г. Краснодар |
|
20 февраля 2023 г. |
Дело N А32-26845/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от истца - Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) - Берко М.В. (доверенность от 22.12.2022), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Южный лес" (ИНН 2365023378, ОГРН 1142365001129) - Аксеновой А.А. (доверенность от 07.09.2022), в отсутствие третьих лиц - федерального государственного бюджетного учреждения "Сочинский национальный парк" (ИНН 2320006502, ОГРН 1022302942705), Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южный лес" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 по делу N А32-26845/2021, установил следующее.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Южный лес" (далее - общество) о расторжении договора аренды от 13.11.2014 N 14-04а-012, возложении на общество обязанности возвратить по акту приема-передачи лесной участок в состоянии, пригодном для дальнейшего ведения лесного хозяйства, взыскании судебной неустойки в размере 10 тыс. рублей в день в случае неисполнения решения суда по возврату лесного участка в установленный судом срок (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Сочинский национальный парк" (далее - учреждение), Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление).
Решением суда от 05.09.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.09.2022, исковые требования удовлетворены, заключенный между министерством и обществом договор аренды лесного участка от 13.11.2014 N 14-04а-102 расторгнут; на общество возложена обязанность возвратить министерству арендованный лесной участок по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда; с общества в пользу министерства взыскана неустойка в размере 5 тыс. рублей за каждый день по истечении месячного срока с момента вступления решения суда в законную силу и до момента полного исполнения судебного акта; с общества в доход федерального бюджета взыскано 6 тыс. рублей государственной пошлины. Судебные акты мотивированы тем, что общество существенно нарушило условия договора аренды лесного участка от 13.11.2014 N 14-04а-102,что выражено в несоответствии фактического использования лесного участка проекту освоения лесов, нарушении требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, правил заготовки древесины, правил санитарной безопасности в лесах, правил пожарной безопасности в лесах, правил лесовосстановления.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, сославшись как на доказательства допущенных обществом нарушений договора аренды лесного участка на протоколы об административных правонарушениях от 25.05.2020 N 004360, 004361, 004362, 004363 (нарушение правил заготовки древесины) и постановления о назначении административных наказаний от 03.06.2020 N 311-Л/2020, 302-Л/2020 и от 03.06.2020 N 303-Л/2020, 304-Л/2020, 305-Л/2020, 306-Л/2020, которыми должностное лицо и общество привлечены к административной ответственности, суды не учли, что они отсутствуют в материалах дела. Представленные в материалы дела акты осмотра лесных участков от 27.08.2018 N 55, от 08.02.2019 N 25, от 27.07.2019 N 214, от 05.09.2019 N 270, от 05.09.2019 N 113, от 05.06.2020 N 147, от 10.06.2020 N 152 не являются допустимыми доказательствами по делу, поскольку не подписаны всеми лицами, принимавшими участие в осмотрах. В актах осмотра лесного участка от 27.07.2019 N 214 и от 05.09.2019 N 113 зафиксированы факты незаконной порубки деревьев в кварталах 5В выдела 31 и выделе 2 квартала 94А, которые по договору аренды обществу не передавались. Все перечисленные осмотры произведены в отсутствие представителя общества, копии актов в адрес общества не направлялись. В материалы дела указанные документы представлены в копиях, не заверены надлежащим образом, оригиналы судом не обозревались, несмотря на неоднократные требования суда. В актах не указаны географические координаты местоположение обнаруженных спилов деревьев, отсутствует фотоматериал, подтверждающий как наличие самих спилов, так и диаметр пней, обнаруженных в ходе осмотров арендуемого обществом лесного участка, в связи с чем сомнительна достоверность представленных доказательств. В материалы дела не представлены результаты процессуальных проверок правоохранительных органов по выявленным фактам незаконных порубок. Выводы судов о причинении обществом государству ущерба в размере 52 473 959 рублей от незаконных рубок деревьев на землях лесного фонда, находящихся в аренде у общества, не обоснованы. Акт незаконной рубки от 10.06.2020 N 152 в части выдела 32 квартала 134 А Георгиевского участкового лесничества Туапсинского лесничества деревьев породы дуб и граб объемом 7,21 куб. м с ущербом государству в размере 1 192 962 рублей опровергается представленной в материалы дела справкой филиала ГКУ КК "Комитет по лесу" Туапсинское лесничество от 25.11.2020 N 1124. Суды не оценили доводы общества об отсутствии существенных нарушений условий договора аренды, а допущенные обществом нарушения являются устранимыми. Суды не учли, что проектом освоения лесов для осуществления предусмотренных им мероприятий, установлена не конкретная дата, а временной период. В настоящее время все мероприятия выполнены, что подтверждено актом выездного обследования территории (лесного участка) от 20.06.2022 N 94. Выявленные актом комиссии от 30.11.2020 N 4 нарушения устранены до вынесения судом первой инстанции решения от 05.09.2022.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Учреждение и управление отзывы на кассационную жалобу не представили.
