г. Ессентуки |
|
30 ноября 2022 г. |
Дело N А25-619/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.11.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.11.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики, при участии представителя Управления федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике - Кипкеевой М.М. (доверенность от 30.07.2021 N 79-12-13/18-2166), представителя Наймановой Р.А. - Найманова Р.М. (доверенность от 17.10.2022 N 09АА0514140), в отсутствие представителя Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу главы крестьянского фермерского хозяйства Наймановой Рабият Асановны на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29.07.2022 по делу N А25-619/2020 (судья Миллер Д.В.) по заявлению Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1030900709245, ИНН 0901024381; адрес: 369000, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Кавказская, д. 19) к главе крестьянского фермерского хозяйства Наймановой Рабият Асановне (ОГРН 317091700018600, ИНН 090300045200) о взыскании (возврате) в бюджет Карачаево-Черкесской Республики денежных средств в виде субсидии в сумме 5012968,15р,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с исковыми требованиями к главе крестьянского фермерского хозяйства Наймановой Рабият Асановне (далее - глава КФХ) о взыскании (возврате) в бюджет Карачаево-Черкесской Республики денежных средств в сумме 5012968,15р, полученных ответчиком по соглашению о предоставлении субсидий от 09.06.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Казначейство).
Решением суда от 29.07.2022 требование Министерства удовлетворено, с главы КФХ в пользу Министерства взысканы денежные средства в сумме 5012968,15р, полученные по соглашению о предоставлении субсидий от 09.06.2018. В доход федерального бюджета взыскано 48065р государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, глава КФХ обжаловала его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Удовлетворено ходатайство Казначейства о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи.
В судебном заседании представитель главы КФХ поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, заявил ходатайство о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы.
Представитель Казначейства возразила по существу доводов, изложенных в апелляционной жалобе. Возразила по существу ходатайства о назначении по делу экспертизы.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства.
Ходатайство о назначении судебной экспертизы рассмотрено судебной коллегией и протокольно отклонено по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
В суде первой инстанции такое ходатайство не заявлялось, что подтверждено представителем на вопрос суда. Уважительных причин с обоснованием невозможности заявления такого ходатайства не приведено.
На основании изложенного, учитывая, что представитель главы КФХ участвовал при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ходатайство о назначении судебной экспертизы в суде первой инстанции не заявил, суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы.
Судебная коллегия принимает во внимание, что определением апелляционного суда от 20.10.2022 главе КФХ предложено представить пояснения по существу дела, в том числе пояснения: в части объема выполненных строительных работ с указанием сроков выполнения и ввода в эксплуатацию каждого объекта; представить расчет стоимости объектов в соответствии с проектной документацией; расчет остатка денежных средств (субсидии), неиспользованных в течении 365 дней после их получения; представить письменные пояснения в части затрат на строительные работы по каждому объекту, объем выполненных работ, срок выполнения работ и даты ввода каждого объекта в эксплуатацию; представить письменные пояснения в части остатка денежных средств (при наличии); в своих пояснениях (возражениях) ссылаться на материалы дела (дата, номер, том, лист дела).
Предложения апелляционного суда, изложенные в определении от 20.10.2022 не требуют проведения по делу судебной строительно-технической экспертизы. Для пояснений в части сроков выполнения работ и ввода объекта в эксплуатацию не требуются специальные знания, также не требуются специальные знания в части расчета остатка денежных средств субсидии неиспользованных в течении 365 дней после их получения. Строительные работы были проведены самим истцом или по его поручению подрядной организацией, соответственно глава КФХ имеет в своем распоряжении необходимые документы для предоставления расчетов. Во исполнение определения от 20.10.2022 главе КФХ не требовалось привлекать соответствующего специалиста, необходимые документы (проектно-сметная документация, договор подряда на строительство) имелись в распоряжении истца. Суждение об обратном имеет предположительный характер.
Кроме того, заявляя ходатайство о проведении судебной экспертизы, заявителем данного ходатайства не обеспечено ее проведение путем внесения денежных средств на депозит апелляционного суда, не представлены кандидатуры экспертов с документами об их профессиональной подготовке, письмо экспертной организации о согласии на проведение экспертизы с указанием ее стоимости и сроков проведения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей главы КФХ и Казначейства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 19.09.2013 N 303 утвержден порядок предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из республиканского бюджета на поддержку мясного скотоводства в Карачаево-Черкесской Республике. Главным распорядителем бюджетных средств по предоставлению субсидий, является Министерство (п. 3 порядка предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий).
