г. Краснодар |
|
07 марта 2023 г. |
Дело N А25-619/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 7 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В. (в составе суда произведена замена в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судей Герасименко А.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (ИНН 0901024381, ОГРН 1030900709245), направившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, заинтересованного лица - главы крестьянского фермерского хозяйства Наймановой Рабият Асановны (ИНН 090300045200, ОГРНИП 317091700018600), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0901023652, ОГРН 1030900721840), извещенных о времени и месте судебного заседания (отчет о публикации судебных актов в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского фермерского хозяйства Наймановой Рабият Асановны на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29.07.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 по делу N А25-619/2020, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к главе крестьянского фермерского хозяйства Наймановой Рабият Асановне (далее - глава КФХ) о взыскании в бюджет Карачаево-Черкесской Республики 5 012 968 рублей 15 копеек, полученных по соглашению о предоставлении субсидий от 09.06.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (далее - казначейство).
Решением суда от 29.07.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.11.2022, требования удовлетворены по мотиву нарушения главой КФХ взятых на себя обязательств по соглашению от 09.06.2018, в результате чего общественно-полезный результат выдачи субсидий не достигнут.
В кассационной жалобе глава КФХ просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и отказать в удовлетворении требований. Указывает на то, что само по себе нарушение получателем субсидий обязательств по предоставлению отчетности не является достаточным и безусловным основанием для истребования всей суммы гранта, при условии доказанности целевого использования.
В отзывах на кассационную жалобу министерство и казначейство просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 19.09.2013 N 303 утвержден порядок предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из республиканского бюджета на поддержку мясного скотоводства в Карачаево-Черкесской Республике. Главным распорядителем бюджетных средств по предоставлению субсидий является министерство (пункт 3 порядка предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий). Глава КФХ обратился в министерство с заявлением на выплату субсидий на строительство и реконструкцию животноводческих помещений мясного направления. Министерство и глава КФХ 09.06.2018 заключили соглашение о предоставлении из республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики в 2018 году субсидии на реконструкцию (строительство) животноводческих комплексов (ферм) мясного направления в Карачаево-Черкесской Республике. Субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерству, как получателю средств республиканского бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели, указанные в разделе 1 настоящего соглашения, в 2018 году в размере 5 012 968 рублей 15 копеек (пункт 2.1 соглашения). В соответствии с пунктом 4.3 соглашения, получатель обязуется: представлять в министерство документы, установленные пунктом 3.1.2 настоящего соглашения; обеспечить достижение значений показателей результативности, установленных порядком предоставления субсидий в соответствии с пунктом 4.1.4 настоящего соглашения. Согласно пункту 4.3.3.1 соглашения, отчет о достижении значений показателей результативности необходимо предоставлять в министерство не позднее 10 рабочего дня, следующего за отчетным годом.
Приложением 1 к данному соглашению установлено, что показателем результативности расходования субсидий на поддержку мясного скотоводства для получателя субсидии главы КФХ является завершение строительства и реконструкции животноводческих помещений мясного направления. Срок достижения указанных показателей результативности - 365 дней. По итогам отчетного финансового года получатель субсидии должен был предоставить в министерство отчет, согласно приложению 2 к настоящему соглашению. Нарушение получателем субсидии условий соглашения влечет за собой возврат полученной субсидии (пункт 6.1.1 соглашения).
Министерство перечислило 5 012 968 рублей 15 копеек, что подтверждается платежным поручением от 17.07.2018 N 538802. Отчет главы КФХ по итогам 2018 года в отдел животноводства и племенного дела министерства представлен не был. В ходе внеплановой проверки казначейством выявлены нарушения, допущенные главой КФХ по исполнению условий соглашения от 09.06.2018, министерству предписано предпринять меры по возврату денежных средств. Министерство направило главе КФХ уведомление от 21.12.2019 N 4090-04/1 о возврате субсидии в бюджет.
Обязательство по возврату субсидии со стороны главы КФХ не исполнено, субсидия не возвращена, иных действий по урегулированию возникших разногласий, глава КФХ не предпринимал. Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суды установили, что в нарушение пункта 4.3.2. соглашения от 09.06.2018 глава КФХ не обеспечил достижение значений показателей результативности, установленных приложением N 1 к соглашению от 09.06.2018, также в нарушение статей 743, 746, 748 Гражданского кодекса Российской Федерации произвел оплату подрядной организации ООО "СтройПромИнвест" с отклонением от проектных решений по завышенной стоимости строительно-монтажных работ, а также выполненных подрядных работ, которые не учтены проектно-сметной документацией согласно акту о приемке выполненных на общую сумму 1 640 688 рублей 60 копеек.