До рассмотрения кассационной жалобы представитель общества заявил устное ходатайство об отложении судебного заседания, мотивировав его намерением заключить с министерством мировое соглашение. В обоснование заявленного ходатайства представитель общества представил адресованное Министру природных ресурсов Краснодарского края письмо от 14.02.2023 N 1, в котором указано, что в настоящее время допущенные обществом в ходе использования лесных участков нарушения устранены, в связи с чем общество просит рассмотреть вопрос о заключении мирового соглашения.
Представитель министерства против заявленного ходатайства возражал, указал на отсутствие сведений о предложении общества заключить мировое соглашение по настоящему делу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания надлежит отказать ввиду отсутствия доказательств, объективно препятствующих рассмотрению кассационной жалобы в судебном заседании, назначенном на 15.02.2021 на 14 часов 40 минут. О намерении заключить мировое соглашение представитель общества заявил 15.02.2023 непосредственно в судебном заседании, сославшись на адресованное министерству письмо от 14.02.2023. Доказательства принятия министерством предложения общества о заключении мирового соглашения и проект мирового соглашения не представлены.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, просил суд кассационной инстанции решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить.
Представитель министерства возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие выводов судов закону и представленным в материалы дела доказательствам.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, судебные акты, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, между министерством (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды находящегося в государственной собственности лесного участка от 13.11.2014 N 14-04а-012 (далее - договор N 14-04а-012), согласно пункту 1.2 которого арендодатель передал во временное владение арендатору лесные участки площадью 9902,80 га, местоположение: Краснодарский край, Туапсинское лесничество, Георгиевское участковое лесничество, квартал 16А выделы 1 - 21, 23; квартал 17А выделы 1 - 31, 33 - 43, 45 - 46; квартал 19А выделы все; квартал 25А выделы все; квартал 34А выделы 1 - 2, 4 -15, 17 - 33, 35 - 52, 55 - 58, 60, 62 - 71; квартал 36А выделы 1 - 45, 47 - 49; квартал 37А выделы 1 - 15, 17 - 34; квартал 38А выделы 1 - 4, 6 - 40, 42 - 46, 48 - 49, 51 - 65, квартал 51А выделы 2 -18, 21 - 27, 31 - 47; квартал 52А выделы все; квартал 54А выделы 2 - 45; квартал 55А выделы 1 - 61, 63 - 66; квартал 56А выделы все; квартал 57А выделы 1 - 18, 20 - 35; квартал 58А выделы 1 - 28; квартал 59А выделы все; квартал 63А выделы 1 - 7, 9 - 11, 13 - 16; 19 - 34; квартал 64А выделы все; квартал 65А выделы 1 - 2, 4 - 48; квартал 66А выделы 1 - 23; квартал 68А выделы 28; квартал 69А выделы все; квартал 70А выделы все; квартал 71А выделы все; квартал 73А выделы все; квартал 74А выделы 1 - 20; 22 - 36; квартал 75А выделы все; квартал 76А выделы все; квартал 81А выделы все; квартал 83А выделы все; квартал 84А выделы все; квартал 85А выделы все; квартал 86А выделы все; квартал 87А выделы 1 - 4, 6 - 27; квартал 88А выделы 1 - 6, 8 - 9, 11 - 22, 24 - 27; квартал 92А выделы все; квартал 98А выделы все; квартал 99А выделы все; квартал 100А выделы все; квартал 101А выделы все; квартал 102А выделы все; квартал 103А выделы все; квартал 104А выделы все; квартал 103А выделы 1 - 10, 12 - 16, 18 - 27; квартал 106 выделы все; квартал 108А выделы 1 - 30, 32 - 35; квартал 109А выделы 1 - 32; квартал 117А выделы 1 - 22, 24 - 37; квартал 119А выделы 1 - 28, 30; квартал 120А: выделы 1 - 34; квартал 123А выделы 1-25; квартал 124А выделы все; квартал 128А выделы все; квартал 131А выделы 1 - 4, 6 - 46; квартал 132А выделы все; квартал 133А выделы все; квартал 134А выделы все; квартал 135А выделы все; квартал 136А выделы все; квартал 137А выделы все (далее - спорные лесные участки). Номера учетной записи в государственном лесном реестре: 23-15-02-01-00548, 23-15-02-01-00549, 23-15-02-01-00550, 23-15-02-01-00551, 23-15-02-01-00552, 23-15-02-01-00553, 23-15-02-01-00554, 23-15-02-01-00555, 23-15-02-01-00556, 23-15-02-01-00557, 23-15-02-01-00558, 23-15-02-01-00559, 23-15-02-01-00560 (пункт 1.3 договора N 14-04а-012).
