г. Краснодар |
|
15 марта 2023 г. |
Дело N А32-29107/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Аваряскина В.В. и Афониной Е.И., при участии в судебном заседании от ответчика - Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю" (ИНН 2310111385, ОГРН 1062310005504) - Некрасова А.А. (доверенность от 15.03.2023), в отсутствие истца - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тихорецкая центральная районная больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края (ИНН 2321006390, ОГРН 1022303187312), ответчиков: отдела МВД России по Тихорецкому району (ИНН 2321006390, ОГРН 1022303187312), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2023 по делу N А32-29107/2021, установил следующее.
ГБУЗ "Тихорецкая центральная районная больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к отделу МВД России по Тихорецкому району и ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю" о взыскании 109 969 рублей 86 копеек задолженности по оплате медицинских услуг, 9809 рублей 76 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 20.09.2019 по 10.06.2021, 4593 рублей расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением от 10.01.2023 решение от 26.05.2022 отменено. Иск удовлетворен в части. С ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю" в истца взыскано 109 969 рублей 86 копеек задолженности по оплате медицинских услуг, 9683 рубля 22 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами с 26.09.2019 по 10.06.2021, а также 7585 рублей расходов по оплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе (применено правило о пропорциональном распределении судебных расходов). В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю" просит отменить постановление от 10.01.2023 и оставить в силе решение от 26.05.2022. По мнению подателя жалобы, учреждение длительное время не предъявляло документы на оплату услуг за декабрь 2018 года, между учреждением и отделом МВД России по Тихорецкому району неоднократно составлялись акты сверки, в которые учреждение не включало спорную задолженность. Акт сверки неправомерно отклонен судом как доказательство отсутствия задолженности. Суд апелляционной инстанции не учел, что ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю" не является правопреемником отдела МВД России по Тихорецкому району, поэтому не отвечает по его долгам.
В отзыве на жалобу учреждение сослалось на несостоятельность ее доводов.
В судебном заседании представитель ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю" настаивал на доводах жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя подателя жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как установили суды, 19.12.2017 учреждение и ГУ МВД России по Краснодарскому краю в лице начальника отдела МВД России по Тихорецкому району заключили государственный контракт N 82 на оказание медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел России.
Данный контракт заключен во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1232 "О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членам их семей медицинской помощи и их санаторно-курортного обеспечения".
В соответствии пунктом 3.1 цена контракта, соответствующая лимиту бюджетных обязательств, составляет в 1 200 тыс. рублей, из них:
- за счет объемов бюджетных ассигнований 2018 года - в размере 560 тыс. рублей;
- за счет объемов бюджетных ассигнований 2019 года - в размере 560 тыс. рублей.
Согласно пункту 3.3 контракта истец обязался один раз в месяц до 10-го числа следующего за отчетным месяцем представить отделу МВД России по Тихорецкому району счет-фактуру и сведения об оказанной сотрудникам медицинском помощи.
По условиям контракта, оплата производится в течение 20-ти дней при отсутствии возражений.
С 18.12.2018 вступило в законную силу постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1563 "О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, медицинской помощи и обеспечения их санаторно-курортным лечением" (далее - постановление Правительства N 1563), которым полномочия по заключению договоров об оказании медицинской помощи и возмещению расходов, связанных с оказанием медицинской помощи медицинским организациям переданы медико - санитарным частям МВД России по субъектам Российской Федерации.
Учреждение заявило требование об оплате услуг, оказанных в декабре 2018 года на сумму 109 969 рублей 86 копеек.
При разрешении спора суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Отношения сторон возникли из государственного контракта и подлежат регулированию нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Частью 1 статьи 45 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон N 3-ФЗ) предусмотрено, что медицинское обеспечение сотрудника полиции осуществляется в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или федерального органа исполнительной власти в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны или в иных медицинских организациях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 45 Закона N 3-ФЗ сотруднику полиции гарантировано право на бесплатное получение медицинской помощи.
Аналогичное положение закреплено в части 1 статьи 11 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ).
Как установлено судом апелляционной инстанции, контракт от 19.12.2017 N 82 заключен во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1232 "О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членам их семей медицинской помощи и их санаторно-курортного обеспечения".
Истец, обращаясь с иском, указал, что акт на сумму 109 969 рублей 86 копеек подтверждает факт оказания медицинских услуг за декабрь 2018 года, оказанных во исполнение контракта от 19.12.2017 N 82.
Поскольку ответчики по факту оказания услуг в декабре 2018 года на заявленную сумму не возражали, объем и качество оказанных в декабре 2018 года услуг не оспорили, суд апелляционной инстанции правомерно указал на возникшую обязанность оплатить истцу данные услуги.
