г. Краснодар |
|
17 февраля 2023 г. |
Дело N А15-2092/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Твердого А.А., судей Рассказова О.Л. и Садовникова А.В., в отсутствие в судебном заседании истца - государственного казенного учреждения Республики Дагестан "Дирекция единого государственного заказчика-застройщика" (ИНН 0572006666, ОГРН 1140572000502), ответчика - федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства" (ИНН 2315078029, ОГРН 1022302390461), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 05.08.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 по делу N А15-2092/2022, установил следующее.
ГКУ Республики Дагестан "Дирекция единого государственного заказчика-застройщика" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к ФГУП "Главное военно-строительное управление N 4" (далее - предприятие) о взыскании 5 770 000 рублей штрафа.
В процессе рассмотрения дела ФГУП "Главное военно-строительное управление N 4" сменило наименование на ФГУП "Главное управление специального строительства".
Решением суда от 05.08.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.10.2022, исковое требование удовлетворено. Судебные акты мотивированы неисполнением предприятием обязательств по предоставлению государственному заказчику сведений о субподрядных организациях, заключивших договор с генеральным подрядчиком.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении иска. Податель жалобы указывает, что запрашиваемые документы направлены государственному заказчику, в связи с чем предприятием не нарушены условия контрактов. Кроме того, пункт 8.2.27 контрактов не предусматривает неоднократное направление одной и той же информации.
В дополнениях к кассационной жалобе предприятие указало, что обязательства по контрактам исполнены им в полном объеме, в связи с чем учреждение неправомерно не рассмотрело вопрос о списании начисленного предприятию штрафа в порядке, установленном Правилами осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила N 783).
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела видно и судами установлено, что учреждением (государственный заказчик) и предприятие (генеральный подрядчик) заключили 73 государственных контракта от 28.10.2019 N ГК-002, N ГК-003, N ГК-001, N ГК-005, N ГК-004, от 05.11.2019 N ГК-007, N ГК-008, N ГК-009, N ГК-010, N ГК-011, N ГК-015, N ГК-013, N ГК-014, N ГК-006, от 13.11.2019 N ГК-016, N ГК-019, от 14.12.2019 N ГК-018, N ГК-021, N ГК-023, N ГК-025, N ГК-024, от 18.12.2019 N ГК-17, N ГК-26, N ГК27, N ГК-28, N ГК-29, N ГК-30, от 20.12.2019 N ГК-20, от 23.12.2019N ГК-33, N ГК-032, N ГК-31, N ГК-34, от 24.12.2019 N ГК-35, N ГК-36, от 26.12.2019 N ГК-36, от 27.12.2019 N ГК-40, N ГК-38, N ГК-39, N ГК-41, N ГК-42, от 28.12.2019 N ГК-57, N ГК-45, N ГК-46, N ГК-47, N ГК-48, N ГК-49, N ГК-50, N ГК-51, N ГК-52, N ГК-53, N ГК-54, N ГК-55, N ГК- 56, N ГК-58, N ГК-59, от 28.07.2020 N ГК-012, от 24.08.2020 N ГК-69, N ГК-71, N ГК-75, N ГК-76, N ГК-72, N ГК-70, N ГК-73, N ГК-74, от 15.09.2020 N ГК-77, N ГК-78, от 31.10.2020 N ГК-79, от 10.11.2020 N ГК-80, от 14.12.2020 N ГК-81, от 26.12.2020 N ГК-82, N ГК-83, от 02.08.2021 N ГК-84, N ГК-85, на выполнение работ по объектам, финансируемым в рамках мероприятий по реализации государственной программы "Развитие образования" и национального проекта "Демография".
В соответствии с пунктом 6.1.1. контрактов государственный заказчик имеет право осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль использования бюджетных денежных средств, перечисленных им по контракту. Проводить проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности генерального подрядчика, касающихся исполнения контракта.
В силу пункта 6.2.4. контрактов в обязанности государственного заказчика входит контроль исполнения генеральным подрядчиком контракта, в том числе на отдельных этапах его исполнения.
Согласно пункту 8.2.51. контрактов генеральный подрядчик обязан обеспечить допуск представителей государственного заказчика в организацию генерального подрядчика (субподрядчика (третьих лиц), заключивших договор (договоры) с генподрядчиком) и условия для осуществления государственным заказчиком, контроля за исполнением контракта, в том числе на отдельных этапах его исполнения.