В соответствии с пунктом 7 договора N 14-04а-012 срок его действия - с 13.11.2014 по 13.11.2024. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Спорные лесные участки переданы обществу по акту приема-передачи лесного участка в аренду от 13.11.2014 (приложение N 7 к договору N 14-04а-012).
Пунктом 1.5 договора N 14-04а-012 и приложением N 3 к договору N 14-04а-012 определено, что лесной участок передается арендатору для заготовки древесины в среднегодовых объемах - 3,157 тыс. куб. м.
В соответствии с договором N 14-04а-012 общество обязано: осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек и противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов и приложением N 6 к договору (подпункт 3.4.6 пункта 3.4 договора N 14-04а-012); осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и в приложении N 6 к договору N 14-04а-012 (подпункт 3.4.7 пункта 3.4 договора N 14-04а-012); осуществлять мероприятия по охране лесов от незаконных рубок леса и их своевременному выявлению; при обнаружении незаконной рубки уведомить арендодателя - министерство в день ее обнаружения (подпункт 3.4.8 пункта 3.4 договора N 14-04а-012); осуществлять на лесном участке разрубку (расчистку) квартальных просек, замену квартальных столбов (подпункт 3.4.10 пункта 3.4 договора N 14-04а-012).
В силу пункта 8.6 договора N 14-04а-012 существенными условиями договора являются: объемы использования лесов, установленные проектом освоения лесов; соответствие фактического использования лесного участка проекту освоения лесов и лесной декларации; своевременное внесение арендной платы.
30 ноября 2020 года комиссия в составе министерства и государственного казенного учреждения Краснодарского края "Комитет по лесу" провела проверку информации о возможных нарушениях обществом лесного законодательства, в ходе которой выявлены грубые нарушения обществом условий договора N 14-04а-012, а именно: несоответствие фактического использования лесного участка проекту освоения лесов, установлено, что общество допустило нарушения требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, правил заготовки древесины, правил санитарной безопасности в лесах, правил пожарной безопасности в лесах, правил лесовосстановления. Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 30.11.2020 N 4.
