г. Краснодар |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А32-6188/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Герасименко А.Н. и Гиданкиной А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Брагиным А.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "МедВейстКрым" - Авамилевой К.А. (доверенность от 29.04.2022), от заинтересованного лица - Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Долговой И.О. (доверенность от 12.09.2022), рассмотрев в судебном заседании, проводимом с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) кассационную жалобу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2022 по делу N А32-6188/2022, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "МедВейстКрым" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, административный орган) о признании недействительным требования от 12.11.2021 N 10-2514/21 о начислении и внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Решением от 22.08.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.10.2022, суд признал недействительным требование управления от 12.11.2021 N 10-25/14/21 о начислении и внесении обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС).
Управление обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой на указанные судебные акты, которые просит отменить и принять новый судебный акт. По мнению управления, судебные инстанции недостаточно исследовали фактические обстоятельства для принятия законного решения. Суды не учли, что с момента приема от ГУП "Черноморнефтегаз" отходов "отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ" (код ФККО 8 90 000 01 72 4), собственником данных отходов становится общество, которое и обязано вносить плату за их размещение, согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ). 17 марта 2023 года
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, общество рассчитало плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год на основании лимитов, установленных декларацией о воздействии на окружающую среду, поданной 31.08.2020. Сумма платы по декларации за размещение отходов производства и потребления составила 495 841 рубль 44 копейки, которая обществом уплачена. По результатам проверки представленной обществом декларации управление составило акт от 11.11.2021 N 10-24/13/21, согласно которому общество неправомерно при исчислении платы за размещение отходов производства и потребления (КБК 04811201041016000120) в сумме 495 841 рубля 44 копеек за 2020 год произвело расчет без учета коэффициента к ставке платы Ксл, равного 25, согласно формуле, указанной в пункте 20 Правил за размещение отходов с превышением установленных лимитов на размещен отходов, либо с превышением объемом или массы отходов, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также при выявлении превышения фактических значений размещенных отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) над указанными в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании. Основанием для доначисления платы послужил вывод управления о том, что ООО "Тургеневский карьер" передал обществу для захоронения отходы (код по ФККО 89000001724) массой 401,99 куб. м, без отражения данных сведений в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, что привело к занижению платы на 6 910 265 рублей 99 копеек. По результатам проверки обществу направлено требование от 12.11.2021 N 10-25/14/21 о начислении и внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 6 910 265 рублей 99 копеек.
Полагая, что указанное требование является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемые судебные акты, судебные инстанции, сославшись на положения Закона N 7-ФЗ, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.05.2021 N 25-50/6148-ОГ, письмо Росприроднадзора от 29.03.2016 N АА-06-01-36/5099 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов", решение Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2016 N АКПИ15-1379, Порядок предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденный приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3, Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, пришли к выводу о том, что управление не доказало законность оспариваемого требования в части начисления обществу платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 6 910 265 рублей 99 копеек, в связи с чем признали требование управления недействительным.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории. Одним из видов негативного воздействия на окружающую среду является размещение отходов производства и потребления.
Указав, что с 01.01.2016 действуют положения пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ, в соответствии с которым плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы, а плательщиками указанной платы при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы и операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению (т.е. их хранению и (или) захоронению); обязанность внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду именно лиц, образовавших отходы, а не принявших их с целью транспортировки и размещения, следует из пункта 9 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, граф 12 - 14, 24 - 26 таблицы разд. 3 декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также пунктов 8.13 - 8.15, 8.25 - 8.27 примечания к форме указанной декларации, утвержденной приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043, суды отклонили довод управления о том, что передача отходов в собственность исполнителя услуги по транспортировке отходов возлагает именно на исполнителя обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Суды указали, что плата за размещение отходов произведена в соответствии с Правилами N 255. Согласно декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, представленной обществом Росприроднадзору 03.03.2021, сумма платы за размещение отходов производства и потребления в пределах лимита на их размещения составила 495 841 рубль 44 копейки. Согласно заключенным обществом (заказчик) и ООО "Тургеневский карьер" (исполнитель) договорам от 06.11.2019 N 260-ТСО и от 20.08.2020 N 231-ОПП, исполнитель принял на себя обязательства принимать у заказчика отходы IV-V класса опасности для дальнейшего размещения (захоронения) согласно перечню принимаемых отходов. Расчет начисления и внесения произведен управлением на основании данных о массе, переданных обществом ООО "Тургеневский карьер" для захоронения отходов в период с 01.01.2020 по 31.08.2020. Обществом представлены доказательства, подтверждающие, что переданные на захоронение отходы в объеме 406,963 куб. м не образованы в результате осуществления хозяйственной деятельности обществом.
