г. Краснодар |
|
10 марта 2023 г. |
Дело N А61-2811/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Маркиной Т.Г. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании представителей государственного унитарного предприятия "Аланияэнергосеть" (ИНН 1510000063, ОГРН 1021500918163), администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1510007380, ОГРН 1021500002556), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Аланияэнергосеть" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.08.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2022 по делу N А61-2811/2022, установил следующее.
Администрация местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания (далее - администрация) 03.06.2022 обратилась в суд с иском о взыскании с МУП "Моздокские электрические сети" (постановлением Правительства Республики Ингушетия от 30.08.2022 N 403 МУП "Моздокские электрические сети" переименовано в ГУП "Аланияэнергосеть") (далее - предприятие) задолженности по отчислению части прибыли с 01.01.2020 по 31.12.2020 в размере 356 тыс. рублей.
Решением суда от 30.08.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.11.2022, суд взыскал с предприятия в доход бюджета муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия - Алания 356 тыс. рублей задолженности по отчислению части прибыли с 01.01.2020 по 31.12.2020.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. С учетом того, что прибыль предприятию от АО "Севкавказэнерго" фактически не поступала, денежные средства освоены не были, следовательно, задолженность перед администрацией по отчислению части прибыли не образовалась.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
От предприятия поступило ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы, мотивированное отсутствием финансовой возможности направить представителя предприятия в суд.
Ходатайство предприятия об отложении судебного разбирательства суд кассационной инстанции отклоняет по следующим основаниям. Отложение судебного разбирательства является правом суда, а не его обязанностью (часть 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, предприятие является коммерческой организацией, созданной для оказания гражданским и юридическим лицам услуг по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 1.3 Устава предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица.
В соответствии с пунктом 1.2 Устава, утвержденного постановлением главы администрации от 19.06.2006, учредителем предприятии является администрация.
Имущество предприятия находится в муниципальной собственности муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия - Алания и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения (пункт 3.1 Устава).
Согласно представленным истцом документам о бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год чистая прибыль предприятия составила 1 780 тыс. рублей.
Администрация направила ответчику претензию от 29.03.2022 N 2253 об уплате в бюджет муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия - Алания части прибыли по итогам 2020 года; данная претензия оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Суды исходили из следующих обстоятельств.
Решением Собрания представителей Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания от 26.04.2018 N 70 утвержден Порядок уплаты муниципальными унитарными предприятиями муниципального образования Моздокский район части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в бюджет муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия - Алания.
Решением Собрания представителей Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания от 09.10.2020 N 295 установлено, что в 2020 году муниципальными унитарными предприятиями, находящимися в собственности муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия - Алания, часть прибыли, оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам 2020 года, перечисляется в бюджет муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия - Алания в размере 20%.
Как видно из материалов дела, указанные решения Собрания представителей Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания опубликованы в установленном порядке.
Согласно представленным истцом документам бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год по строке "чистая прибыль" 2400 прибыль предприятия составила 1 780 тыс. рублей.
Из буквального толкования норм Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" следует, что федеральный законодатель, наделяя представительные органы муниципальных образований полномочиями в области установления порядка, размеров и сроков ежегодного перечисления в местный бюджет части прибыли, остающейся в распоряжении муниципальных унитарных предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей, одновременно определил периодичность изъятия (раз в год) и количественные ограничения (часть прибыли, то есть часть финансового результата деятельности предприятия за прошедший год).
В данном случае задолженность предприятия перед районным бюджетом по отчислению части прибыли по итогам 2020 года не погашена. Доказательства, свидетельствующие об обратном, в материалы дела не представлены. Расчет цены иска судом апелляционной инстанции проверен и признан верным. Ответчик контррасчет суммы долга не представил.
С учетом изложенного суды пришли к выводу о том, что наличие задолженности по перечислению обязательных платежей в районный бюджет и ее размер подтверждены материалами дела, в связи с чем требования о взыскании с ответчика 356 тыс. рублей удовлетворены правомерно.
Довод жалобы о том, что предприятие является организацией, созданной для ведения управленческой, социальной, культурной или другой некоммерческой деятельности, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно отклонен как противоречащий фактическим обстоятельствам дела. Согласно пункту 1.5 Устава предприятие является коммерческой организацией, созданной для оказания гражданским и юридическим лицам услуг по передаче электрической энергии.
Доводы жалобы относительно неполучения предприятием прибыли, в связи с чем у него отсутствует задолженность пред администрацией, был предметом оценки суда апелляционной инстанции и правомерно отклонен ввиду непредставления предприятием соответствующих доказательств. При этом, как отметил апелляционный суд, из представленных предприятием документов бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год по строке 2400 "чистая прибыль" прибыль предприятия значится в размере 1 780 тыс. рублей.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.08.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2022 по делу N А61-2811/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Т.Г. Маркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Маркиной Т.Г. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании представителей государственного унитарного предприятия "Аланияэнергосеть" (ИНН 1510000063, ОГРН 1021500918163), администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1510007380, ОГРН 1021500002556), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Аланияэнергосеть" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.08.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2022 по делу N А61-2811/2022, установил следующее.
...
При принятии судебных актов суды руководствовались статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
...
Из буквального толкования норм Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" следует, что федеральный законодатель, наделяя представительные органы муниципальных образований полномочиями в области установления порядка, размеров и сроков ежегодного перечисления в местный бюджет части прибыли, остающейся в распоряжении муниципальных унитарных предприятий после уплаты налогов и иных обязательных платежей, одновременно определил периодичность изъятия (раз в год) и количественные ограничения (часть прибыли, то есть часть финансового результата деятельности предприятия за прошедший год)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 марта 2023 г. N Ф08-1053/23 по делу N А61-2811/2022