Как отражено в акте от 30.11.2020 N 4, с 2018 года на находящихся в аренде у общества землях лесного фонда Туапсинского лесничества выявлено 7 незаконных рубок: в 2018 году - на территории Георгиевского участкового лесничества в выделе 17 квартала 117А выявлена незаконная рубка деревьев породы дуб, бук, граб и липа объемом 123,165 куб. м, что причинило ущерб государству в размере 15 728 011 рублей (составлен акт от 27.08.2018 N 55); в 2019 году на территории Георгиевского участкового лесничества в выделах 24, 28, 29 квартала 63А выявлена незаконная рубка деревьев породы дуб, бук, граб, ясень и ольха объемом 99,780 куб. м, что причинило ущерб государству в размере 13 410 852 рублей (составлен акт от 08.02.2019 N 25); в 2019 году на территории Георгиевского участкового лесничества в выделе 32 квартала 38А выявлена незаконная рубка деревьев породы дуб и граб объемом 12,187 куб. м, что причинило ущерб государству в размере 412 702 рублей (составлен акт от 27.07.2019 N 214); в 2019 году на территории Георгиевского участкового лесничества в выделах 2, 8 квартала 65А, выделе 31 квартала 5А выявлена незаконная рубка деревьев породы дуб и граб объемом 91,950 куб. м, что причинило ущерб государству в размере 12 341 324 рублей (составлен акт от 05.09.2019 N 270); в 2020 году на территории Георгиевского участкового лесничества в выделе 2 квартала 94А, выделе 34 квартала 69А выявлена незаконная рубка деревьев породы дуб и граб объемом 14,600 куб. м, что причинило ущерб государству в размере 2 484 816 рублей (составлен акт от 05.09.2019 N 113); в 2020 году на территории Георгиевского участкового лесничества в выделе 17 квартала 136А выявлена незаконная рубка деревьев породы дуб и граб объемом 26,910 куб. м, что причинило ущерб государству в размере 6 903 292 рублей (составлен акт от 05.06.2020 N 147); в 2020 году на территории Георгиевского участкового лесничества в выделе 32 квартала 134А выявлена незаконная рубка деревьев породы дуб и граб объемом 7,21 куб. м, что причинило ущерб государству в размере 1 192 962 рублей (составлен акт от 10.06.2020 N 152). Общий размер причиненного государству ущерба от незаконных рубок на арендуемых обществом лесных участках составил 52 473 959 рублей.
В отношении общества вынесено 12 постановлений о привлечении к административной ответственности по статьям 8.25, 8.27, 8.31, 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На территории Туапсинского лесничества Георгиевского участкового лесничества на переданном в аренду обществу лесном участке зарегистрирован 1 лесной пожар общей площадью 0,8 га.
По результатам проведенного 27.11.2020 обследования 3-х делянок в квартале 69А Георгиевского участкового лесничества на арендованной территории комиссионно установлены следующие нарушения: делянка N 1 - группово-постепенная рубка (ГПР) в выделе 27 площадью 5,0 га расположена в границах камерального отвода, в рубку отобраны деревья породы дуб скальный, деревья породы граб в рубку не отводились; делянка N 2 - добровольно-выборочная рубка (ДВР) расположена в выделе 17 в границах камерального отвода, площадь делянки составляет 3,0 га, объем срубленной древесины на 30% меньше объема камерального отвода; делянка N 3 - группово-постепенная рубка (ГПР) расположена в выделе 22 на площади 4,0 га, в рубку отобраны деревья породы дуб скальный, деревья породы граб в рубку не отводились.
По результатам проведенного 28.11.2020 обследования 3-х делянок в квартале 73 Л Георгиевского участкового лесничества на арендованной территории комиссионно установлены следующие нарушения: делянка N 1 - добровольно-выборочная рубка (ДВР) расположена в выделе 3, в границах камерального отвода, площадь делянки составляет 7,0 га, привязочный столб отсутствует, делянка не ограничена визирными линиями и захламлена порубочными остатками; делянка N 2 - добровольно-выборочная рубка (ДВР) расположена в выделе 3, площадь делянки составляет 2,8 га, в границах камерального отвода, привязочный столб отсутствует, делянка не ограничена визирными линиями и захламлена порубочными остатками, на корневых лапах пней срубленных деревьев имеются затесы и отметки красной краской; делянка N 3 - добровольно-выборочная рубка (ДВР) расположена в выделе 10, в границах камерального отвода, площадь делянки составляет 5,5 га, привязочный столб отсутствует, делянка не ограничена визирными линиями и захламлена порубочными остатками.
При камеральной проверке материалов отвода установлено частичное наложение делянок N 1 и 2 друг на друга. Диаметры пней срубленных деревьев на территории указанных делянок в квартале 73А Георгиевского участкового лесничества соответствуют материалам отвода.
30 ноября 2020 года проведен осмотр мест рубок лесных насаждений в квартале 108А Георгиевского участкового лесничества на арендованной обществом территории, в ходе которого установлено, что делянка N 1 - добровольно-выборочная рубка (ДВР) в квартале 108 А выделе 3 Георгиевского участкового лесничества на площади 5,5 га осуществляется в соответствии с поданной лесной декларацией, однако визирные линии отсутствуют. Делянка захламлена порубочными остатками. В выделе 2 квартала 108А Георгиевского участкового лесничества за границами делянки обнаружено 8 пней деревьев породы дуб.
