г. Краснодар |
|
20 февраля 2023 г. |
Дело N А32-8961/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Драбо Т.Н. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от ответчика - межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) - Трейбух А.А. (доверенность от 09.01.2023), от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: министерства природных ресурсов Краснодарского края - Волкова Р.В. (доверенность от 23.01.2023), государственного казенного учреждения "Главное управление строительства Краснодарского края" -Кулишова С.А. (доверенность от 02.06.2020), в отсутствие истца - администрации муниципального образования город Новороссийск (ИНН 2315061988, ОГРН 1032309077635), третьего лица - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 по делу N А32-8961/2022, установил следующее.
Администрация муниципального образования город Новороссийск (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление), в котором просило признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 4793 +/- 1212 кв. м с кадастровым номером 23:47:0106067:404, а также на земельный участок площадью 2169 +/- 815 кв. м с кадастровым номером 23:47:0106067:405, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск. Истец также просил внести в Единый государственный реестр недвижимости записи о прекращении права собственности Российской Федерации на указанные земельные участки, а также исключить из раздела "Категория земель" записи об отнесении земельных участков к землям лесного фонда и внести в указанные разделы ЕГРН записи об отнесении участков к землям промышленности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство), ГКУ "Главное управление строительства Краснодарского края" (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022, исковое заявление удовлетворено. Суд признал отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 4793 +/- 1212 кв. м (кадастровый номер 23:47:0106067:404) и на земельный участок площадью 2169 +/- 815 кв. м (кадастровый номер 23:47:0106067:405), указав в резолютивной части решения, что оно является основанием для внесения в ЕГРН записи о прекращении права собственности Российской Федерации на данные земельные участки, а также для исключения из раздела "Категория земель" записей - "Земли лесного фонда" и внесения в указанные разделы ЕГРН записи - "Земли промышленности". Судебные акты мотивированы тем, что спорные земельные участки находятся на территории городского округа муниципального образования город Новороссийск и не относятся к землям лесного фонда, фактически являются землями, права на которые не разграничены. На спорных земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной собственности Российской Федерации, в связи с чем право собственности Российской Федерации на них при разграничении государственной собственности на землю не возникло.
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Податель жалобы полагает, что в отсутствие доказательств владения муниципальным образованием спорными земельными участками, иск о признании права собственности Российской Федерации отсутствующим является ненадлежащим способом защиты права.
Учреждение представило в суд округа отзыв, в котором указало на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы. Представители министерства и учреждения полагали, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление необходимо отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как видно из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 23:47:0106067:404 и 23:47:0106067:405, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, относящиеся к категории земель лесного фонда, принадлежат на праве собственности Российской Федерации.
Согласно выпискам из ЕГРН, указанные земельные участки расположены на территории муниципального образования город Новороссийск, вид разрешенного использования - трубопроводный транспорт. Земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет на основании проекта межевании территории, утвержденного приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 19.01.2021 N 12.
Администрация, указывая, что записи о праве собственности Российской Федерации в отношении названных земельных участков внесены в ЕГРН в отсутствие предусмотренных законом оснований, обратилась с исковым заявлением в арбитражный суд.
Законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, названными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
В пунктах 52, 58 и 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено следующее. Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. В случаях, когда запись в реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).
Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 по 01.07.2006 Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ), а с 01.07.2006 - Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Статьями 17 и 19 Земельного кодекса (в редакциях, действовавших до 01.07.2006) предусматривалось, что в собственности Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться земельные участки, основания отнесения которых к соответствующему уровню собственности предусмотрены Законом N 101-ФЗ.
В силу части 2 статьи 2 Закона N 101-ФЗ основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
Статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ с 01.07.2006 изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения.
Ранее действовавший порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом. При этом земельные участки, разграниченные посредством утверждения перечней по актам Правительства Российской Федерации, изданным до 01.07.2006, подлежат государственной регистрации в соответствии с этими актами.
В целях разграничения государственной собственности на землю пунктом 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ к федеральной собственности отнесены: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Судебные инстанции, удовлетворяя исковое заявление администрации, указали, что право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:47:0106067:404 и 23:47:0106067:405 не могло возникнуть при разграничении государственной собственности на землю. Согласно письму министерства земельные участки с кадастровыми номерами 23:47:0106067:404 и 23:47:0106067:405 по материалам лесоустройства Шесхариского участкового лесничества Новороссийского лесничества, не относятся к землям лесного фонда (т. 1, л. д. 117, 118).
В то же время судебные инстанции не приняли во внимание следующее.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно пункту 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В силу пункта 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (пункт 2 статьи 11.4 Земельного кодекса).
Согласно пункту 3 статьи 84 Земельного кодекса включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
В соответствии со статьями 6 и 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. В силу статьи 7 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса).
Согласно части 1 статьи 67 Лесного кодекса на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса).
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи.
Пункт 2 статьи 8 Земельного кодекса предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу указанной нормы названные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в данных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
Судебные инстанции не приняли во внимание, что согласно сведениям ЕГРН спорные участки образованы из состава участка с кадастровым номером 23:47:0000000:312 (т. 1, л. д. 13, 20). В материалы дела представлены письма учреждения, согласно которым при выезде с представителями лесничеств на место, установлено, что проектируемый объект накладывается на земли лесного фонда, в том числе земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:312, находящийся в собственности Российской Федерации (т. 1, л. д. 109 - 116).
Таким образом, с учетом положений пункта 2 статьи 11.4 Земельного кодекса в целях правильного рассмотрения настоящего иска подлежали исследованию обстоятельства образования спорных участков, основания возникновения права собственности Российской Федерации на исходный земельный участок, фактическое использование этого участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений, а также причины, в силу которых при разделе исходного участка лесного фонда образованные за счет его территории участки подлежат исключению из состава земель лесного фонда.
Поскольку обстоятельства, необходимые для правильно рассмотрения настоящего спора, суды не установили, решение и постановление следует отменить, дело - направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в том числе обстоятельства, связанные с фактическим использованием спорных участков, установить основания возникновения права собственности на исходный земельный участок, а также для отнесения его к землям лесного фонда, проверить все доводы участвующих в деле лиц, при необходимости обсудить вопрос о назначении по делу экспертизы, после чего разрешить исковое заявление администрации с правильным применением норм материального и процессуального права.
От уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе управление освобождено.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2022 по делу N А32-8961/2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции не приняли во внимание, что согласно сведениям ЕГРН спорные участки образованы из состава участка с кадастровым номером 23:47:0000000:312 (т. 1, л. д. 13, 20). В материалы дела представлены письма учреждения, согласно которым при выезде с представителями лесничеств на место, установлено, что проектируемый объект накладывается на земли лесного фонда, в том числе земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:312, находящийся в собственности Российской Федерации (т. 1, л. д. 109 - 116).
Таким образом, с учетом положений пункта 2 статьи 11.4 Земельного кодекса в целях правильного рассмотрения настоящего иска подлежали исследованию обстоятельства образования спорных участков, основания возникновения права собственности Российской Федерации на исходный земельный участок, фактическое использование этого участка, наличия либо отсутствия в границах этого участка лесных насаждений, а также причины, в силу которых при разделе исходного участка лесного фонда образованные за счет его территории участки подлежат исключению из состава земель лесного фонда."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 февраля 2023 г. N Ф08-14765/22 по делу N А32-8961/2022