г. Краснодар |
|
01 марта 2023 г. |
Дело N А53-43540/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Малыхиной М.Н. и Тамахина А.В., в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город"" (ИНН 3435085647, ОГРН 1073435002761) и ответчика - товарищества собственников жилья "Кривоноса-3" (ИНН 6165185481, ОГРН 1136165010464), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Кривоноса-3" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022 по делу N А53-43540/2020, установил следующее.
ООО "Группа компаний "Чистый город"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ТСЖ "Кривоноса-3" (далее - товарищество) о взыскании 152 757 рублей 78 копеек задолженности.
Решением от 15.07.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.09.2021, в иске отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.02.2022 судебные акты отменены, дела направление на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области. Суд кассационной инстанции указал на то, что вывод судов о необходимости применения в расчете платы за коммунальную услуг объема контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, сделан без исследования обстоятельств, имеющих значение для дела, в том числе обстоятельств, связанных с организацией на территории Ростовской области раздельного накопления, наличия замкнутого цикла обращения с отходами, объектов обработки (сортировки) ТКО, их места нахождения и включения соответствующих маршрутов транспортировки в территориальную схему обращения с отходами.
Решением от 27.04.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.07.2022, иск удовлетворен. Суды признали верным расчет объема оказанных обществом услуг, выполненный в соответствии с пунктом 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В кассационной жалобе товарищество просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель ссылается на то, что учет ТКО по количеству и объему установленных контейнеров согласован сторонами в договоре на оказание услуг по обращению ТКО, соответствующем требованиям статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилам коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), Правил N 354. С января по декабрь 2019 года стороны руководствовались условиями договора, а с декабря 2019 года (в том числе в период исковых требований) общество в одностороннем порядке изменило условия договора и стало выставлять счета на оплату услуг в объеме, несогласованном сторонами. Общество документально не подтвердило оказание услуг в заявленном размере. Ссылка на пункт 148(30) Правил N 354 несостоятельна, поскольку потребители (собственники помещений в МКД) не являются стороной спорного договора, а данная норма не применима к отношениям общества и товарищества. Поскольку изменения в установленном порядке в договор не внесены, оснований для удовлетворения иска не имелось.
В отзыве на жалобу общество указывает на отсутствие оснований для отмены судебных актов.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, общество (региональный оператор) и товарищество (исполнитель) заключили договор от 24.01.2019 N 0106/00473 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с которым региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы, образуемые потребителями (собственниками жилых помещений) многоквартирного дома, в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а исполнитель, оказывающий коммунальную услугу по обращению с отходами указанным потребителям на основаниях, предусмотренных действующим законодательством, - оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Оплата оказанных услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (446 рублей 84 копейки за 1 куб. м твердых коммунальных отходов с учетом НДС 20%), до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет регионального оператора (пункты 7, 8 договора).
Расчет объема отходов производится в соответствии с Правилами N 505, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов (пункт 19 договора).
В приложении к договору стороны согласовали объем принимаемых твердых коммунальных отходов в год (1092 куб. м), места сбора и накопления отходов, количество и объем контейнеров и график вывоза.
Как указано в иске, согласно счетам и счетам-фактурам с 01.03.2020 по 31.07.2020 региональным оператором оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в объеме 167,603 куб. м в месяц стоимостью 356 851 рубль 95 копеек.
Ссылаясь на неисполнение товариществом обязанности по оплате в полном объеме оказанных услуг, общество обратилось в суд с иском.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Правила обращения с ТКО и типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО, правила коммерческого учета объема и (или) массы ТКО утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.6, пункт 5 статьи 24.7, пункт 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 утверждены Правила N 1156, которые устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также форма Типового договора; постановлением от 03.06.2016 утверждены Правила N 505, регулирующие порядок учета объема (или) и массы ТКО.
В соответствии с абзацем 1 пункта 8(1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном разделом 8, в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах, - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам жилых помещений регламентированы в Правилах N 354.
В силу пункта 148(22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан: предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги (подпункт "а"); производить в установленном названными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу (подпункт "г").
Установив, что спорные объекты представляют собой МКД, суды учли приведенное нормативное регулирование, приняли во внимание, что деятельность регионального оператора, являющегося исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО, подпадает в рассматриваемом случае, в том числе и под регулирование норм жилищного законодательства.
Собственник жилого дома или части жилого дома согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Абзац второй пункта 148(30) Правил N 354 предусматривает определение размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты данной коммунальной услуги из общей площади жилого помещения, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами.
Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Ростовской области, утвержден постановлением Правительства Ростовской области от 12.04.2017 N 276.
Раздельное накопление твердых коммунальных отходов предусматривает разделение твердых коммунальных отходов потребителями по установленным видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.
Условия заключенного сторонами договора и приложение к нему не содержат положений о раздельном сборе отходов. Доказательств фактического выполнения товариществом разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО не представлено и не могло быть представлено, поскольку Порядок раздельного накопления ТКО на данный момент отражён только в части сроков его поэтапного внедрения согласно постановления Правительства Ростовской области N 276 и на данный момент не внедрён на территории Ростовской области.
В связи с изложенным аргументы товарищества о правильности расчета размера платы за вывоз ТКО исходя из объема контейнера ввиду согласования такового сторонами в договоре следует признать ошибочными, основанными на неправильном толковании указанных выше норм материального права, регулирующих определение размера платы за обращение с ТКО.
Таким образом, суды правомерно указали, что плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО должна начисляться исходя из количества проживающих в жилом помещении граждан и норматива накопления ТКО (формула 9(1) приложения N 2 к Правилам N 354).
Товарищество документально не опровергло расчет общества, не представила доказательств несоответствия действительности приятых обществом в расчете исходных данных (количество проживающих граждан).
Таким образом, разрешая спор, суды правильно применили нормы материального права и с учетом конкретных обстоятельств, по результатам оценки представленных доказательств и позиций участвующих в деле лиц, пришли к обоснованному выводу о правомерности требований общества.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе.
Нарушения норм процессуального права, влекущие отмену судебных актов по безусловным основаниям (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.04.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2022 по делу N А53-43540/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Условия заключенного сторонами договора и приложение к нему не содержат положений о раздельном сборе отходов. Доказательств фактического выполнения товариществом разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО не представлено и не могло быть представлено, поскольку Порядок раздельного накопления ТКО на данный момент отражён только в части сроков его поэтапного внедрения согласно постановления Правительства Ростовской области N 276 и на данный момент не внедрён на территории Ростовской области.
В связи с изложенным аргументы товарищества о правильности расчета размера платы за вывоз ТКО исходя из объема контейнера ввиду согласования такового сторонами в договоре следует признать ошибочными, основанными на неправильном толковании указанных выше норм материального права, регулирующих определение размера платы за обращение с ТКО.
Таким образом, суды правомерно указали, что плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО должна начисляться исходя из количества проживающих в жилом помещении граждан и норматива накопления ТКО (формула 9(1) приложения N 2 к Правилам N 354)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 марта 2023 г. N Ф08-12309/21 по делу N А53-43540/2020
Хронология рассмотрения дела:
01.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12309/2021
13.07.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10665/2022
27.04.2022 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-43540/20
09.02.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12309/2021
15.09.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15378/2021
15.07.2021 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-43540/20