортовых железнодорожных станций, с которых перевозчик и владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования вправе перемещать порожние грузовые вагоны, внесения в него изменений, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.04.2016 N 100.
В соответствии с приказом Минтранса России от 13.04.2016 N 100 "Об утверждении порядка формирования и утверждения перечня припортовых железнодорожных станций, с которых перевозчик и владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования вправе перемещать порожние грузовые вагоны, внесение в него изменений" Федеральным агентством железнодорожного транспорта издан приказ от 31.05.2016 N 273, согласно которому станция Туапсе - Сортировочная отнесена к припортовой железнодорожной станции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 февраля 2023 г. N Ф08-15107/22 по делу N А53-16750/2022