Суды указали, что согласно заключенному обществом и государственным унитарным предприятием "Черноморнефтегаз" договору от 17.09.2019 N 915, заявитель принял на себя обязательства по оказанию услуг по сбору, транспортированию, размещению, удалению, обезвреживанию и переработке отходов I-V класса опасности, образуемых в результате деятельности предприятия. Во исполнение указанного договора общество вывезло отходы своим транспортом на основании заявки, направленной в виде скан-копии средствами электронной почты (пункт 1.2. договора). В связи с тем, что общество осуществляло размещение отходов, образуемых заказчиком, не имело возможности получить данные в части объема и массы образуемых и размещенных отходов за предшествующий период и разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на будущее, так как состав, масса и объем отходов обществу не был известен. Ранее общество деятельность по транспортировке отходов к месту размещения не вело, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение не разрабатывало. По мере исполнения условий договоров на оказание услуг, обществом были разработаны нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, что послужило основанием для заполнения и представления декларации о воздействии на окружающую среду от 31.08.2020. При этом суды не оценили довод управления о том, что требования по представлению декларации о воздействии вступили в силу с 01.01.2019, однако общество на начало отчетного периода (календарный год) не представило декларацию о воздействии и до 31.08.2020 осуществляло деятельность и фактически размещало свои отходы (полученные по переходу собственности) без каких-либо разрешительных документов. Вместе с тем, в материалы дела представлена копия договора с приложениями, сторонами которого являются ГУП Республики Крым "Черноморнефтегаз" (заказчик) и общество (исполнитель) на оказание услуг по сбору, транспортированию, размещению, удалению, обезвреживанию и переработке отходов I-V класса опасности (не имеющего номера, даты, не подписанного сторонами), согласно пункту 1.3 которого право собственности на отходы I-V класса опасности переходит к исполнителю с момента подписания акта приема-передачи отхода по прилагаемой форме (приложение N 3 к договору), которому суды оценку не дали. Не оценили судебные инстанции и довод управления о том, что согласно первичным данным учета движения отходов ГУП "Черноморнефтегаз за 2020 год, предприятие передавало обществу по договору от 17.09.2019 N 915 "отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ" для оказания услуги по обезвреживанию этих отходов, в связи с чем плату за НВОС предприятие за эти отходы не вносило.
Суды установили, что общество (исполнитель) и ГУП РК "Вода Крыма" (заказчик) заключили договор от 25.09.2020 N 2020/44-0131, согласно которому исполнитель принял на себя обязательства по оказанию услуг по сбору, транспортированию и последующему одному из видов оказываемых услуг: утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления IV-V класса опасности 2020 год для нужд Феодосийского филиала ГУП РК "Вода Крыма" в соответствии со спецификацией и на условиях, предусмотренных договором. 12.10.2020 общество (исполнитель) и АО "Вымпел" (заказчик) заключили договор N 008-СП, в соответствии с условиями которого заявитель принял на себя обязательства по оказанию услуг по сбору, транспортированию, размещению, обезвреживанию отходов I-V класса опасности, образуемых в результате деятельности заказчика. Декларация подана обществом в управление в 2020 году, то есть в пределах календарного года, в котором осуществлено размещение отходов.
Установив, что согласно акту проверки N 10-24/13/21 обществу вменяется неприменение коэффициента Ксл, равного 25 в связи с отсутствием утвержденных нормативов и лимитов на размещение отходов в период с 01.01.2022 по 31.08.2020, суды указали, что общество, ошибочно считая себя плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате обращения с отходами от строительных и ремонтных работ, исходило из лимитов, установленных декларацией о воздействии на окружающую среду, поданную в отчетном периоде - текущем календарном году, в котором осуществлен расчет платы за негативное влияние. Суды отметили, что весь объем отходов по виду "отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ" (код ФККО 8 90 000 01 72 4) получен обществом от заказчиков для дальнейшего размещения и утилизации: от ГУП "Черноморнефтегаз" (406,963 куб. м), АО "Вымпел" (111,074 куб. м), ГУП РК "Вода Крым" (105 куб. м). Данные сведения отражены обществом в журнале учета движения отходов за 2020 год, что подтверждается представленной обществом декларацией за 2020 год, а также данным учета в области обращения с отходами общества за 2020 год, согласно которым обществом принято отходов от других организаций (отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ) в объеме 623,037 куб. м. Таким образом, сделав вывод о том, что общество ошибочно указанные сведения учло при подаче декларации за 2020 год, судебные инстанции не оценили довод управления о том, что у общества имелась возможность подать декларацию о воздействии на окружающую среду, указав максимальное количество образуемых и размещаемых отходов и, в последующем, в связи с увеличением объема отходов (изменением технологических процессов основных производств), внести корректировку в декларацию о воздействии, учитывая, что осуществление деятельности, в результате которой оказывается негативное воздействие на окружающую среду без разрешительных документов экологическим законодательством не предусмотрено.