Глава КФХ обратилась в Министерство с заявлением на выплату субсидии на строительство и реконструкцию животноводческих помещений мясного направления.
09.06.2018 между Министерством и главой КФХ заключено соглашение о предоставлении из республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики в 2018 году субсидии на реконструкцию (строительство) животноводческих комплексов (ферм) мясного направления в Карачаево-Черкесской Республике. Субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерству, как получателю средств республиканского бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели, указанные в разделе 1 настоящего соглашения, в 2018 году в размере 5012968,15р (п. 2.1 соглашения). В соответствии с п. 4.3 соглашения, получатель обязуется: представлять в министерство документы, установленные п. 3.1.2 настоящего соглашения; обеспечить достижение значений показателей результативности, установленных порядком предоставления субсидий в соответствии с п. 4.1.4 настоящего соглашения. Согласно п. 4.3.3.1 соглашения, отчет о достижении значений показателей результативности необходимо предоставлять в министерство не позднее 10 рабочего дня, следующего за отчетным годом.
Приложением 1 к данному соглашению установлено, что показателем результативности расходования субсидий на поддержку мясного скотоводства для получателя субсидии главы КФХ является завершение строительства и реконструкции животноводческих помещений мясного направления. Срок достижения указанных показателей результативности - 365 дней. По итогам отчетного финансового года получатель субсидии должен был предоставить в Министерство отчет, согласно приложению 2 к настоящему соглашению. Нарушение получателем субсидии условий соглашения влечет за собой возврат полученной субсидии (п. 6.1.1 соглашения).
Министерство исполнило свои обязательства по соглашению, перечислив денежные средства в сумме 5012968,15р, что подтверждается платежным поручением от 17.07.2018 N 538802.
Отчет главы КФХ по итогам 2018 года в отдел животноводства и племенного дела Министерства представлен не был.
В ходе внеплановой проверки Казначейства были выявлены нарушения, допущенные главой КФХ по исполнению условий соглашения от 09.06.2018, Министерству было предписано предпринять меры по возврату денежных средств.
Министерство направило главе КФХ уведомление исх. N 4090-04/1 от 21.12.2019 о возврате субсидии в бюджет.
Обязательство по возврату субсидии со стороны главы КФХ не исполнено, субсидия не возвращена, иных действий по урегулированию возникших разногласий, глава КФХ не предпринимала.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с заявлением.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В соответствие с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (пп. 3 п. 3 ст. 78 БК РФ). Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ определено, что нецелевым использованием бюджетных средств является направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В рассматриваемом случае предоставление субсидии главе КФХ направлено на развитие сельского хозяйства на территории Карачаево-Черкесской Республики, носило целевой характер.
Глава КФХ, являющаяся получателем субсидии, заключив с Министерством соглашение от 09.06.2018, обязывалась обеспечить выполнение его условий; использовать средства субсидии исходя из целей ее предоставления.
Однако главой КФХ нарушены условия исполнения соглашения от 09.06.2018. В нарушение пункта 4.3.2. соглашения от 09.06.2018 главой КФХ не обеспечено достижение значений показателей результативности, установленных приложением N 1 к соглашению от 09.06.2018. В нарушение статей 743, 746, 748 ГК РФ главой КФХ произведена оплата подрядной организации ООО "СтройПромИнвест" с отклонением проектных решений по завышенной стоимости строительно-монтажных работ, а также выполненных подрядных работ, неучтенных проектно-сметной документацией согласно акта о приемке выполненных на общую сумму - 1640688,60р.
Подрядные работы по объекту капитального строительства "Строительство фермы на 100 голов КРС на участке с адресным ориентиром: КЧР, Ногайский район, СПК Эркен-Шахарский, Участок N 1" выполнялись подрядной организацией - ООО "СтройПромИнвест" на основании заключенного договора от 18.07.2018 N 18/07/2018 на выполнение подрядных работ на сумму 5000000р (далее - договор подряда от 18.07.2018). В соответствии с пунктом 1.1. Договора подряда от 18.07.2018 предметом договора является выполнение комплекса работ в объемах, сроках и по стоимости, согласованных сторонами, а именно "Строительство фермы на 100 голов КРС на участке с адресным ориентиром: КЧР, Ногайский район, СПК Эркен-Шахарский, Участок N 1". В соответствии с пунктами 3.2., 4.1 договора подряда от 18.07.2018 подрядчик обязан выполнить строительные работы в течении 90 дней с момента получения от заказчика аванса в размере 100 % от договорной цены. В соответствии с пунктом 3.3 договора подряда от 18.07.2018 приемка выполненных работ осуществляется оформлением Акта приёма выполненных работ.
