г. Ессентуки |
|
5 декабря 2022 г. |
Дело N А63-19828/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.12.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., при участии представителя Контрольно-счетной палаты Ставропольского края - Пузановой Е.Н. (доверенность от 10.01.2022 N 01-10/3), представителя индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Акаева М.И. - Радченко С.Н. (доверенность от 26.01.2021 N 26АА4374125), рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Акаева Мурата Ибудаллаевича и Контрольно-счетной палаты Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.09.2022 по делу N А63-19828/2020 (судья Ермилова Ю.В.) по заявлению Министерства сельского хозяйства Ставропольского края (г. Ставрополь, ИНН 2634053310, ОГРН 1022601955970) к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Акаеву Мурату Ибадуллаевичу (пос. Ясный, ОГРНИП 312265131400430, ИНН 262309258860) о взыскании в доход бюджета Ставропольского края 9960000р гранта, третье лицо: Контрольно-счетная плата Ставропольского края (ИНН 2634805055, ОГРН 1122651007852),
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Ставропольского края (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Акаеву Мурату Ибадуллаевичу (далее - Предприниматель) о взыскании в доход бюджета Ставропольского края 9960000р гранта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Ставропольского края.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 17.06.2021, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2021, заявленные Министерством требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.12.2021 N Ф08-13509/2021 по делу N А63-19828/2020 решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края с указанием на то, что судами надлежащим образом не установлены фактические обстоятельства дела и не оценены в полном объеме доводы все доводы сторон.
Решением суда от 21.09.2022 требования Министерства удовлетворены частично, с Предпринимателя в доход бюджета Ставропольского края взыскана сумма гранта в размере 930000р, в остальной части требований отказано. С Предпринимателя также взыскана государственная пошлина за рассмотрение дела.
Предприниматель и Контрольно-счетная палата Ставропольского края обжаловали решение суда в апелляционном порядке. Предприниматель в своей апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части удовлетворения заявленных требований о взыскании 930000р и принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. Контрольно-счетная палата Ставропольского края просит решение суда отменить в части отказа Министерству в удовлетворении заявленных требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Определением суда от 08.11.2022 отказано в удовлетворении ходатайства Предпринимателя об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи.
От Контрольно-счетной палаты Ставропольского края поступил отзыв на апелляционную жалобу Предпринимателя, просит отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержала позицию, изложенную в своей апелляционной жалобе. Представитель Контрольно-счетная палата Ставропольского края поддержала позицию, изложенную в своей апелляционной жалобе.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей Предпринимателя и Контрольно-счетной палаты Ставропольского края, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
21.06.2016 между Министерством и Предпринимателем заключено соглашение N 176/16 о предоставлении гранта на развитие семейной животноводческой фермы в сумме 9960000р.
Пунктом 6 Порядком предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на развитие семейных ферм крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 05.06.2012 N 185-п (далее - Порядок N 185-п) предусмотрено, что грант предоставляется получателю при условии расходования им по плану расходов получателя гранта на развитие семейной животноводческой фермы собственных средств в размере не менее 40%, включающему расходы в разрезе наименований (статей).
Аналогично пунктом 2.1 раздела 2 соглашения N 176/16 предусмотрено, что предоставление гранта осуществлено на условиях расходования получателем гранта собственных средств не менее 40 процентов стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов получателя на развитие семейной животноводческой фермы (далее - план расходов).
В соответствии с пунктом 3.2.4 соглашения N 176/16 получатель гранта обязуется соблюдать условия гранта, предусмотренные разделом 2 соглашения. Кроме того, обязанность получателя оплачивать за счет собственных средств не менее 40 процентов каждого наименования приобретаемого за счёт средств гранта имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг установлена пунктом 3.2.6 соглашения N 176/16. Указанным соглашением предусматривалось, в том числе, расходование получателем гранта собственных средств в размере не менее 40% стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, указанных в плане расходов получателя на развитие семейной животноводческой фермы.
Министерством на лицевой счет Предпринимателя перечислено 9960000р гранта.
