г. Краснодар |
|
13 марта 2023 г. |
Дело N А18-316/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Хамхоева Хасана Магаметовича (ИНН 060807913631, ОГРНИП 319060800008558) - Даурбекова Х.М. (доверенность от 07.03.2023), в отсутствие заинтересованного лица - федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" (ИНН2632041647, ОГРН 1022601610680) и третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия (ИНН 0606013424, ОГРН 1040600284922), ООО "Межевой земельный центр" (ИНН 2311080732, ОГРН 1052306444332), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Хамхоева Хасана Магаметовича на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 09.08.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2022 по делу N А18-316/2022, установил следующее.
Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Хамхоеву Хасану Магаметовичу (далее - предприниматель) с требованиями: изъять для государственных нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности предпринимателя на земельный участок с кадастровым номером 06:05:0500002:2095 площадью 65 кв. м (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: магазины) и расположенный на нем магазин с кадастровым номером 06:05:0500002:2100 площадью 65 кв. м, по адресу: Республика Ингушетия, г. Назрань, Гамурзиевский административный округ, ул. Магистральная, 10А, посредством перечисления учреждением денежной суммы (возмещения) в размере 1 794 740 рублей на расчетный счет предпринимателя или на депозитный счет нотариуса; изъять для государственных нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности предпринимателя на земельный участок с кадастровым номером 06:05:0500002:2325 площадью 242 кв. м (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования), образованного из земельного участка с кадастровым номером 06:05:0500002:2096 площадью 835 кв. м (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства) и расположенный на нем жилой дом с кадастровым номером 06:05:0500001:734 площадью 54,3 кв. м, по адресу: Республика Ингушетия, г. Назрань. Гамурзиевский административный округ, ул. Магистральная, 10, посредством перечисления учреждением денежной суммы (возмещения) в размере 1 612 780 рублей на расчетный счет предпринимателя или на депозитный счет нотариуса.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия (далее - управление), ООО "Межевой земельный центр".
Решением суда от 09.08.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.11.2022, исковые требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы соблюдением учреждением порядка и сроков принудительного изъятия принадлежащих предпринимателю на праве собственности земельных участков и расположенного на них имущества для федеральных нужд.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился предприниматель с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции, поскольку требование об изъятии земельного участка с кадастровым номером 06:05:0500002:2325 и жилого дома с кадастровым номером 06:05:0500001:734 площадью 54,3 кв. м не связано с осуществлением предпринимательской деятельности. Суды не определили выкупную цену на момент рассмотрения дела в суде, неправомерно отказали в удовлетворении ходатайства предпринимателя о проведении судебной экспертизы, не приняли меры по содействию сторонам спора в реализации своих прав. При рассмотрении ходатайства о назначении экспертизы суды не учли, что федеральное бюджетное учреждение "Дагестанская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации" уполномочено проводить судебные экспертизы на территории Республики Ингушетия. При рассмотрении дела суд не определил размер вознаграждения за проведение экспертизы, не установил срок, в течение которого соответствующие денежные средства должны быть внесены на депозит суда. Суды не оценили доводы предпринимателя о незаконности раздела земельного участка и невозможности выкупа части разделенного земельного участка, а также о том, что уменьшение земельного участка с кадастровым номером 06:05:0500002:2096 с 835 кв. м до 593 кв. м и видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства противоречит действующему федеральному законодательству, так как сделает невозможным использование земельного участка уменьшенной площади по его целевому назначению.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление, учреждение, ООО "Межевой земельный центр" не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя предпринимателя, считает, что решение суда и постановление суда апелляционной инстанции надлежит отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, учреждение осуществляет деятельность по организации строительства переданной в оперативное управление автомобильной дороги федерального значения М-29 "Кавказ" - из г. Краснодара (от ст. Павловской) через г. Грозный, г. Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на г. Баку) и реконструкции переданной в оперативное управление автомобильной дороги федерального значения Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М4"Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 -км 589+000, Республика Ингушетия на основании Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 145-ФЗ).
Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 27.05.2019 N 1254-р (далее - распоряжение N 1254-р) утверждена документация по планировке территории объекта "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из г. Краснодара (от ст. Павловской) через г. Грозный, г. Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на г. Баку). Реконструкция автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 - км 589+000, Республика Ингушетия (корректировка)" (далее - автодорога).
Пунктом 1 распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 14.10.2019 N 2899-р (в редакции распоряжения от 01.02.2021 N 309-р, N 3644-р и от 26.03.2020 N 1099-р) принято решение об изъятии в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельных участков, включая согласно выпискам из ЕГРН от 30.10.2020 N 99/2020/357160465, 99/2020/357164354, от 05.02.2020 N 99/2020/311556897 и от 12.11.2020 N 99/2020/359784206 принадлежащий предпринимателю на праве собственности земельный участок площадью 242 кв. м, который образован из земельного участка с кадастровым номером 06:05:0500002:2096 площадью 835 кв. м, и находящийся на нем жилой дом с кадастровым номером 06:05:0500001:734 площадью 54,3 кв. м, а также земельный участок площадью 65 кв. м с кадастровым номером 06:05:0500002:2095 и находящийся на нем магазин с кадастровым номером 06:05:0500002:2100 площадью 65 кв. м, расположенные по адресу: Республика Ингушетия, г. Назрань, Гамурзиевский административный округ, ул. Магистральная, 10 и 10А.
Во исполнение распоряжений Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 14.10.2019 N 2899-р, от 01.02.2021 N 309-р и от 26.03.2020 N 1099-р из земельного участка с кадастровым номером 06:05:0500002:2096 образован земельный участок с кадастровым номером 06:05:0500002:2325 площадью 242 кв. м.
Земельный участок с кадастровым номером 06:05:0500002:2325 площадью 242 кв. м и земельный участок с кадастровым номером 06:05:0500002:2095 площадью 65 кв. м попадают в зону строительства объектов автодороги.
Распоряжениями от 14.10.2019 N 2899-р, от 01.02.2021 N 309-р и от 26.03.2020 N 1099-р на учреждение возложена обязанность по обеспечению в установленном порядке выполнения комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, в том числе: обеспечить уведомление лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта; заключить соглашение об изъятии земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на изъятые земельные участки, обеспечить государственную регистрацию распоряжения в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Учреждение направило предпринимателю уведомления от 21.10.2019 N 11/5757, от 01.12.2020 N 06/8134, от 02.02.2021 N 07/522 и от 27.03.2020 N 11/1823 о предстоящем изъятии в целях обеспечения реализации проекта земельного участка части земельного участка с кадастровым номером 06:05:0500002:2325 площадью 242 кв. м и земельного участка с кадастровым номером 06:05:0500002:2095 площадью 65 кв. м, расположенных по адресу: Республика Ингушетия, г. Назрань, Гамурзиевский административный округ, ул. Магистральная, 10 и 10А.
На основании государственного контракта от 27.08.2018 N 156, заключенного между учреждением и ООО "Межевой земельный центр", произведена оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 06:05:0500002:2325 площадью 242 кв. м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 06:05:0500002:2096 площадью 835 кв. м, и земельного участка с кадастровым номером 06:05:0500002:2095 площадью 65 кв. м, расположенных по адресу: Республика Ингушетия, г. Назрань, Гамурзиевский административный округ, ул. Магистральная, 10 и 10А.
Размер возмещения в связи с изъятием для государственных нужд земельного участка с кадастровым номером 06:05:0500002:2325 площадью 242 кв. м, включая размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка в целях обеспечения реализации проекта, определен на основании отчета об оценке ООО "Межевой земельный центр" от 14.10.2021 N 015-10/21 (далее - отчет N 015-10/21), согласно которому денежная сумма, подлежащая уплате учреждением предпринимателю, составляет 1 612 780 рублей, из которых 1 169 100 рублей - рыночная стоимость права собственности земельного участка с кадастровым номером 06:05:0500002:2325 площадью 242 кв. м; 319 210 рублей - рыночная стоимость жилого дома с кадастровым номером 06:05:0500001:734 площадью 54,3 кв. м; 124 479 рублей - убытки, причиняемые изъятием земельного участка с кадастровым номером 06:05:0500002:2325.
