г. Краснодар |
|
22 февраля 2023 г. |
Дело N А63-19828/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Прокофьевой Т.В. и Гиданкиной А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Стаценко В.А., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ставропольского края, от заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Акаева Мурата Ибадуллаевича (ИНН 262309258860, ОГРН 312265131400430) - Радченко С.Н. (доверенность от 26.01.2021), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Контрольно-счетной палаты Ставропольского края (ИНН 2634805055, ОГРН 2634805055) - Пузановой Е.Н. (доверенность от 09.01.2023 N 01-10/6), в отсутствие в судебном заседании заявителя - Министерства сельского хозяйства Ставропольского края (ИНН 2634053310, ОГРН 1022601955970), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Акаева Мурата Ибадуллаевича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.09.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2022 по делу N А63-19828/2020, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства Ставропольского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Акаеву Мурату Ибадуллаевичу (далее - предприниматель) о взыскании в доход бюджета Ставропольского края 9 960 000 рублей гранта.
Решением суда первой инстанции от 17.06.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.09.2021, заявленные министерством требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы наличием правовых оснований для взыскания с предпринимателя спорной суммы.
Постановлением суда кассационной инстанции от 28.12.2021 решение суда первой инстанции от 17.06.2021 и постановление суда апелляционной инстанции от 13.09.2021 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением суда первой инстанции от 21.09.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.12.2022, заявленные министерством требования удовлетворены частично, с предпринимателя в доход бюджета Ставропольского края взыскана сумма гранта в размере 930 000 рублей, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов и оценив доводы кассационной жалобы, отзыва считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края на проведение мероприятий по предоставлению грантов по программе "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на 2015-2017 годы", утвержденной 17.10.2014 (далее - программа).
По итогам рассмотрения представленного пакета документов предприниматель включен конкурсной комиссией в состав участников программы.
Общая стоимость проекта по созданию предпринимателем семейной животноводческой фермы по развитию крупного рогатого скота мясного направления составила 16 600 000 рублей.
По результатам конкурсного отбора между министерством и ответчиком заключено соглашение на развитие семейной животноводческой фермы от 21.06.2016 N 176/16 (далее - Соглашение).
Указанным Соглашением предусматривалось, в том числе, расходование получателем гранта собственных средств в размере не менее 40% стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов получателя на развитие семейной животноводческой фермы.
Министерством на лицевой счет предпринимателя платежными документами от 29.06.2016 N 180616 и N 140354 перечислено 9 960 000 рублей гранта.
Размер софинансирования собственными средствами предпринимателя предусмотрен в объеме 6 640 000 рублей.
Согласно отчету предпринимателя о целевом расходовании гранта на развитие семейной животноводческой фермы КФХ по состоянию на 01.01.2019 получатель гранта израсходовал всю сумму гранта в размере 9 960 000 рублей и осуществил софинансирование собственных денежных средств в полном объеме в размере 40%.
В ходе проведенных Контрольно-счетной палатой контрольных мероприятий установлено, что в целях реализации бизнес-плана предпринимателем с ООО "Рассвет-Н" заключен договор купли-продажи крупного рогатого скота от 21.04.2018 о приобретении 22 голов нетелей абердин-ангусской породы на сумму 1 550 000 рублей.
Предпринимателю министерством выдано разрешение от 28.04.2018 N 416 по перечислению средств гранта в адрес ООО "Рассвет-Н" на сумму 930 000 рублей (60% общей стоимости КРС). Денежные средства перечислены продавцу в полном объеме платежным поручением от 04.05.2018 N 7.
Предпринимателем в министерство представлено платежное поручение от 12.07.2018 N 126 о перечислении им собственных средств в размере 620 000 рублей в адрес ООО "Рассвет-Н" в рамках договора купли-продажи КРС от 21.04.2018.
Вместе с тем согласно информации ПАО "Сбербанк" по расчетному счету ООО "Рассвет-Н" перечисление указанной суммы за период с 01.01.2017 по 30.04.2020 не осуществлялось.
Министерством в адрес ответчика направлено письмо от 13.10.2020 N 02-1424/9599 о возврате полученных средств гранта в размере 9 960 000 рублей.