Суд апелляционной инстанции проверил доводы ответчиков об отсутствии обязанности оплатить услуги ввиду длительного непредъявления учреждением документов на оплату услуг за декабрь 2018 года, и отсутствием в акте сверки спорной задолженности, и отклонил их, обоснованно указав, что несвоевременное представление акта об оказанных услугах не исключает обязанность по оплате таких услуг.
Ссылка ответчиков на то, что поскольку контракт расторгнут по соглашению сторон с указанием на отсутствие взаимных претензий, поэтому нет оснований для оплаты услуг за декабрь 2018 года, подлежит отклонению.
В пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2005 N 104 "Обзор практики применения арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о некоторых основаниях прекращения обязательств" (далее - информационное письмо N 104) разъяснено, что если иное не вытекает из соглашения сторон, расторжение договора влечет прекращение обязательств на будущее время и не лишает кредитора права требовать с должника образовавшиеся до момента расторжения договора суммы основного долга и имущественных санкций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора.
Взыскивая задолженность, возникшую из контракта от 19.12.2017 N 82, с ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю", суд апелляционной инстанции установил, что с 18.12.2018 вступило в законную силу постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1563, которым утверждены Правила N 1563.
Правила N 1563 регулируют порядок оказания медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинских организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации при отсутствии по их месту службы, месту жительства или иному месту нахождения медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации или медицинских организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования и возмещения расходов медицинским организациям.
В силу пункта 2 Правил N 1563 медицинские организации оказывают сотрудникам первичную медико-санитарную помощь, в том числе первичную доврачебную, первичную врачебную и первичную специализированную, а также специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь.
Пунктом 3 Правил N 1563 обусловлено, что расходы медицинским организациям, связанные с оказанием первичной медико-санитарной помощи, в том числе первичной доврачебной, первичной врачебной и первичной специализированной, а также специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, сотрудникам, которые проходят службу (проживают) в этом субъекте Российской Федерации, по тарифам на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в период оказания медицинской помощи, подлежат возмещению медико-санитарной частью Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации в соответствии с заключенным между медико-санитарной частью и медицинской организацией договором об оказании медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации медицинской организацией.
Пунктом 5 Правил N 1563 установлено, что медицинская организация в течение 5-ти рабочих дней после оказания сотруднику медицинской помощи в стационарных или амбулаторных условиях оформляет выписку из медицинской карты стационарного больного (медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях) с указанием диагноза, счет-фактуру в связи с оказанием медицинской помощи сотруднику и направляет такие документы в соответствующую медико-санитарную часть, с которой заключен договор. Указанные документы представляются 1 раз в месяц, не позднее 20-го числа, в отношении всех прошедших лечение в этот период сотрудников.
Медико-санитарная часть, получившая документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, осуществляет их проверку и при отсутствии претензий по представленным документам в 20-дневный срок их оплачивает (пункт 8 Правил N 1563).
В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1563, исполняя указания ФЭД МВД России от 01.03.2019 N 31/5-2907, отдел МВД России по Тихорецкому району доведенные ему лимиты для целей исполнения контракта от 19.12.2017 N 82 возвратил в бюджет в марте 2019 года, которые перераспределены ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю".
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что отсутствие договора об оказании медицинской помощи с ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю", заключенного в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1563, не освобождает медико-санитарную часть от оплаты фактически оказанных медицинских услуг после принятия обязательств заказчика.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют материалам дела, основаны на правильном применении норм права, обстоятельства, входящие в предмет судебного исследования, судом установлены, доказательствам и доводам, приведенными участвующими в деле лицами, дана надлежащая правовая оценка, выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2023 по делу N А32-29107/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Взыскивая задолженность, возникшую из контракта от 19.12.2017 N 82, с ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю", суд апелляционной инстанции установил, что с 18.12.2018 вступило в законную силу постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1563, которым утверждены Правила N 1563.
...
В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1563, исполняя указания ФЭД МВД России от 01.03.2019 N 31/5-2907, отдел МВД России по Тихорецкому району доведенные ему лимиты для целей исполнения контракта от 19.12.2017 N 82 возвратил в бюджет в марте 2019 года, которые перераспределены ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю".
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что отсутствие договора об оказании медицинской помощи с ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю", заключенного в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1563, не освобождает медико-санитарную часть от оплаты фактически оказанных медицинских услуг после принятия обязательств заказчика."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 марта 2023 г. N Ф08-2058/23 по делу N А32-29107/2021