Согласно отчету Предпринимателя о целевом расходовании гранта на развитие семейной животноводческой фермы по состоянию на 01.01.2019 получатель гранта израсходовал всю сумму гранта в размере 9960000р и осуществил софинансирование собственных денежных средств в полном объеме в размере 40% каждого наименования приобретаемого за счет средств гранта имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, или 6640000р.
В ходе проведенного Контрольно-счетной палатой Ставропольского края контрольного мероприятия "Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных на развитие семейных животноводческих ферм и на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов отдельным получателям государственной поддержки" (далее - контрольное мероприятие, проверка) установлено, что в нарушение пункта 6 Порядка N 185-п и пунктов 2.1, 3.2.6 соглашения N 176/16 Предпринимателем не выполнено условие предоставления гранта и не исполнена обязанность по софинансированию за счет собственных средств в размере не менее 40 процентов каждого наименования приобретаемого за счёт средств гранта имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, а также предоставлено подложное платежное поручение и отчет, содержащий заведомо ложные сведения об исполнении плана расходов в части софинансирования приобретения крупного рогатого скота.
В целях реализации бизнес-плана Предпринимателем с ООО "Рассвет-Н" заключен договор купли продажи КРС от 21.04.2018 б/н о приобретении 22 голов нетелей абердин-ангусской породы на сумму 1550000р. Министерством выдано Предпринимателю разрешение от 28.04.2018 N 416 на перечисление средств гранта в адрес ООО "Рассвет-Н" на сумму 930000р (60% общей стоимости КРС). Денежные средства перечислены продавцу в полном объеме платежным поручением от 04.05.2018 N 7. Предпринимателем в Министерство представлено платежное поручение от 12.07.2018 N 126 о перечислении им собственных средств в размере 620000р в адрес ООО "Рассвет-Н" в рамках договора купли-продажи КРС от 21.04.2018.
По информации ПАО Сбербанк (письмо от 03.06.2020 N 270-22Е/0119369878) по счету N 407028109603330000276, открытому ООО "Рассвет-Н" в Ставропольском отделении N 5230 ПАО Сбербанк г. Ставрополь, перечисление суммы 620000р по платежному поручению от 12.07.2018 N 126 за период 01.01.2017 по 30.04.2020 не произведено.
По информации УЭБ и ПК ГУ МВД России по Ставропольскому краю (письмо УЭБ и ПК ГУ МВД России по СК от 18.08.2020 N 6/8319) в ходе проведенного анализа расчетных счетов Акаева М.И. и ООО "Рассвет-Н" установлено, что денежные средства по платежному поручению N 126 от 12.07.2018 на расчетный счет ООО "Рассвет-Н" не поступали. Опрошенный сотрудниками УЭБ и ПК ГУ МВД России по СК по данному факту директор ООО "Рассвет-Н" Нахушев Р.Б. подтвердил, что денежные средства в сумме 620000р от Акаева М.И. не получал ни на расчетный счет, ни наличным платежом. По данному факту 21.08.2020 возбуждено уголовное дело N 12001070068021417 по признакам состава преступления, предусмотренного части 3 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Контрольно-счетной палатой Ставропольского края в адрес Министерства вынесено представление, в котором указано на обязанность принять меры по устранению выявленных в ходе контрольного мероприятия недостатков и нарушений, а также по возврату в доход краевого бюджета неправомерно использованных денежных средств.
Министерством в адрес Предпринимателя направлено письмо (претензия) от 13.10.2020 N 02-14-24/9599 с предложением в добровольном порядке вернуть в бюджет сумму гранта. В письме также указывалось, что в случае отказа от добровольного возврата суммы средств гранта, Министерство обратится в суд с заявлением об их взыскании.
Неисполнение требований о возврате суммы гранта, послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования Министерства, с учетом указаний суда кассационной инстанции, исходил из следующего.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В соответствие с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (пп. 3 п. 3 ст. 78 БК РФ). Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Условие о возврате субсидии в случае нарушения ее получателем условий предоставления субсидии по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права. В связи с этим нормы, устанавливающие порядок предоставления и правила расходования субсидии подлежат истолкованию с учетом защищаемого этой нормой законного интереса. Следовательно, ответственность в виде возврата субсидии, установленная Порядком N 185-п, подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении субсидии, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права. В противном случае, при отсутствии действительно нарушенного права, при нарушениях формального характера получатель субсидии будет поставлен в неравные условия с лицом, предоставившем субсидию, а уже достигнутый общественно полезный результат предоставления субсидии будет нивелирован.