Неисполнение предпринимателем требований о возврате спорной суммы денежных средств послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в спорный период (далее - Кодекс), субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 6 Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 05.06.2012 N 185-п, в редакции, действовавшей в спорном периоде (далее - Порядок), установлено, что грант предоставляется получателю при условии расходования им по плану расходов получателя на развитие семейной животноводческой фермы собственных средств в размере не менее 40%, включающему расходы в разрезе наименований (статей), соответствующих предусмотренным данным документом целям. В качестве собственных средств получатель может предъявлять не более 30% несубсидируемых кредитов.
Согласно пункту 23 Порядка получатель представляет в министерство копии платежных документов, подтверждающих оплату расходов по плану расходов в размере не менее 40% собственных средств получателя, заверенные получателем (представляются по мере реализации плана расходов).
Пунктом 3.1 статьи 78 Кодекса установлено, что случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными соответствующими пунктами данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В силу пункта 25 Порядка возврату в доход краевого бюджета подлежат гранты в случаях: неисполнения условия предоставления гранта; установления факта представления ложных сведений в целях получения гранта; установления факта невыполнения условий соглашения; установления факта нецелевого использования гранта; образование остатка гранта, не использованного получателем в отчетном финансовом году.
Суды установили, что согласно условиям Соглашения, все активы, приобретенные за счет гранта, должны быть зарегистрированы на получателя и использоваться в его крестьянско-фермерском хозяйстве на территории Ставропольского края и только в деятельности крестьянско-фермерского хозяйства получателя.
При этом имущество, приобретенное за счет гранта, должно использоваться в течение 24 месяцев исключительно на развитие и в деятельности семейной животноводческой фермы получателя гранта.
Суды указали на наличие замечаний Контрольно-счетной палаты Ставропольского края в части перечисленных предпринимателю из бюджета средств гранта в сумме 930 000 рублей в целях оплаты по договору купли-продажи КРС от 21.04.2018 с ООО "Рассвет-Н".
При вынесении судебных актов суды пришли к выводу о доказанности фактов невыполнения предпринимателем условий предоставления субсидии, выразившихся в невыполнение обязанностей по софинансированию за счет собственных средств в размере не менее 40% каждого наименования приобретаемого за счет средств гранта имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, а также в представлении в министерство недостоверного платежного документа и отчета, содержащего недостоверные сведения об исполнении плана расходов в части софинансирования приобретения крупного рогатого скота, и, как следствие, о наличии правовых оснований для взыскания с предпринимателя спорной суммы денежных средств.
Правильно применив положения Кодекса, Порядка, условий Соглашения, суды пришли к выводу о том, что ссылка ответчика на акт взаимозачета в качестве подтверждения исполнения обязанности по софинансированию приобретения имущества не соответствует условиям предоставления гранта.
Судами установлено, что доказательства реального осуществления зачета, исходя из отсутствия дебиторской задолженности ООО "Рассвет-Н" по состоянию на 01.01.2019, в материалы дела не представлены.
Кроме того, судами признан обоснованным довод контролирующего органа о том, что оплата приобретения КРС по условиям соглашения должна была производиться путем внесения денежных средств.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности факта нарушения предпринимателем обязательств в рамках соглашения о предоставлении гранта, и, как следствие, о наличии правовых оснований для взыскания с предпринимателя спорной суммы денежных средств в размере 930 000 рублей.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.09.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2022 по делу N А63-19828/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в спорный период (далее - Кодекс), субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
...
Пунктом 3.1 статьи 78 Кодекса установлено, что случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными соответствующими пунктами данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
...
Правильно применив положения Кодекса, Порядка, условий Соглашения, суды пришли к выводу о том, что ссылка ответчика на акт взаимозачета в качестве подтверждения исполнения обязанности по софинансированию приобретения имущества не соответствует условиям предоставления гранта."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 февраля 2023 г. N Ф08-584/23 по делу N А63-19828/2020
Хронология рассмотрения дела:
22.02.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-584/2023
05.12.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3261/2021
21.09.2022 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-19828/20
28.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13509/2021
13.09.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3261/2021
17.06.2021 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-19828/20