Размер возмещения в связи с изъятием для государственных нужд земельного участка с кадастровым номером 06:05:0500002:2095 площадью 65 кв. м, включая размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельного участка в целях обеспечения реализации проекта, определен на основании отчета об оценке ООО "Межевой земельный центр" от 24.03.2021 N 019-03/21 (далее - отчет N 019-03/21), согласно которому денежная сумма, подлежащая уплате учреждением предпринимателю, составляет 1 794 740 рублей, из которых 351 720 рублей - рыночная стоимость права собственности земельного участка с кадастровым номером 06:05:0500002:2095 площадью 65 кв. м; 1 443 020 рублей - рыночная стоимость магазина с кадастровым номером 06:05:0500002:2100 площадью 65 кв. м; убытки, причиняемые изъятием земельного участка с кадастровым номером 06:05:0500002:2095 отсутствуют.
Письмами от 26.03.2020 N 07/1687 и от 22.11.2021 N 07/8040 учреждение направило предпринимателю для подписания проект соглашения N 712 "Об изъятии путем выкупа земельного участка для нужд Российской Федерации" и проект соглашения N 742 "Об изъятии путем выкупа земельного участка для нужд Российской Федерации" (далее - проекты соглашений), в пункте 3.1 которых предусмотрена выплата денежных средств предпринимателю в размере 1 612 780 рублей и 1 794 740 рублей.
Согласно отчетам об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 38610658402960 и 38630266009634 проекты соглашений получены предпринимателем 21.04.2020 и 07.10.2020.
Не подписание предпринимателем проектов соглашений послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд.
При разрешении спора суды исходили из следующего.
Принудительное изъятие недвижимого имущества у его собственника допускается в связи с принудительным отчуждением для государственных или муниципальных нужд земельного участка под этим имуществом (подпункт 3.2 пункта 2 статьи 235, статья 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации), в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (пункт 1 статьи 279 Кодекса). В причитающееся в этом случае правообладателю возмещение включаются рыночная стоимость изымаемых земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества, а также убытки, причиненные таким изъятием (статья 281 Кодекса). Соответствующее принудительное изъятие осуществляется по решению суда, если правообладатель изымаемого имущества не заключил соглашение об изъятии (статья 282 Кодекса).
Нормами Земельного кодекса Российской Федерации допускается изъятие путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд в исключительных случаях, в том числе по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения (пункт 2 статьи 49 Кодекса). Такое изъятие осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (пункт 1 статьи 56.2 Кодекса). Решение об изъятии должно содержать указание на изымаемые земельные участки, в том числе подлежащие образованию, и расположенные на них объекты недвижимого имущества (статья 56.6). Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества (пункты 2, 3 статьи 56.10 Кодекса), с отчетом об оценке их рыночной стоимости и размера убытков, причиняемых изъятием (пункт 4 статьи 56.10 Кодекса). Не подписание правообладателем изымаемой недвижимости проекта соответствующего соглашения может служить основанием для обращения уполномоченного органа в суд с иском о принудительном изъятии недвижимости (пункт 10 статьи 56.10 Кодекса). В размер возмещения, определяемый в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, и связанная с этим упущенная выгода (пункты 1, 2 статьи 56.8).
Статьей 13 Закона N 135-ФЗ предусмотрена возможность разрешения в судебном порядке спора о достоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, установленной в отчете.
Суды удовлетворили заявленные требования, указав, что земельные участки, испрашиваемые для реализации проекта автодороги, подлежат изъятию для государственных нужд в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. При этом географическое расположение Республики Ингушетия накладывает определенные требования к организации работы транспорта, т. к. по территории Республики Ингушетия проходит участок автомобильной дороги федерального значения "Ростов - Баку", поэтому крайне важна постоянная и надежная транспортная связь районов республики с транспортной сетью России.