В рассматриваемом деле предоставление субсидии осуществлялось Министерством в соответствии с Порядком N 185-п предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на развитие семейных животноводческих ферм, регулирующим в соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ, предоставление субсидий из бюджета Ставропольского края. На основании названного документа между Министерством и Предпринимателем заключено соглашение N 176/16.
Во исполнение условий соглашения по договору купли-продажи КРС от 21.04.2018 с ООО "Рассвет-Н" (приобретение 22 голов нетелей абердин-ангусской породы) на сумму 1550000р) Предпринимателю 04.05.2018 перечислены из бюджета средства гранта в сумме 930000р. В подтверждение оплаты собственных средств получателем гранта представлено подложное платежное поручение от 12.07.2018 N 126 на сумму 620000р. Перечисление Предпринимателем денежных средств в сумме 620000р по платежному поручению от 12.07.2018 N 126 за период 01.01.2017 по 30.04.2020 не подтверждено. Соответственно, в нарушение пункта 6 Порядка N 185-п (в ред. от 08.06.2015) и пунктов 2.1, 3.2.6 соглашения N 176/16 Предпринимателем не выполнено условие предоставление гранта и не исполнена обязанность по софинансированию за счет собственных средств в размере не менее 40 процентов по договору купли-продажи КРС от 21.04.2018 с ООО "Рассвет-Н"
К иным договорам, заключенным во исполнение соглашения замечаний у Контрольно - счетной палаты замечаний не имелось.
В соответствии с пунктами 3.2.4, 3.2.6 соглашения N 176/16 установлена обязанность получателя гранта соблюдать условия предоставления гранта и оплачивать за счет собственных средств не менее 40 процентов каждого наименования приобретаемого за счёт средств гранта имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг. Наличие собственных средств (40% расходов на реализацию бизнес-плана) получатель подтверждает документально при проведении конкурсного отбора на получение гранта (согласно п. 8 Порядка N 185-п в ред. 08.06.2015 на всю сумму собственных средств предоставляется выписка из банковского счета о наличии собственных средств не менее 10% и решение кредитной организации о предоставление кредита до 30% от суммы расходов).
Из изложенного следует, что оплата доли софинансирования должна быть произведена Предпринимателем в 2018 году путем перечисления денежных средств. Сроки и обязанность софинансирования путем внесения собственных денежных средств известны получателю гранта. Наличие собственных средств получатель подтверждает документально при проведении конкурсного отбора на получение гранта.
Таким образом, предоставление Предпринимателем в ходе судебного разбирательства акта взаимозачета в подтверждение обязанности по софинансированию приобретения имущества не соответствует условиям предоставления гранта.
Довод Предпринимателя о наличии у него задолженности в сумме 620000р перед ООО "Рассвет-Н" по договору от 21.04.2018 б/н противоречат имеющимся в материалах дела иным доказательствам. Так, согласно пояснениям Предпринимателя (акт визуального осмотра от 25.08.2020), денежные средства перечислены платежным поручением N 126 от 12.07.2018, иных платежей в наличной или безналичной форме продавцу не осуществлялось. На наличие кредиторской задолженности Предприниматель не указывал как в отчетах, представляемых Министерству, так и при проведении контроль-счетной палатой проверки.
Согласно информации из государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (Ресурс БФО), доступной на официальном сайте ФНС России - nalog.ru), у ООО "Рассвет-Н" в бухгалтерском балансе на 31.12.2019 отсутствовала дебиторская задолженность ("0" по коду строки 1230). При отсутствии дебиторской задолженности у ООО "Рассвет-Н" на конец 2019 года, возникшей из договора, заключенного в 2018 году, правовых оснований для проведения в 2020 году зачета встречных требований не имелось.