В ходе проведения Казначейством выборочных контрольных замеров работ по объекту "Строительство фермы на 100 голов КРС на участке с адресным ориентиром: КЧР, Ногайский район, СПК Эркен-Шахарский, Участок N 1" установлено, что согласно проектно-сметной документации на объекте "Строительство фермы на 100 голов КРС" должны были выполнены следующие виды работ: строительство коровника на 100 мест; строительство дома животновода; строительство дизбарьера. Кроме того, согласно проектно-сметной документацией предусмотрены следующие виды работ, которые на момент проведения проверки не были выполнены: по благоустройству территории; по устройству башни Рожновского; по устройству проездов; по устройству внешнего электроснабжения; - по устройству автоматической пожарной сигнализации и СОКЭ в доме животновода; по строительству резервуара.
В соответствии с приложением N 1 к соглашению от 09.06.2018 показателем результативности расходования субсидии на поддержку мясного скотоводства является завершение строительства и реконструкции животноводческих помещений мясного направления в течении 365 дней, таким образом вышеуказанные работы должны быть завершены не позднее 18.07.2019 (субсидия фактически перечислена главе КФХ 17.07.2018).
Главой КФХ осуществлено строительство дома животновода и коровника на 100 голов КРС, в то время как строительство дизбарьера не осуществлено.
Из содержания акта приёмки выполненных работ от 25.10.2018 N 1 на объекте "Строительство фермы на 100 голов КРС на участке с адресным ориентиром: КЧР, Ногайский район, СПК Эркен-Шахарский, Участок N 1", в части дома животновода и из содержания проектно-сметной документации, проведены следующие виды работ с указанием их стоимости: разборка грунта экскаватором в траншеях 76,63 куб. м на сумму 22989р (завышение от проектной сметы на 16000р); устройство монолитных ж/б армированных фундаментов 32,96 куб. м на сумму 412000р (завышение от проектной сметы на 83766р); кладка цоколя фундамента цементно-песчаными блоками 24.4 куб. м на сумму 122000р, кладка стен цементно-песчаными блоками 39,9 куб. м на сумму 199500р (завышение от проектной сметы на 140010р); устройство ж/б армированного монолитного пояса 3,5 куб. м на сумму 43750р (завышение от проектной сметы на 36937р); устройство деревянной шатровой кровли с покрытием из профнастила с-21 и подшивкой черного потолка с утеплением 172,2 куб. м на сумму 602700р (завышение от проектной сметы на 126842р); устройство металлических деверей 2 шт. на сумму 50000р (по проекту предусмотрены 2 пластиковые двери и 1 противопожарная дверь, фактически установлены 2 металлические двери, что является отклонением от проектной сметы); устройство теплых полов с монтажом электрокотла 95,5 куб. м на сумму 114600р (не предусмотрено сметой, завышение на 114600р); засыпка фундамента гравием 59,3 куб. м на сумму 17791р (не предусмотрено сметой, завышение на 17791р); устройство стяжки полов 10 см с утеплением 95,2 кв. м на сумму 142800р (завышение от проектной сметы на 52249р). Следует также отметить, что в п.70 раздела 8. Полы. Сметы 02-03-01 "Бетон тяжелый, класс В15 (М200) 84,37 куб. м на сумму 419333р было допущено завышение объема материала на 75,933 куб. м на сумму 377400р, а именно - согласно экспликации полов, Раздела 3. "Архитектурные решения 1814-Д-АР", Проектной документации, подстилающий бетонный слой должен равняться 80 мм, в смете п. 69 раздела 8 Полы. "Устройство подстилающих слоев" объем работ равен 8,272 куб. м при норме расхода бетона 1,02 куб. м, что в итоге составляет 8,437 куб. м (бетона)=8,272 куб. м х 1,02 кв. м.
