г. Краснодар |
|
20 марта 2023 г. |
Дело N А32-27445/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуального предпринимателя Носкова Владимира Викторовича (ИНН 235602779660) - Барабанщикова С.А. (доверенность от 01.06.2021), лица, осуществляющего публичные полномочия, Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553) - Шапаренко К.А. (доверенность о 09.01.2023), в отсутствие третьих лиц: федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2022 по делу N А32-27445/2021, установил следующее.
ИП глава КФХ Носков В.В. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 09.03.2021 N 52-37-10-9035/21 (т. 1, л. д. 115, 116), об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:35:1102004:4; возложить на департамент обязанность в месячный срок, с даты вступления решения суда в законную силу, утвердить схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии с приведенными уникальными характеристиками; в месячный срок, с даты вступления решения суда в законную силу, направить в адрес предпринимателя договор аренды, заключенный на новый срок без проведения торгов, в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:35:1102004:4 площадью 273 833 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, Александровский сельский округ, участок 1107/3, сроком на 49 лет для сельскохозяйственного производства, с указанием в решении суда, что оно является основанием для внесения в государственный земельный кадастр сведений об уникальных характеристиках земельного участка с кадастровым номером 23:35:1102004:4, в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) - сведений об изменении площади земельного участка с кадастровым номером 23:35:1102004:4 (требования в уточненной редакции: т. 1, л. д. 171 - 179).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата), Кубанское бассейновое водное Управление Федерального агентства водных ресурсов (далее - водное управление).
Решением от 25.07.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.11.2022, заявление удовлетворено: признано незаконным решение департамента, изложенное в письме от 09.03.2021 N 52-37-10-9035/21; на данный орган возложена обязанность в месячный срок, с даты вступления решения суда в законную силу, утвердить схему расположения на кадастровом плане территории в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:35:1102004:4 в соответствии с приведенными характеристиками (указаны координаты) и принять решение о предварительном согласовании предоставления заявителю земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номеров 23:35:1102004:4 площадью 273 833 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, Александровский сельский округ, участок 1107/3, сроком на 49 лет для сельскохозяйственного производства, с указанием, что решение суда является основанием для внесения в государственный земельный кадастр сведений об уникальных характеристиках земельного участка с кадастровым номером 23:35:1102004:4, в ЕГРН - сведений об изменении площади земельного участка с кадастровым номером 23:35:1102004:4. При разрешении спора судебные инстанции пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ противоречит закону и нарушает права заявителя. В качестве оснований отказа в заключении договора аренды и утверждении схемы границ земельного участка департамент указывал наличие водного объекта на земельном участке с кадастровым номером 23:35:1102004:4 по сведениям публичной кадастровой карты; впоследующем приводил новые основания: граница образуемого земельного участка пересекает границу населенного пункта х. Александровский (письмо от 12.01.2021), границы земельного участка с кадастровым номером 23:35:1102004:4 пересекают границы муниципального образования Тбилисский район (письмо от 15.03.2021). Для оценки обоснованности доводов департамента о наличии пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 23:35:1102004:4 с границами муниципального образования Тбилисский район проведена судебная экспертиза, по результатам которой заключением ООО "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ от 14.03.2022 N 17 установлено, что пересечения уточняемых границ земельного участка с кадастровым номером 23:35:1102004:4 с границами иных муниципальных образований, населенных пунктов, а также водного объекта - не имеется. Являясь арендатором спорного земельного участка по договору от 17.02.1997 N 8835000015, предприниматель неоднократно обращался в департамент с заявлениями о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:35:1102004:4 на новый срок на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Данные заявления направлены до истечения срока договора аренды и после (в период действия договора, возобновленного на тех же условиях на неопределенный срок) в соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). На наличие не устраненных нарушений департамент не ссылался, поэтому, предприниматель имеет право на заключение договора аренды на новый срок. В условиях допущенных при заключении договора аренды уполномоченным органом процедурных нарушений, выразившихся в распоряжении частью земельных участков, требующей уточнения границ, не повлекших нарушение прав и законных интересов третьих лиц, суд учел, что такие нарушения допущены самим органом, который мог и должен был предпринять предусмотренные законом меры для выполнения своих обязанностей. При регулировании гражданско-правовых отношений между публично-правовым образованием (арендодателем) и добросовестной стороной (арендатором) справедливым является переложение неблагоприятных последствий на публично-правовое образование. Заявитель использует арендуемый земельный участок более 15 лет без возражений со стороны арендодателя. Действие договора от 17.02.1997 N 8835000015 возобновилось на тех же условиях на неопределенный срок. В целях восстановления прав заявителя суды обязали департамент в месячный срок, с даты вступления решения суда в законную силу, принять решение о предварительном согласовании предоставления предпринимателю земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:35:1102004:4 площадью 273 833 кв. м, на 49 лет для сельскохозяйственного производства.
