г. Краснодар |
|
01 марта 2023 г. |
Дело N А32-53596/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Рассвет" (ИНН 2356045713, ОГРН 1062356005337) - Кирсановой О.В. (доверенность от 07.06.2022) и Раздобудько А.В. (доверенность от 14.10.2022), от ответчиков: администрации Тбилисского сельского поселения Тбилисского района (ИНН 2351011358, ОГРН 1052328528933) -Здоровенко В.В. (доверенность от 09.01.2023), индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бобнева Федора Евгеньевича (ИНН 235101268343, ОГРНИП 319237500194373) - Коптевой Т.Н. (доверенность от 28.06.2021), рассмотрев кассационную жалобу администрации Тбилисского сельского поселения Тбилисского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2022 по делу N А32-53596/2019, установил следующее.
В рамках дела N А32-5531/2020 АО "Рассвет" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации Тбилисского сельского поселения Тбилисского района (далее - администрация) и индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Бобневу Ф.Е. (далее - глава хозяйства) о признании торгов в форме аукциона на право заключения договора о продаже земельного участка с кадастровым номером 23:29:0307000:232 площадью 507 042 кв. м (извещение N 260919/5936642/01 опубликовано на сайте www.torgi.ru.) и договора купли-продажи от 06.11.2019, заключенного администрацией и главой хозяйства, недействительными, а также о применении последствий недействительности сделки в виде возврата сторон в первоначальное положение.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2021, в удовлетворении искового заявления отказано. Суды указали, что предоставление земельного участка без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц. Если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в собственность, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Постановлением арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.05.2021 решение от 30.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2021 по делу N А32-5531/2020 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд округа указал на необходимость оценки доводов общества о наличии права на приобретение земельного участка на основании пункта 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), с учетом правовой позиции, приведенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2021 N 308-ЭС20-10325. Судам также предложено рассмотреть вопрос об объединении названного дела в одно производство с делом N А32-53596/2019.
В рамках дела N А32-53596/2019 общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило признать незаконным отказ администрации от 31.10.2019 N 6465 в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:09:0307000:232 и возложить на уполномоченный орган обязанность подготовить и направить в адрес общества в течение 10 дней проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка в соответствии с положениями пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.07.2021 названные дела объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер А32-53596/2019.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.09.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2022, признан незаконным отказ администрации от 31.10.2019 N 6465 в предоставлении обществу в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:09:0307000:232 площадью 507 042 кв. м, вид разрешенного использования: для ведения сельского хозяйства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Торги в форме аукциона на право заключения договора о продаже земельного участка с кадастровым номером 23:29:0307000:232 площадью 507 042 кв. м, (извещение N 260919/5936642/01 опубликовано на сайте www.torgi.ru.) и договор купли-продажи от 06.11.2019, заключенный администрацией и главой хозяйства, признаны недействительными. Применены последствия недействительности сделки в виде возврата сторон в первоначальное положение. Суд указал, что решение служит основанием для погашения в ЕГРН записи о праве главы хозяйства на земельный участок с кадастровым номером 23:29:0307000:232 площадью 507 042 кв. м и регистрации (восстановлении) записи о праве собственности Тбилисского сельского поселения Тбилисского района на земельный участок с кадастровым номером 23:29:0307000:232 площадью 507 042 кв. м. Суд возложил на администрацию обязанность подготовить и направить в адрес общества в течение 10 дней проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:09:0307000:232 площадью 507 042 кв. м в соответствии с положениями пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества. Податель жалобы полагает, что общество не доказало наличие оснований для приобретения в собственность земельного участка в соответствии с правилами пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Суды приняли в качестве доказательств документы, которые не относятся к спорному участку. Судебные акты в части признания торгов недействительными не содержат какого-либо обоснования.
Общество представило отзыв, в котором указало на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
В судебном заседании представители администрации и главы хозяйства на удовлетворении кассационной жалобы настаивали.
Представители общества поддержали доводы отзыва.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, 24 июня 2019 года зарегистрировано право муниципальной собственности Тбилисского сельского поселения на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:29:0307000:232 площадью 507 042 +/-6231 кв. м.
6 августа 2019 года в администрацию поступило заявление главы хозяйства о приобретении в собственность за плату земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:29:0307000:232 общей площадью 507 042 +/- 6231 кв. м.
28 августа 2019 года общество (как фактический пользователь) направило письмо в администрацию о намерении приобрести земельный участок с кадастровым номером 23:29:0307000:232.
Администрация 23.09.2019 приняла постановление N 509 "О проведении аукциона по продаже земельного участка". Информация о проведении аукциона размещена сайте администрации муниципального образования Тбилисский район в сети Интернет, в районной газете "Прикубанские огни", а также на официальном сайте www.torgi.gov.ru.
25 сентября 2019 года администрация сообщила обществу о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 23:29:0307000:232.
16 октября 2019 года общество обратилось в администрацию с заявлением о приобретении в собственность земельного участка на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ с приложением соответствующих документов.
31 октября 2019 года администрация отказала обществу в предоставлении земельного участка.
Согласно протоколу от 05.11.2019 N 1 в связи с подачей одной заявки аукцион признан не состоявшимся. Единственная заявка на участие и заявитель, подавший заявку (глава хозяйства), соответствуют требованиям и указанным в извещении о проведении аукциона условиям.
Постановлением от 05.11.2019 N 604 администрация оформила решение о предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка главе хозяйства; 07.11.2019 договор с пакетом документов передан на государственную регистрацию; 13 ноября 2019 года зарегистрировано право собственности предпринимателя на земельный участок.