Наличие акта взаимозачета от 05.12.2020 N 2 не исключает факта предоставления подложного платежного поручения от 12.07.2018 N 126, влекущего возврат гранта, перечисленного из бюджета в части указанного договора, то есть в сумме 930000р.
Положения статьи 333 ГК РФ, о применении которой просит Предприниматель, не применима к рассматриваемым бюджетным правоотношениям, поскольку вопросы возврата гранта регулируются бюджетным законодательством, порядком предоставления бюджетных средств и соглашением о предоставлении гранта. Возможность уменьшения суммы гранта, подлежащей возврату, статьей 78 БК РФ, Порядком N 185-п или соглашением N 176/16 не установлена.
Наличие выявленных нарушений получателем гранта обязательств по договору купли - продажи КРС от 21.04.2018 с ООО "Рассвет-Н", по которому израсходованы 930000р из средств гранта, не является достаточным и безусловным основанием для истребования всей суммы гранта (9960000р), при условии, что остальная часть гранта реализована согласно целевому назначению. Предприниматель исполнил все условия гранта на выполнение работ по ремонту и модернизации помещений для скота; на покупку 136 голов крупного рогатого скота по договору от 13.02.2017; на приобретение фронтального самоходного погрузчика; по договору купли-продажи сельскохозяйственных животных от 30.06.2016 (приобретение 124 голов крупного рогатого скота). Доказательства расходования оставшейся суммы средств гранта на иные цели, не связанные с организацией крестьянского фермерского хозяйства, равно как и доказательства, подтверждающие наличие безусловных оснований для предъявления требования о возврате остальной части гранта, в материалы дела не представлены.
Принимая во внимание, что приоритетными направлениями при реализации государственной программы являются развитие отраслей растениеводства, животноводства, рыбоводства, пищевой и перерабатывающей промышленности; задачами государственной программы являются создание условий для увеличения производства продукции агропромышленного, мясного и рыбохозяйственного комплексов. А также учитывая, что соглашение исполнено в полном объеме, срок действия соглашения истек, возврат гранта повлечет существенный ущерб развитию крестьянского (фермерского) хозяйства.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, применение мер ответственности должно, среди прочего соответствовать принципам справедливости во взаимоотношениях государства с физическими и юридическими лицами как субъектами ответственности. При этом конституционные требования справедливости и соразмерности (статьи.17, 55 Конституции РФ) предопределяют, по общему правилу, необходимость дифференциации юридической ответственности в зависимости от тяжести содеянного, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при выборе той или иной меры государственного принуждения. Соответствующая правовая позиция выражена в постановлении Конституционного Суда РФ от 15.07. 1999 года N 11-П, от 25.01.2001 N1-П, от 17.07.2002 N 13-П, от 19.03.2003 N 3-П, от 18 13.03.2008 N 5-П, от 27.05.2008 N 8-П, от 24.06.2009 N 11-П, от 13.07.2010 N 15-П, от 18.05.2012 N 12-П, от 17.01.2013 N 1-П, от 14.02.2013 N 4-П, от 25.02.2014 N 4-П, от 19.01.2016 N 2-П.
Поскольку нарушение условий Предпринимателем по договору купли-продажи от 21.04.2018 на приобретение 22 голов нетелей абердин-ангусской породы, по которому из бюджета 04.05.2018 перечислены средства гранта в сумме 930000р, подтверждено документально, средства гранта в размере 930000р подлежали возврату в бюджет Ставропольского края, в остальной части требований правомерно отказано.
Доводы апелляционных жалоб, не опровергают выводы суда, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств.
Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебные расходы за рассмотрение дела в суде первой инстанции распределены верно.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
При таких обстоятельствах, решения суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.09.2022 по делу N А63- 19828/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Семенов М.У. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-19828/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Ответчик: Акаев Мурат Ибадуллаевич
Третье лицо: КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Хронология рассмотрения дела:
22.02.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-584/2023
05.12.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3261/2021
21.09.2022 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-19828/20
28.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13509/2021
13.09.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3261/2021
17.06.2021 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-19828/20