Из содержания акта приёмки выполненных работ от 25.10.2018 N 1 на объекте "Строительство фермы на 100 голов КРС на участке с адресным ориентиром: КЧР, Ногайский район, СПК Эркен-Шахарский, Участок N 1", в части коровника на 100 голов и из содержания проектно-сметной документации в части коровника на 100 голов, следует, что главой КФХ проведены следующие виды работ с указанием их стоимости: разборка грунта в траншеях 122,9 куб. м на сумму 36870р (завышение на 23019р); устройство монолитных ж/б армированных фундаментов 50,4 куб. м на сумму 630000р (завышение на 352447р); кладка стен из ФБС 2400-400-600 без стоимости ФБС 225 шт. на сумму 135000р (фактически стены выполнены из фундаментных блоков ФБС, что является отклонением от проектных решений, завышение стоимости на 92347р); устройство монолитного ж/б армированного пояса 15 куб. м на сумму 187500р (данные работы не учтены сметой, завышение на 187500р); устройство деревянной шатровой кровли с покрытием из профнастила с-21 площадью 805 куб. м на сумму 2012500р (фактически кровля выполнена из деревянных конструкций покрытая профнастилом с-21, что является отклонением от проекта, сумма в акте выполненных работ - необоснована, разница составила - 397354,60р); монтаж металлических ворот 3000х25000 в количестве 4 штуки на сумму 240000 (по проекту предусмотрены деревянные ворота, превышение составило 59836р); монтаж металлических дверей на сумму 30000р (данные работы не учтены сметой, завышение на 30000р).
С учетом совокупности изложенных обстоятельств, материалами дела подтверждена правомерность исковых требований, денежные средства в виде субсидии, полученные главой КФХ на основании заключенного с Министерством соглашения, подлежали взысканию (возврату).
Глава КФХ факт отклонения понесенных затрат от запланированных, предусмотренных соглашением не оспаривает, однако указывает, что основная часть работ выполнена, возведен коровник на 100 голов и дом животновода, выполнены.
Вместе с тем, указанные обстоятельства не могут быть приняты во внимание апелляционным судом, ввиду следующего.
Приложением 1 к соглашению от 09.06.2018 установлено, что показателем результативности расходования субсидий на поддержку мясного скотоводства для получателя субсидии главы КФХ является завершение строительства и реконструкции животноводческих помещений мясного направления. Срок достижения указанных показателей результативности - 365 дней. Денежные средства (субсидия) получены главой КФХ 17.07.2018.
Из материалов дела следует, что объект "дом животновода" введен в эксплуатацию только 12.12.2019, то есть за пределами срока, установленного соглашением.
Материалы дела не содержат доказательств согласования с ссудодателем (Министерством) изменения проекта. Отсутствуют доказательства обращения главы КФХ в адрес Министерства о согласовании изменений проекта.
Материалы дела не содержат доказательств согласования с ссудодателем (Министерством) изменений сроков возведения животноводческого комплекса. Отсутствуют доказательства обращения главы КФХ в адрес Министерства о согласовании изменений сроков возведения животноводческого комплекса.
Материалы дела не содержат доказательств согласования с ссудодателем (Министерством) изменений в части перечня используемых строительных материалов. Отсутствуют доказательства обращения главы КФХ в адрес Министерства о согласовании изменений в части перечня используемых строительных материалов.
Материалы дела не содержат доказательств (сведений) о том, что результат выдачи субсидии не был достигнут главой КФХ по независящим от нее причинам (наличие форс-мажорных обстоятельств) или в связи с неправомерными действиями кредитора (ссудодателя), препятствовавшего деятельности апеллянта.
Вопрос о возврате субсидии в полном объеме или в части рассматривался апелляционным судом с учетом того, что в данном случае множество отдельных частей и элементов конструкций возводимых объектов и использованные при этом строительные материалы и объемы строительных работ, не были предусмотрены проектно-сметной документацией. Указанное является основанием для выводов о необоснованности доводов апеллянта о возможности (в целях удовлетворения апелляционной жалобы) выделения отдельно стоимости тех или иных использованных строительных материалов в части и также части выполненных видов работ, которые соответствуют проектно-сметной документации, поскольку целью предоставления субсидии является возведение в установленный срок всего комплекса объектов, а не создание предусмотренных проектно-сметной документацией лишь отдельных элементов (конструкций) и использование отдельных материалов и видов работ в составе каждого из объекта единого комплекса.
Апелляционный суд считает, что общественно-полезный результат выдачи субсидии не достигнут.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к выводу о том, что материалами дела документально подтверждены нарушения главой КФХ взятых на себя обязательств по соглашению от 09.06.2018. Размер денежных средств (субсидии), подлежащих возврату (взысканию) в пользу Министерства составил 5012968,15р.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы за рассмотрение дела в соответствии с частью 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской правомерно взысканы с главы КФХ.
Решение суда от 29.07.2022 является законным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29.07.2022 по делу N А25-619/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Семенов М.У. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-619/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ, Министерство сельского хозяйства по КЧР
Ответчик: Найманова Рабият Асановна
Третье лицо: УФК по КЧР