Общество, указывая, что обладает правом на приобретение в собственность спорного земельного участка на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, обратилось с названными требованиями в арбитражный суд.
Законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном данным Законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных данным пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Из приведенной нормы следует, что условиями реализации права на приватизацию земельного участка или заключение договора аренды в предусмотренном названным пунктом статьи 10 Закона N 101-ФЗ порядке являются: особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей; обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора в установленный срок (в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок); использование земельного участка должно иметь место до регистрации права муниципальной собственности на него.
Таким образом, указанный субъект должен доказать факт использования земельного участка, на передачу в собственность которого он претендует, в соответствии с процессуальными правилами доказывания.
К доказательствам использования земельного участка, в частности, могут относиться, как договоры о предоставлении в пользование участка, находящегося в общей долевой собственности, так и любые относимые, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие фактическое использование земельного участка в сельскохозяйственных целях, в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали участок без оформления правоотношений.
При этом использование земельного участка должно быть законным и правомерным в том смысле, что толкование нормы пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ не должно привести к передаче на льготных условиях земельного участка лицу, действующему недобросовестно и противоправно (например, в ситуациях захвата земельного участка, нарушения законных прав иных лиц и других случаях).
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иным правовым актом, действующим в момент заключения.
Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
В пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса публичные торги, проведенные в порядке, установленном для исполнения судебных актов, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в случае нарушения правил, установленных законом. Споры о признании таких торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. Если лицо полагает, что сделка, заключенная на торгах, недействительна, оно вправе оспорить указанную сделку.
Установленный законом порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, направлен на обеспечение публичных интересов, заключенная с его нарушением сделка является недействительной (статья 168 Гражданского кодекса).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, суды пришли к верному выводу о наличии у общества предусмотренных пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ оснований для приобретения спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения. Суды установили, что общество (его правопредшественники) фактически использовало исходный земельный участок единого землепользования с кадастровым номером 23:29:0307000:117 для сельскохозяйственного производства с момента передачи земель колхоза в коллективно-долевую собственность (т. 10, л. д. 157 - 185) и до момента формирования и продажи земельного участка с кадастровым номером 23:29:0307000:232 на торгах. Суды сделали вывод о том, что представленными документами подтвержден факт добросовестного использования спорного земельного участка до момента государственной регистрации права муниципальной собственности на него. Отказ администрации в предоставлении спорного земельного участка в собственность общества как сельскохозяйственной организации, обратившейся с заявлением о выкупе в установленный пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ срок, не соответствует приведенным нормам названного закона. Договор купли-продажи с главой хозяйства заключен без учета гарантированных законом прав общества, предусмотренная Законом N 101-ФЗ процедура предоставления нарушена, поэтому названная сделка правомерно признана недействительной с применением реституции.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев соответствующие доводы администрации, правильно указал, что уполномоченный орган должен был предоставить спорный участок обществу в собственность в силу закона, нарушение процедуры такой передачи со стороны публичного органа является основанием для признания последующих торгов и договора купли-продажи земельного участка, заключенного по результатам торгов, недействительными и применения последствий недействительности сделок в виде возврата сторон в первоначальное положение.
Администрация также не учитывает, что в 2013 - 2015 годы произведена государственная регистрация права общей долевой собственности на исходный земельный участок (т. 2, л. д. 8 - 12). Государственная регистрация права муниципальной собственности в отношении образованного в счет земельных долей земельного участка с кадастровым номером 23:29:0307000:232 произведена в 2019 году (т. 2, л. д. 14; т. 10, л. д. 31 - 62). Представленные в дело доказательства позволили судам заключить, что общество доказало факт использования участка задолго до момента государственной регистрации права муниципальной собственности на него (т. 4, л. д. 1 - 115; т. 5, л. д. 1 - 211; т. 7, л. д. 3 - 134; т. 12, л. д. 2 - 39).
Доводы администрации не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права. При рассмотрении требований общества имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68, 69 и 71 Кодекса, им дана надлежащая правовая оценка. С учетом изложенного основания для отмены решения и апелляционного постановления по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса). Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, правильно применили нормы материального и процессуального права.
Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2022 по делу N А32-53596/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, суды пришли к верному выводу о наличии у общества предусмотренных пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ оснований для приобретения спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения. Суды установили, что общество (его правопредшественники) фактически использовало исходный земельный участок единого землепользования с кадастровым номером 23:29:0307000:117 для сельскохозяйственного производства с момента передачи земель колхоза в коллективно-долевую собственность (т. 10, л. д. 157 - 185) и до момента формирования и продажи земельного участка с кадастровым номером 23:29:0307000:232 на торгах. Суды сделали вывод о том, что представленными документами подтвержден факт добросовестного использования спорного земельного участка до момента государственной регистрации права муниципальной собственности на него. Отказ администрации в предоставлении спорного земельного участка в собственность общества как сельскохозяйственной организации, обратившейся с заявлением о выкупе в установленный пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ срок, не соответствует приведенным нормам названного закона. Договор купли-продажи с главой хозяйства заключен без учета гарантированных законом прав общества, предусмотренная Законом N 101-ФЗ процедура предоставления нарушена, поэтому названная сделка правомерно признана недействительной с применением реституции.
...
Доводы администрации не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права. При рассмотрении требований общества имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68, 69 и 71 Кодекса, им дана надлежащая правовая оценка. С учетом изложенного основания для отмены решения и апелляционного постановления по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса). Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, правильно применили нормы материального и процессуального права."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 марта 2023 г. N Ф08-14960/22 по делу N А32-53596/2019
Хронология рассмотрения дела:
01.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-14960/2022
28.11.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19247/2022
21.09.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-53596/19
03.12.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-53596/19