В соответствии с условиями заключенных контрактов генеральный подрядчик обязан уведомить государственного заказчика обо всех субподрядных организациях, заключивших договор с генеральным подрядчиком (п. 8.2.50. контрактов).
Генеральный подрядчик обязан по требованию государственного заказчика организовать представление справочного материала о ходе выполнения работ, а именно: фото-мониторинг выполнении работ, справку-доклад о ходе производства работ, а также иную запрашиваемую информацию. В случае необходимости, указанная информация представляется по установленной государственным заказчиком форме (пункт 8.2.26. контрактов).
Пунктом 17.7. контрактов предусмотрено, что генеральный подрядчик уплачивает государственному заказчику штраф в размере, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042: в иных случаях ненадлежащего исполнения обязательств по контракту, не имеющих стоимостного выражения (пункт 17.7.7. контрактов).
26.01.2022 учреждение обратилось в адрес предприятия с запросом о представлении в срок до 28.01.2022 копий договоров субподряда заключенных по объектам, являющимися предметом контрактов. Запрашиваемые сведения касались непосредственного исполнения государственных контрактов, поскольку в заключенных контрактах предусмотрены условия привлечения генеральным подрядчиком субподрядных организаций.
Предприятие письмом от 08.02.2022 N 42-412-190 отказало учреждению в представлении запрошенных сведений.
18 февраля 2022 года учреждение направило в адрес предприятия претензию N 11.10/02-801/22 с требованием оплаты штрафа за нарушение обязательств по представлению запрашиваемых материалов.
Неисполнение предприятием указанного требования послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 309, 310, 329, 330, 331 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а также Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пеней, начисляемых за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, и исходили из доказанности факта ненадлежащего исполнения предприятием обязательств по контрактам.
Между тем суды не учли следующего.
В силу части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 340 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783", вступившим в силу 12.03.2022, из названия, преамбулы и текста Правил N 783 исключены слова "в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах".
Согласно пункту 2 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением перечисленных в данном постановлении контрактов.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил N 783 определено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "в" - "д" данного пункта.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил N 783 установлено, что при наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 данных Правил, - исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом.
Как указывает предприятие, спорные контракты исполнены в полном объеме, начисленный учреждением штраф не превышает 5 процентов цены контракта.
Пункт 11 Правил N 783 устанавливает, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 данных Правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в пункте 9 Правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
Наличие спора относительно начисленной неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию или предоставлению отсрочки уплаты неустоек, поскольку подобные антикризисные меры были установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным контрактам (определение Верховного Суда Российской Федерации по делу от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712).
Применительно к пункту 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), списание неустоек (штрафов, пеней) является обязанностью заказчика, в связи с чем суд обязан проверить соблюдение им требований указанной нормы. Несовершение заказчиком действий по сверке задолженности с исполнителем не может служить основанием для неприменения правил о списании или предоставлении отсрочки.
Подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2022 N 302-ЭС21-25561).
При таких обстоятельствах вывод судов о необходимости взыскания с предприятия в пользу учреждения штрафа является преждевременным, сделанным на основании неполного исследования обстоятельств дела.
Поскольку суд кассационной инстанции при проверке соответствия выводов судов нижестоящих инстанций о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (часть 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами (часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а по данному делу необходимо исследование имеющихся в деле доказательств и установление существенных по делу обстоятельств, в том числе необходимо проверить доводы предприятия об исполнении контрактов в полном объеме, то обжалуемые судебные акты надлежит отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит устранить отмеченные нарушения, установить существенные по делу обстоятельства и, правильно применив нормы материального и процессуального права, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 05.08.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 по делу N А15-2092/2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Твердой |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 11 Правил N 783 устанавливает, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 данных Правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в пункте 9 Правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
...
Применительно к пункту 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), списание неустоек (штрафов, пеней) является обязанностью заказчика, в связи с чем суд обязан проверить соблюдение им требований указанной нормы. Несовершение заказчиком действий по сверке задолженности с исполнителем не может служить основанием для неприменения правил о списании или предоставлении отсрочки.
Подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2022 N 302-ЭС21-25561)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 февраля 2023 г. N Ф08-316/23 по делу N А15-2092/2022