В кассационной жалобе департамент просит решение от 25.07.2022 и постановление апелляционного суда от 17.11.2022 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что договор аренды земельного участка, ранее возобновленный на неопределенный срок, прекратил свое действие в установленном законом порядке. Департамент согласно статье 621 Гражданского кодекса реализовал право арендодателя на отказ от договора аренды, возобновленного на неопределенный срок. Оснований для предоставления без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 23:35:1102004:4 не имеется. В рамках настоящего спора осуществлена подмена деятельности органа государственной власти судом путем принятия судебного акта, которым о полномочия органа государственной власти по распоряжению земельным участком, находящимся в государственной собственности Краснодарского края, возложены на суд. Возложение на департамент обязанности принять решение о предварительном согласовании заявителю предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:35:1102004:4 осуществлено в отсутствие подачи соответствующего заявления в департамент на основании статьи 39.18 Земельного кодекса в рамках предшествующей административной процедуры. С заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка предприниматель в департамент не обращался, решения по вопросу предварительного согласования земельного участка не принималось. Подпункт 15 и подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса являются различными основаниями предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, содержат разные условия предоставления. Получение земельного участка на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса осуществлено в обход административной процедуры предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности, путем инициирования судебного разбирательства, что является нарушением порядка предоставления земельных участков, установленного главой V Земельного кодекса. Кроме того, заключение эксперта является ненадлежащим доказательством по делу.
Предприниматель в отзыве указал на несостоятельность доводов кассационной жалобы, а также законность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители спорящих сторон поддержали позиции своих доверителей. Иные лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке части 3 статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, на основании постановления главы администрации Усть-Лабинского района от 04.02.1992 N 46/11 заявителю предоставлен земельный участок общей площадью 36,1 га. Данным постановлением предприниматель утвержден главой крестьянского хозяйства "Виктория", членами хозяйства - Носкова Нина Анатольевна, Носкова Ирина Владимировна и Носкова Виктория Владимировна.
На основании постановления администрации Усть-Лабинского района от 17.02.1997 N 80 администрация Усть-Лабинского района и КХ "Виктория" заключили договор аренды от 12.02.1997 N 157, по условиям которого КХ "Виктория" предоставлен в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного использования площадью 32,14 га сроком на 10 лет с момента его регистрации в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Усть-Лабинского района.
24 марта 2007 года решением общего собрания членов КХ "Виктория" на основании заявлений Носковой Н.А., Носковой И.В., Носковой В.В. данные лица исключены из членов КХ "Виктория" без земельных долей.
На основании постановления главы муниципального образования Усть-Лабинский район от 10.07.2007 N 1345 уточнена площадь земельного участка 1107/3 в границах Александровского сельского поселения Усть-Лабинского района, которая составила 312 789 кв. м (кадастровый номер 23:35:1102004:0004) для сельскохозяйственного производства, земли сельскохозяйственного назначения.
6 августа 2007 года администрация муниципального образования Усть-Лабинский район и КХ "Виктория" в лице главы Носкова В.В. заключили дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 17.02.1997 N 3500000157, по условиям которого со дня вступления в силу дополнительного соглашения договор аренды следует считать договором аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 17.02.1997 N 8835000015. Соглашением предусмотрено, что во временное владение и пользование КХ "Виктория" в лице главы Носкова В.В. передается земельный участок с кадастровым номером 23:35:1102004:0004 площадью 312 789 кв. м, по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, Александровский сельский округ, участок 1107/3, сроком до 17.02.2017.
Пунктом 4.1.9 договора аренды арендатору предоставлено преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок, при условии надлежащего исполнения своих обязанностей при прочих равных условиях.
25 октября 2012 года КХ "Виктория" прекратило деятельность юридического лица в связи с приобретением главой КФХ статуса индивидуального предпринимателя.
13 декабря 2016 года в департамент направлено заявление о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:35:1102004:4 площадью 312 789 кв. м, по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, Александровский сельский округ, участок 1107/3, сроком на 49 лет без проведения торгов в порядке подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
23 января 2017 года в адрес предпринимателя департамент направил письмо N 52-1572/17 с решением об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, поскольку по сведениям публичной кадастровой карты на земельном участке с кадастровым номером 23:35:1102004:4 частично расположен водный объект. Заявителю разъяснено право на обращение в департамент по вопросу проведения кадастровых работ по устранению причин, препятствующих предоставлению в аренду испрашиваемого земельного участка.
14 февраля 2017 года предприниматель направил в департамент заявление о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:35:1102004:4 площадью 312 789 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, Александровский сельский округ, участок 1107/3, сроком на 49 лет без проведения торгов в порядке подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
1 марта 2017 года в адрес предпринимателя направлено письмо N 52-5751/17, в котором разъяснено, что заявитель вправе обратиться к кадастровому инженеру в целях проведения кадастровых работ, направленных на устранение причин, препятствующих предоставлению земельного участка с кадастровым номером 23:35:1102004:4, а после подготовки кадастровым инженером соответствующих документов - направить их в адрес департамента.