28 ноября 2020 года при осмотре лесного участка установлено, что весь противопожарный инвентарь согласно таблице 12 "Сведения о наличии и потребности в противопожарной технике, оборудовании, снаряжении и инвентаре на лесном участке" раздела 4.3 "Сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесном участке в соответствии с действующими нормативами" проекта освоения лесов находится в пункте сосредоточения средств пожаротушения (ПССП) по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, станица Кривенковская, кроме 1 электромегафона, находящегося в автомобиле руководителя общества.
Согласно таблице 11 "Обоснование и характеристика видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка)", раздела 4.2 "Обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка)", на арендованной территории находятся 2 плаката вместо 10 запланированных проектом освоения, установлено 6 аншлагов вместо 30 и размещены не в местах запланированных проектом освоения лесов, установлен 1 шлагбаум вместо 18 запланированных проектом освоения, устройство противопожарных минерализованных полос производится по естественным волокам, в объеме 7 км, реконструкция лесных дорог проведена в плановом объеме в выделе 37 квартала 51 А, выделе 26 квартала 68А Георгиевского участкового лесничества, мероприятия по уходу за минерализованным полосам производятся по естественным волокам, проведено благоустройство 3 зон отдыха вместо 15 запланированных проектом освоения, в нарушение ГОСТ Р 57972-2017 отсутствуют емкости для сбора мусора и минерализованная полоса вокруг кострищ, отсутствует устройство подъездов к источникам противопожарного водоснабжения.
В соответствии с пунктом 4.9 проекта освоения лесов (ведомость таксационных выделов, в которых проектируются мероприятия то восстановлению и их пространственное размещение) лесоустройством 2018 года выявлено 11,4 га фонда лесовосстановления (прогалины и пустыри), на которых будет осуществляться естественное заращивание, кроме того в кварталах 117А, 131 А, 133А на общей площади 3,1 га запланировано искусственное лесовосстановление.
Однако мероприятия по лесовосстановлению общество не осуществляет.
В 2020 году по части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима) составлено два протокола об административном правонарушении N 004365 и 004364.
Постановлениями от 03.06.2020 N 311-Л/2020 и 302-Л/2020 должностное лицо общества и общество привлечены к административной ответственности в виде штрафов в размере 20 тыс. рублей и 300 тыс. рублей.
По части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение правил заготовки древесины) 25.05.2020 составлено четыре протокола об административных правонарушениях N 004360, 004361, 004362, 004363.
Постановлениями о назначении административных наказаний от 03.06.2020 N 303-Л/2020, 304-Л/2020, 305-Л/2020, 306-Л/2020 должностное лицо и общество привлечены к административной ответственности в виде штрафов в размере 20 тыс. рублей и 100 тыс. рублей.
Всего в 2020 году в отношении общества и директора общества вынесено шесть постановлений о привлечении к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 440 тыс. рублей.
В соответствии с таблицей 26 подраздела 6.1.4 "Общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины" проекта освоения лесов ежегодный объем заготовки древесины на арендованном обществом лесном участке составляет 3,157 тыс. куб. м ликвидной древесины, в том числе по твердолиственному хозяйству - 3,157 тыс. куб. м.
Согласно форме предоставляемого обществом в адрес министерства отчета об использовании лесов N 1-ИЛ объем заготовленной древесины в 2017 году составляет 920 тыс. куб. м.
Согласно форме предоставляемого обществом в адрес министерства отчета об использовании лесов N 1-ИЛ объем заготовленной древесины в 2018 году составляет 2 513 тыс. куб. м.
Сделав вывод о том, что деятельность общества негативно воздействует на лесной фонд как на площади, предоставленной в рамках договора N 14-04а-012, так и за ее пределами, создает угрозу причинения вреда всему Туапсинскому лесничеству, а также учитывая систематическое нарушение обществом условий договора N 14-04а-012 в части внесения арендных платежей (по состоянию на 25.11.2020 задолженность общества по арендной плате составляла 83 277 рублей 15 копеек в федеральный бюджет и 4150 рублей 17 копеек в бюджет Краснодарского края), министерство направило обществу уведомление от 15.12.2020 N 202-06.3-10-34611/20 с требованием устранить выявленные недостатки, а также расторгнуть договор N 14-04а-012 до 15.01.2021.
Неисполнение обществом изложенных в претензии от 15.12.2020 N 202-06.3-10-34611/20 требований, послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд.