Проанализировав произведенный управлением расчет, положенный в основу оспариваемого требования, суды указали, что отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код ФККО 8 90 000 0172 4) образовалось за 2020 год - 623,037 куб. м, из которых передано на размещение с 01.01.2020 по 31.08.2020 в объеме 401,99 куб. м; ставка платы (пост. N 913) составляет: 663,2; коэффициент Ксл равен 25; поправочный коэффициент равен 1,08; сумма платы, исчисленная по декларации за 2020 год в пределах установленных лимитов составила 446 253,99 рубля; сумма внесенной платы за отходы, размещенные в период с 01.01.2020 по 31.08.2020 составляет 287 927,75 рубля; сумма платы, исчисленная за 01.01.2020 по 31.08.2020 сверхустановленных лимитов составила 7 198 193,74 рубля, таким образом, управлением установлено, что подлежащая довнесению в бюджет сумма составляет 6 910 265 рублей 99 копеек. Вместе с тем, суды отметили, что при применении коэффициента 25, управление не учло, что обществом в проверяемом периоде переданы на размещение ООО "Тургеневский карьер" отходы по виду: "отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ" при транспортировке 111,074 куб. м - принято от АО "Судостроительный завод "Вымпел"; 105 куб. м - принято от ГУП РК "Вода Крыма"; 406,963 куб. м - принято от ГУП РК "Черноморнефтегаз". Всего транспортировано 623,037 куб. м отходов; при этом нормативы и лимиты не были утверждены, ввиду того, что ранее обществом данная деятельность не осуществлялась. Указав, что правомерность начисления управлением задолженности с учетом коэффициента Ксл, равного 25, применяемого к ставке платы, за отходы, размещенные сверх лимита, не подтверждена, исчисленная обществом сумма платы в размере 495 841 рубля 44 копеек рассчитана исходя из общего объема отходов, размещенных в отчетном периоде, переданных другим организациям в целях размещения, суды признали указанное требование недействительным. При этом судебные инстанции не оценили довод управления о порядке заполнения декларации о воздействии на окружающую среду и расчета платы с соответствующим коэффициентом с учетом образованных в отчетном периоде отходов, отходов, образованных за период без разрешительных документов, разницы между количеством образованных отходов и количеством отходов, размещенных в период без разрешительных документов (столбцы 12, 13), значение количества отходов, размещенных в период без разрешительных документов (отходы, размещенные сверх лимита, столбец 14), с соответствующими, в данном случае, значениями 623 037 тонн, 401, 99 тонн, 221 тонн и 401, 99 тонн и расчете платы со стимулирующим коэффициентом. Кроме того, судебные инстанции не устранили противоречия в количестве переданных обществом ООО "Тургеневский карьер" для захоронения отходов, учитывая данные заключенного обществом и ООО "Тургеневский карьер" договора, декларации общества за период с 01.01.2020 по 31.08.2020, заключенного обществом и ГУП "Черноморнефтегаз" договора и не установили, какой именно объем отходов принят обществом только с целью транспортировки.
Таким образом, вывод судебных инстанций о незаконности оспариваемого обществом требования управления, является недостаточно обоснованным, поскольку судебные инстанции не установили фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия законных судебных актов.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение является обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствам, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, выяснить фактические обстоятельства по делу, оценить представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права. При новом рассмотрении дела суду следует обсудить вопрос о привлечении к участию в деле ГУП "Черноморнефтегаз".
Суду следует также учесть, что в соответствии с пунктом 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии, тогда как в материалы дела представлены незаверенные ксерокопии документов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2022 по делу N А32-6188/2022 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Указав, что с 01.01.2016 действуют положения пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ, в соответствии с которым плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы, а плательщиками указанной платы при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы и операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению (т.е. их хранению и (или) захоронению); обязанность внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду именно лиц, образовавших отходы, а не принявших их с целью транспортировки и размещения, следует из пункта 9 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, граф 12 - 14, 24 - 26 таблицы разд. 3 декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также пунктов 8.13 - 8.15, 8.25 - 8.27 примечания к форме указанной декларации, утвержденной приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043, суды отклонили довод управления о том, что передача отходов в собственность исполнителя услуги по транспортировке отходов возлагает именно на исполнителя обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
...
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение является обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствам, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 марта 2023 г. N Ф08-194/23 по делу N А32-6188/2022
Хронология рассмотрения дела:
13.09.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5337/2024
18.03.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1825/2024
25.12.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-6188/2022
16.03.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-194/2023
31.10.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17706/2022
22.08.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-6188/2022