Казначейство в ходе проведения контрольных замеров работ по объекту "Строительство фермы на 100 голов КРС на участке с адресным ориентиром: КЧР, Ногайский район, СПК Эркен-Шахарский, Участок N 1" установило, что согласно проектно-сметной документации на объекте "Строительство фермы на 100 голов КРС" должны быть выполнены следующие виды работ: строительство коровника на 100 мест; строительство дома животновода; строительство дизбарьера. Кроме того, согласно проектно-сметной документацией предусмотрены следующие виды работ, которые на момент проведения проверки не выполнены: по благоустройству территории; по устройству башни Рожновского; по устройству проездов; по устройству внешнего электроснабжения; по устройству автоматической пожарной сигнализации и СОКЭ в доме животновода; по строительству резервуара.
Суды установили, что согласно приложению N 1 к соглашению от 09.06.2018 показателем результативности расходования субсидий на поддержку мясного скотоводства является завершение строительства и реконструкции животноводческих помещений мясного направления в течении 365 дней, следовательно, названные работы должны быть завершены не позднее 18.07.2019, так как субсидия перечислена главе КФХ 17.07.2018. Однако главой КФХ осуществлено строительство лишь дома животновода и коровника на 100 голов КРС, в то время как строительство дизбарьера не осуществлено.
Глава КФХ не отрицает факт отклонения понесенных затрат от запланированных, предусмотренных соглашением, однако указывает, что основная часть работы выполнена, возведен коровник на 100 голов и дом животновода. Суды обоснованно отклонили данные доводы главы КФХ, поскольку объект "дом животновода" введен в эксплуатацию только 12.12.2019, за пределами установленного срока. Договор на выполнение монтажных и пусконаладочных работ системы автоматической охранно-пожарной сигнализации и оповещения в помещениях дома животновода заключен главой КФХ 01.09.2021, договор подряда на оказание услуг по изготовлению и монтажу водозаборной башни заключен главой КФХ 29.11.2021, договор подряда на оказание услуг по устройству дизбарьера заключен главой КФХ 24.01.2022, то есть за пределами установленного срока, на который выдавалась спорная субсидия. В материалах дела отсутствуют доказательства обращения и согласования с министерством изменения проекта, сроков возведения животноводческого комплекса, части перечня используемых строительных материалов. Также в материалах дела отсутствуют доказательства (сведения) о том, что результат выдачи субсидий не достигнут главой КФХ по независящим от него причинам или в связи с неправомерными действиями ссудодателя.
Апелляционный суд рассмотрел вопрос о возврате субсидии в полном объеме или в части и сделал обоснованный вывод о необходимости возврата субсидии в полном объеме, учитывая, что в данном случае множество отдельных частей и элементов конструкций возводимых объектов и использованный при этом строительный материал и объем строительных работ не предусмотрены проектно-сметной документацией, а также не достигнут общественно-полезный результат выдачи субсидии. Суды отклонили как необоснованный довод о возможности выделения отдельно стоимости тех или иных использованных строительных материалов в части и также части выполненных видов работ, которые соответствуют проектно-сметной документации, поскольку целью предоставления субсидии является возведение в установленный срок всего комплекса объектов, а не создание отдельных материалов видов работ в составе каждого из объектов единого комплекса. Данный вывод судов документально не опровергнут.
Вывод судов о невыполнении главой КФХ условий предоставления субсидий, основан на всестороннем исследовании и оценке представленных в материалы дела доказательств.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пунктом 1 статьи 78 Кодекса). Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Кодекса). Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 3.1 статьи 78 Кодекса предусмотрено, что в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 данной статьи.
Пунктом 1 статьи 306.4 Кодекса определено, что нецелевым использованием бюджетных средств является направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
С учетом установленных по данному делу фактических обстоятельств, суды сделали правомерный вывод о наличии правовых оснований для взыскания с главы КФХ спорной суммы денежных средств, полученных в качестве субсидии, и обоснованно удовлетворили заявленное министерством требование.
Доводы жалобы фактически направлены на переоценку исследованных и оцененных судами доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29.07.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 по делу N А25-619/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пунктом 1 статьи 78 Кодекса). Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Кодекса). Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 3.1 статьи 78 Кодекса предусмотрено, что в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 данной статьи.
Пунктом 1 статьи 306.4 Кодекса определено, что нецелевым использованием бюджетных средств является направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 марта 2023 г. N Ф08-1020/23 по делу N А25-619/2020