Суд первой инстанции решил расторгнуть договор N 14-04а-012, обязать общество возвратить министерству арендуемый лесной участок по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу и взыскать с общества в пользу министерства неустойку в размере 5 тыс. рублей за каждый день по истечении месяца с момента вступления в силу решения суда и до момента исполнения решения суда.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
При этом суды исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на основании соответствующего договора аренды.
Согласно части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством (пункт 1 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как предусмотрено статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами или договором (пункт 10); по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно статье 619 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор: 1) пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; 2) существенно ухудшает имущество; 3) более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату; 4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора. Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что по общему правилу досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
Как разъяснено в пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей 46 Земельного кодекса Российской Федерации и статьями 450 и 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка: арендодатель должен представить суду соответствующие доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора.
Положения пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации содержат дополнительные гарантии для стабильного использования государственного, муниципального земельного участка на условиях долгосрочного договора аренды (сроком более пяти лет) и меры дополнительного ограждения прав арендаторов от возможного произвола органов власти или органов местного самоуправления.
Суды указали, что договор N 14-04а-012 аренды заключен в отношении лесных участков на 10 лет, соответственно, к спорным правоотношениям подлежат применению положения пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 29 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", в случае, если основанием расторжения договора аренды является неисполнение арендатором возложенных на него обязанностей, арендодатель до обращения в суд с иском о досрочном расторжении договора обязан направить арендатору письменное предупреждение о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок, а также предложение расторгнуть договор.
Расторжение договоров, влекущее для сторон такие существенные последствия, как прекращение правоотношений, является крайней мерой, применяемой к недобросовестному контрагенту в случае, когда все другие средства воздействия исчерпаны, а сохранение договорных отношений становится нецелесообразным и невыгодным для другой стороны (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2017 N 307-ЭС17-7469).
Требование о расторжении договора аренды не подлежит удовлетворению, если в разумный срок устранены нарушения, послужившие основанием для обращения в суд (пункт 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров").
Суды указали, что в предмет доказывания по настоящему делу входит установление факта невыполнения обществом условий договора N 14-04а-012 и требований проекта освоения лесов, которые могут быть квалифицированы как существенное нарушение договора арендатором.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам, установив неоднократные и продолжительные нарушения условий договора N 14-04а-012, выраженные в несоответствии фактического использования лесного участка проекту освоения лесов, нарушениях лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, правил заготовки древесины, правил санитарной безопасности в лесах, правил пожарной безопасности в лесах, правил лесовосстановления, исходя из того, что данные нарушения являются существенными, нарушают баланс интересов сторон, суды сделали мотивированный вывод о наличии оснований для расторжения договора N 14-04а-012 и, как следствие, для возложения на общество обязанности возвратить предоставленные ему лесные участки.
Доводы общества о том, что в настоящее время все мероприятия (проведение которых предусмотрено договором N 14-04а-012) выполнены, что подтверждено актом выездного обследования территории (лесного участка) от 20.06.2022 N 94, выявленные актом комиссии от 30.11.2020 N 4 нарушения устранены до вынесения решения судом первой инстанции, подлежат отклонению, поскольку суды установили устранение обществом лишь части нарушений.
Доводы общества об отсутствии в материалах дела протоколов об административных правонарушениях от 25.02.2021 N 004360, N 004361, N 004362, N 004363 (нарушение правил заготовки древесины) и постановлений о назначении административных наказаний от 03.06.2020 N 311-Л/2020, 302-Л/2020 и от 03.06.2020 N 303-Л/2020, 304-Л/2020, 305-Л/2020, 306-Л/2020 подлежат отклонению как противоречащие представленным в материалы дела постановлениям о назначении административных наказаний от 03.06.2020 (том 5 л. д. 29 - 38) и протоколам об административных правонарушениях N 004361, 004362, 004363, 004364, 004365 (том 5 л. д. 39 - 50).
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права к установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе общества, исключают возможность ее удовлетворения в силу статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 по делу N А32-26845/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требование о расторжении договора аренды не подлежит удовлетворению, если в разумный срок устранены нарушения, послужившие основанием для обращения в суд (пункт 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров").
...
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 февраля 2023 г. N Ф08-8/23 по делу N А32-26845/2021