2 марта 2017 года в адрес предпринимателя департамент направил письмо N 52-5891/17 об отказе в предоставлении земельного участка в аренду на новый срок, поскольку по сведениям публичной кадастровой карты на земельном участке с кадастровым номером 23:35:1102004:4 частично расположен водный объект.
В целях устранения причин, препятствующих предоставлению земельного участка в аренду, ООО "Центр кадастровых работ" по заказу предпринимателя изготовил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории; кадастровый инженер выполнил межевой план от 2019 и 2020 гг. и акт согласования местоположения границ земельного участка.
30 июля 2020 года в департамент направлено заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:35:1102004:4, с просьбой заключить договор аренды земельного участка на новый срок.
6 августа 2020 года заявитель получил отказ департамента в утверждении схемы расположения земельного участка и отказ в заключении договора аренды на новый срок, поскольку представленный с пакетом документов акт согласования границ не содержит строку для подписания акта согласования собственником земельного участка, что препятствует дальнейшему предоставлению земельного участка. В письме также содержится указание на то, что департамент направил арендатору уведомление об отказе от договора аренды и погашении записи об аренде в ЕГРН.
15 декабря 2020 года в департамент направлено заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:35:1102004:4, с просьбой заключить договор аренды земельного участка на новый срок.
12 января 2021 года от департамента получен отказ в утверждении схемы расположения земельного участка и отказ в заключении договора аренды на новый срок, поскольку граница образуемого земельного участка пересекает границу населенного пункта х. Александровский.
5 февраля 2021 года в департамент направлено заявление об утверждении новой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории образуемого из земельного участка с кадастровым номером 23:35:1102004:4 и заключении договора аренды земельного участка на новый срок.
Департамент письмом от 09.03.2021 N 52-37-10-9035/21 вновь отказал в утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 23:35:1102004:4 и заключении договора аренды на новый срок. Отказ мотивирован тем, что границы земельного участка с кадастровым номером 23:35:1102004:4 пересекают границы муниципального образования Тбилисский район.
Считая решение департамента не соответствующим закону, нарушающим права и законные интересы заявителя, последний оспорил его по правилам главы 24 Кодекса.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом.
Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Кодекса, для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 данного Кодекса.
Статья 11.10 Земельного кодекса содержит положения, определяющие порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утверждения такой схемы решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, а также устанавливающие основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса).
По общему правилу подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 данного Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 11.10 Земельного кодекса.
В то же время с учетом цели образования земельного участка схему его расположения вправе подготовить граждане или юридические лица (пункты 4 - 8 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом (пункт 13 статьи 11.10 данного Кодекса).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка дан в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
На основании пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса предусмотрено заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Земельным кодексом и Законом N 101-ФЗ в редакции до 01.03.2015 не был установлен запрет на возможность возобновления на неопределенный срок по правилам пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса договоров аренды публичных земельных участков, при заключении которых не требовалось проведения торгов.
В пункте 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, разъяснено, что, если арендатор продолжает пользоваться земельным участком, предоставленным в установленном порядке без торгов для ведения сельскохозяйственного производства до 1 марта 2015 года, после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок в соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса. В этом случае арендатор имеет право на обращение с заявлением о заключении нового договора аренды.
Аналогичные разъяснения даны в пункте 23 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.07.2020.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
Исследовав и оценив представленные доказательства (статья 71 Кодекса), суды пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявления предпринимателя. Согласно экспертному заключению ООО "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ от 14.03.2022 N 17 пересечения уточняемых границ земельного участка с кадастровым номером 23:35:1102004:4 площадью 312 789 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, Александровский сельский округ, участок 1107/3, с границами иных муниципальных образований, населенных пунктов, а также водным объектом не имеется. Являясь арендатором испрашиваемого земельного участка по договору от 17.02.1997 N 3500000157, предприниматель неоднократно обращался в департамент с заявлениями о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:35:1102004:4 на новый срок на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Поскольку обращения о заключении нового договора аренды состоялись до истечения срока действия ранее заключенного договора, в отсутствие доказательств неустраненных нарушений при использовании объекта аренды, предприниматель обладает преимущественным правом аренды спорного земельного участка. В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, руководствуясь положениями пункта 3 части 4 статьи 201 Кодекса, суды возложили на уполномоченный орган обязанность по осуществлению испрашиваемой услуги (утвердить схему расположения на кадастровом плане территории в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:35:1102004:4 в соответствии с приведенными координатами;
и принять решение о предварительном согласовании предоставления заявителю земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номеров 23:35:1102004:4 площадью 273 833 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, Александровский сельский округ, участок 1107/3, сроком на 49 лет для сельскохозяйственного производства).
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2022 по делу N А32-27445/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
...
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 марта 2023 г. N Ф08-972/23 по делу N А32-27445/2021