Между ООО "Строительная Компания "НЕОН"" (подрядчик) и учреждением (заказчик) заключен государственный контракт от 13.07.2018 N 1001687 на выполнение дорожных работ по строительству транспортной развязки на объекте "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из г. Краснодара (от ст. Павловской) через г. Грозный, г. Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на г. Баку). Реконструкция автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 - км 589+000, Республика Ингушетия (корректировка)". Однако с учетом положений статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик будет иметь возможность выполнить свои обязательства по строительству объекта, только при условии предоставления заказчиком земельного участка под строительство.
Суды указали, поскольку вопрос об изъятии земельного участка с кадастровым номером 06:05:0500002:2325 площадью 242 кв. м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 06:05:0500002:2096 площадью 835 кв. м, земельного участка с кадастровым номером 06:05:0500002:2095 площадью 65 кв. м, и расположенных на них объектов не решен, подрядчик не может осуществлять работы строительству на объекте - автодорога, который является дорогой общего пользования и предназначен для передвижения транспорта неопределенного круга лиц. Реконструкция подобного объекта связана со значительным повышением объема и качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильной дороги, связанных главным образом с безопасным и бесперебойным движением по этой дороге.
При этом суды сделали вывод о соблюдении учреждением порядка и сроков принудительного изъятия для федеральных нужд принадлежащих предпринимателю на праве собственности земельных участков (земельного участка с кадастровым номером 06:05:0500002:2325 площадью 242 кв. м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 06:05:0500002:2096 площадью 835 кв. м, и земельного участка с кадастровым номером 06:05:0500002:2095 площадью 65 кв. м) и расположенных на них объектов.
Между тем суды не учли следующее.
Собственник изымаемого земельного участка вправе претендовать на получение возмещения, необходимого для восстановления его имущественных потерь, которое рассчитывается таким образом, будто изъятия не было. Отсутствие решения об изъятии земельного участка (его части) для государственных или муниципальных нужд само по себе не лишает правообладателя такого участка права на возмещение убытков, причиненных фактическим лишением имущества.
В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора. В целях определения размера возмещения суд не вправе применять результаты оценки изымаемого имущества по состоянию на иную дату.
Соответствующие правовые позиции закреплены в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014 (пункт 7), в Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015 (пункты 4, 7), в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 89-КГ15-4, от 14.02.2017 N 306-ЭС16-9944.
Таким образом, представленные в материалы дела отчеты N 015-10/21, 019-03/21 не могли быть приняты судами в качестве необходимого и достаточного доказательства, поскольку оценка состоялась значительно раньше рассмотрения спора.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции предприниматель выражал свое несогласие с выкупной стоимостью объектов, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельных участков, и заявлял ходатайства о назначении по делу строительной и оценочной экспертиз (том 2 л. д. 108), а также доводы о том, что уменьшение земельного участка с кадастровым номером 06:05:0500002:2096 с 835 кв. м до 593 кв. м и видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства сделает невозможным использование уменьшенного по площади земельного участка по его целевому назначению.
Однако суды отказали предпринимателю в удовлетворении ходатайства о проведении судебной экспертизы, не приняв тем самым меры по содействию сторонам спора в реализации их прав в полном объеме.
Суды сослались на пункт 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, однако не учли содержащиеся в нем разъяснения при рассмотрении настоящего спора.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде первой или апелляционной инстанций либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания кассационной инстанции, устранить допущенные нарушения, установить все фактические обстоятельства по делу, оценить доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 09.08.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2022 по делу N А18-316/2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Ингушетия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Между ООО "Строительная Компания "НЕОН"" (подрядчик) и учреждением (заказчик) заключен государственный контракт от 13.07.2018 N 1001687 на выполнение дорожных работ по строительству транспортной развязки на объекте "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из г. Краснодара (от ст. Павловской) через г. Грозный, г. Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на г. Баку). Реконструкция автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участке км 563+100 - км 589+000, Республика Ингушетия (корректировка)". Однако с учетом положений статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик будет иметь возможность выполнить свои обязательства по строительству объекта, только при условии предоставления заказчиком земельного участка под строительство.
...
Соответствующие правовые позиции закреплены в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014 (пункт 7), в Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015 (пункты 4, 7), в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 89-КГ15-4, от 14.02.2017 N 306-ЭС16-9944."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 марта 2023 г. N Ф08-1070/23 по делу N А18-316/2022