г. Краснодар |
|
07 марта 2023 г. |
Дело N А15-3177/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Герасименко А.Н. и Маркиной Т.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Стаценко В.А., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видео-конференцсвязи с Арбитражным судом Республики Дагестан, от заинтересованного лица - Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан", г. Махачкала (ОГРН 1040502630453, ИНН 0562059228) - Гусейнова С.А. (доверенность от 09.01.2023 N 04) и Остапенко Е.В., в отсутствие заявителя - Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан (ОГРН 1020502625835, ИНН 0541001139) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.07.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 по делу N А15-3177/2021, установил следующее.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан (далее - фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан" (далее - учреждение) о взыскании 4 584 903 рублей 37 копеек излишне произведенных пенсионных и социальных выплат (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - министерство).
Решением от 20.07.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.11.2022, суд отказал в удовлетворении заявленного требования.
Фонд обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа на указанные судебные акты, которые просит отменить, заявленное требование удовлетворить. По мнению фонда, судебные инстанции недостаточно исследовали фактические обстоятельства по делу.
В отзывах на кассационную жалобу учреждение и министерство просят оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителя учреждения, проверив законность и обоснованность обжалуемые судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, учреждение провело в рамках осуществления контроля за решениями бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро на предмет обоснованности оформления групп инвалидности и признания причин пропусков сроков переосвидетельствования уважительными, в результате в 46 случаях причины пропусков сроков переосвидетельствования признаны не уважительными.
Решения о признании причин пропуска сроков переосвидетельствования не уважительными, принятые по результатам проверки поступили в фонд после произведенных за определенный период пенсионных и социальных выплат. Основанием для обращения в суд послужил вывод фонда о том, что суммы, выплаченные инвалидам до принятия учреждением решения об отмене ранее принятого решения и (или) признании ранее выданной справки МСЭ недействительной, являются незаконно выплаченными, относятся к категории "переплаты" и подлежат возмещению учреждением.
Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь нормами Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьями 15, 1064, 401, 404 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пунктах 12 и 13 постановления "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 5 постановления от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлении от 26.02.2018 N 10-П "По делу о проверке конституционности статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статей 1102 и 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.Н. Горностаевой", Правилами формирования и ведения федерального реестра инвалидов и использования содержащихся в нем сведений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 N 674, сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного фондом требования.
Судебные инстанции обоснованно исходили из того, что поскольку в данном деле фондом заявлено требование о взыскании убытков, именно на нем лежит бремя доказывания наличия убытков, причинно-следственной связи между противоправными действиями учреждения и возникновением у фонда убытков. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Для возникновения ответственности за причинение вреда необходимо установить совокупность таких условий, как факт причинения вреда, противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у фонда неблагоприятными последствиями.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 N 1506-р утверждена Концепция создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов" (далее - Концепция создания, ведения и использования ФРИ), в соответствии с разделом XI которой информационная система обеспечивает инвалидам, являющимся пользователями информации, возможность обращения за назначением страховых пенсий по инвалидности.
Согласно пунктам 3, 4 Правил формирования и ведения федерального реестра инвалидов и использования содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 N 674 (далее - Правила ведения федерального реестра инвалидов) функционирование реестра осуществляется с применением программно-технических и иных средств, обеспечивающих его совместимость и взаимодействие с иными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями, включая инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, с учетом требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных. Государственным заказчиком работ по созданию, развитию, модернизации и эксплуатации реестра, а также его оператором является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 37 (1) Правил о признании лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке и условиях назначения лица инвалидом" от 20.02.2006 N 95, сведения о результатах проведенной медико-социальной экспертизы формируются в федеральной государственной информационной системе "Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы" в соответствии с формой, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно пункту 45 постановления Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 N 588 "О признании лица инвалидом" (вместе с "Правилами признания лица инвалидом") выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, из информационной системы медико-социальной экспертизы передается в федеральную государственную информационную систему "Федеральный реестр инвалидов" (далее - Федеральный реестр инвалидов) в режиме реального времени с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в электронном виде, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного им должностного лица.
Сведения о признании гражданина инвалидом образуют в Федеральном реестре инвалидов запись об инвалиде. Уведомление о дате и времени размещения записи об инвалиде из Федерального реестра инвалидов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в режиме реального времени направляется в информационную систему медико-социальной экспертизы в электронном виде и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
Пунктом 24 Порядка организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 30.12.2020 N 979н предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая автоматизированная вертикально интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы" (далее - ЕАВИИАС). Сведения о гражданах, в отношении которых проводится медико-социальная экспертиза, формируются, в том числе в электронном виде и подлежат включению в федеральный реестр инвалидов в режиме реального времени одновременно с внесением информации в ЕАВИИАС специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро).
Судебные инстанции установили, что по результатам проверки учреждение включило в ЕАВИИАС сведения в отношении 46 лиц с указанием установленного срока инвалидности.
Проанализировав Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 888н и Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.01.2015 N 35н, судебные инстанции пришли к выводу о том, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, фонд наделен полномочиями по проверке правильности оформления и достоверности содержащихся в них сведений.
Согласно действовавшим в спорном периоде Правилам выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н, приостановление выплаты пенсии вследствие неявки инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы производится по истечении срока, на который установлена инвалидность, в соответствии со сведениями об инвалидности, содержащимися в федеральном реестре инвалидов, либо документам, поступившим от федерального учреждения медико-социальной экспертизы.
При этом, как установили судебные инстанции, фонд, имея полномочия по приостановлению страховой пенсии в случае, когда инвалид не явился в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы, указанным правом не воспользовалось. Доказательства обратного фонд не представил.
Таким образом, установив, что к полномочиям фонда отнесено установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, контроль за их выплатой, с учетом данных, содержавшихся в ЕАВИИАС, при этом фонд не воспользовался правом о приостановлении страховой пенсии в случае, когда инвалид не явился в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы; отсутствие, причинно-следственной связи между действиями учреждения и причиненным вредом, в виде излишне выплаченных фондом пенсионных и социальных выплат в сумме 4 584 903 рублей 37 копеек, судебные инстанции, в данном случае, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного фондом требования.
Доводы фонда выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного Суда Республики Дагестан от 20.07.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 по делу N А15-3177/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проанализировав Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 888н и Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.01.2015 N 35н, судебные инстанции пришли к выводу о том, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, фонд наделен полномочиями по проверке правильности оформления и достоверности содержащихся в них сведений.
Согласно действовавшим в спорном периоде Правилам выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н, приостановление выплаты пенсии вследствие неявки инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы производится по истечении срока, на который установлена инвалидность, в соответствии со сведениями об инвалидности, содержащимися в федеральном реестре инвалидов, либо документам, поступившим от федерального учреждения медико-социальной экспертизы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 марта 2023 г. N Ф08-1247/23 по делу N А15-3177/2021