г. Краснодар |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А32-27586/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Драбо Т.Н. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Газонефтепродукт сеть" (ИНН 6164317329, ОГРН 1146164001807) - Асауловой М.А. (доверенность от 01.01.2023), в отсутствие ответчиков: федерального государственного бюджетного учреждения образовательного учреждения высшего образования "Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина" (ИНН 2311014546, ОГРН 1022301814776), межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), а также третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрации муниципального образования город Краснодар, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 по делу N А32-27586/2020, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Газонефтепродукт сеть" (до переименования - ООО "ГЭС розница", далее - общество) обратилось в арбитражный суд к федеральному государственному бюджетному учреждению образовательному учреждению высшего образования "Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина" (далее - университет), межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - территориальное управление) с исковым заявлением, в котором просило:
- признать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) в части местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:52, по смежеству с границей образуемого земельного участка общей площадью 22 066 кв. м, необходимого для использования имущества, принадлежащего обществу, в кадастровом квартале номер 23:43:0412001, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады, реестровой ошибкой, подлежащей исправлению путем осуществления учета изменений местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:52 без изменения его площади согласно второму варианту, изложенному в дополнении к исследовательской части заключения эксперта по вопросу N 5;
- установить границы земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:52, расположенного по адресу: г. Краснодар, ГУП ОПХ "Рассвет" СК НИИ животноводства, участок 1, в части наложения образуемого земельного участка общей площадью 22 066 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, в соответствии со следующими координатами поворотных точек: каталог координат поворотных точек границ земельного участка с КН 23:43:0412001:52 для исправления реестровой ошибки в отношении указанного земельного участка по второму варианту 1. Система координат МСК-23. зона 1 Площадь земельного участка - 50 366 кв. м. Метод определения координат - метод спутниковых геодезических измерений 2. Сведения о характерных точках границ объекта согласно представленной таблице;
- установить границы образуемого земельного участка общей площадью 22 066 кв. м, необходимого для использования имущества, принадлежащего обществу, в кадастровом квартале номер 23:43:0412001, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады, в соответствии с координатами поворотных точек согласно представленной таблице (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - Кодекс).
Иск основан на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) и мотивирован следующим. Общество является собственником объектов нефтебазы, расположенных на земельном участке, являющемся частью ранее учтенного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:197, площадью 3,2 га, границы которого не установлены в соответствии с земельным законодательством. При выполнении кадастровых работ выявлено, что границы образуемого земельного участка под объектами нефтебазы пересекают границы смежного земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:52. Установленная граница смежного земельного участка не соответствует фактическому местоположению на местности и пересекает территорию образуемого земельного участка под существующей нефтебазой. Выявлено пересечение границ нежилых строений общества, входящих в состав нефтебазы, с земельным участком с кадастровым номером 23:43:0412001:52, в границах которого находится значительная часть железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего обществу. Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0412001:52 является федеральной собственностью и закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за университетом. В местоположении границ указанных земельных участков имеется реестровая ошибка, подлежащая исправлению в судебном порядке, в связи с отказом правообладателя (в лице территориального управления) от подписания акта согласования местоположения границ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра); администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация); федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022, иск удовлетворен.
Суды установили, что обществу на праве собственности принадлежат объекты нефтебазы, расположенные на земельном, участке, являющемся частью ранее учтенного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:197, площадью 3,2 га, границы которого не установлены в соответствии с земельным законодательством. Исходный участок (площадью 3,2 га) был предоставлен АООТ "Кубаньгрузсервис" (бывший собственник имущества) на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с постановлением администрации города Краснодара от 24.04.1993 и государственным актом, зарегистрированным 18.10.1993 в книге записей государственных актов на право собственности, владения, пользования землей за N 401001189. В целях оформления прав на земельный участок, на котором расположено обществу недвижимое имущество, истцом с ООО "Первая межевая компания" заключен договор подряда на производство кадастровых работ от 20.06.2016 N 220/ГР-1180/2016. По результатам обследования и проведения геодезического обмера выявлено, что границы образуемого земельного участка под объектами нефтебазы пересекают границы смежного земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:52, расположенного по адресу: г. Краснодар, ГУП ОПХ "Рассвет" СК НИИ животноводства, участок 1. Установленная граница смежного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:52 не соответствует фактическому местоположению на местности и пересекает территорию образуемого земельного участка под существующей нефтебазой. Выявлено пересечение границ нежилых строений общества, входящих в состав нефтебазы, с границами земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:52. Кроме того, в границах этого же участка находится большая часть железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего истцу. Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0412001:52 сформирован и поставлен на кадастровый учет в 2007 году, он находится в федеральной собственности и закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за университетом (запись в ЕГРН N 23-01/00-297/2004-220 от 18.11.2004). Общество неоднократно обращалось к университету с запросами о согласовании проведения работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:52, направляло проект межевого плана, определяющего местоположение границ земельного участка под нефтебазой. Общество также обратилось 19.05.2017 в администрацию с заявлением о предоставлении муниципальной услуги - предварительного согласования предоставления земельного участка. От администрации 16.06.2017 обществом получен отказ, мотивированный пересечением границ образуемого участка с земельным участком с кадастровым номером 23:43:0412001:52. Университет на обращения общества предложил обратиться с заявлением в управление Росреестра об исправлении реестровой ошибки, поскольку фактические границы земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:52 на местности не закреплены, ввиду чего определить соответствие фактических границ, данным правоустанавливающих документов и данным государственного кадастра недвижимости не представляется возможным. В ответ на обращение общества в управление Росреестра от 22.06.2018 N 15-01-12-460-18 последнее в письме от 09.07.2018 N 13-746/23968 пояснило, что в случае если правообладатели смежных земельных участков выразили несогласие с проведением работ по исправлению реестровых ошибок в сведениях ЕГРН об описании местоположения границ земельного участка, общество вправе обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов. Общество 13.08.2019 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, на которое получен отказ, оформленный письмом от 15.10.2019 N 22012/26, мотивированный пересечением границ образуемого участка с земельным участком с кадастровым номером 23:43:0412001:52, принадлежащим университету. Ссылаясь на указанные обстоятельства, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались нормами Закона N 218-ФЗ и результатами проведенной по делу судебной экспертизы. Согласно выводам, содержащимся в заключении судебной экспертизы ООО "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ (эксперт Сычева Т.А.), дополнении к данному заключению границы и площадь земельного участка, используемого для эксплуатации имущества нефтебазы, принадлежащего обществу, определены, площадь участка составила 22 066 кв. м. Координаты характерных точек границы земельного представлены в таблице в экспертном заключении. Графическое описание границ земельного участка представлено в экспертном заключении. Экспертом выявлено пересечение границ образуемого земельного участка, необходимого для эксплуатации имущества нефтебазы, с другим земельным участком, сведения о котором имеются в ЕГРН, а именно - с границей земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:52. Причиной пересечения границ земельного участка, необходимого для эксплуатации имущества нефтебазы, принадлежащей обществу, с границей земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:52, послужила реестровая ошибка, допущенная специалистом, проводившим работы по установлению границ указанного участка. Границы данного участка определены без учета фактически существующих на момент проведения работ границ смежных земельных участков с точностью, не соответствующей требованиям действующего законодательства на период выполнения работ по определению местоположения характерных точек границ земельного участка. Имеется пересечение строений и сооружений нефтебазы, принадлежащей обществу, с границами земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:52. Экспертом установлено пересечение границ части железобетонного ограждения в северо-западной части нефтебазы, части офисного здания нефтебазы, парковки транспортных средств с асфальтовым покрытием, частично огороженной металлическим, железобетонным забором, имеются пересечения железнодорожного пути и стрелочного перевода N 831. В соответствии с дополнением к исследовательской части заключения эксперта по вопросу N 5 возможным способом исправления реестровой ошибки без изменений площади земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:52 будет являться предложенный второй вариант исправления реестровой ошибки. Координаты поворотных точек представлены в таблице 6 дополнения к исследовательской части заключения эксперта. Согласно второму варианту исправления реестровой ошибки в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:52 площадь участка составит 50 366 кв. м, что соответствует площади земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН. В дополнении к исследовательской части заключения эксперта по вопросу N 5 также указано следующее. В результате корректировки границ земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:52 с целью исправления реестровой ошибки, исключаются пересечения с границами земельного участка, используемого для эксплуатации имущества нефтебазы, взамен исключаемых площадей, дополнительно включаются площади 2-х контуров прилегающей территории земельных участков, занятых порослями сорной растительности, не используемые иными лицами. Дополнительно включаемые земельные массивы обозначены на фрагменте 8 штриховкой зеленого цвета, расположенные в юго-восточной части границы земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:52. Суды признали экспертное заключение ООО "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ соответствующим требованиям Кодекса, ясным и полным, не имеющих противоречий в выводах эксперта, который предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Доказательств того, что экспертом избрана ненадлежащая методика проведения экспертного исследования, что привело к неверным выводам, не представлено. Сведения, содержащиеся в экспертном заключении, документально не опровергнуты. Спор о праве между сторонами отсутствует, требования общества направлены исключительно на обеспечение устранения в ЕГРН недостоверных сведений в отношении участка с кадастровым номером 23:43:0412001:52, часть которого пересекает границы нежилых строений общества, входящих в состав нефтебазы, а также включает значительную часть железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего истцу. Целью исправления реестровой ошибки является приведение данных о границах земельных участков, содержащихся в ЕГРН, в соответствие с фактическими границами, установленными на местности. Образование земельного участка под недвижимым имуществом общества, не принадлежащим Российской Федерации, не порождает возникновение у представителя федерального собственника прав и обязанностей в отношении такого имущества. Нахождение в государственном кадастре сведений о неверно определенных границах противоречит нормам действующего законодательства, принципам достоверности ведения кадастрового учета и нарушает права и интересы общества. Исходя из обстоятельств, установленных при разрешении спора, судебные инстанции пришли к выводу о наличии (доказанности обществом) оснований для удовлетворения исковых требований.
Территориальное управление обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие судебных выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба обоснована ссылками на статьи 60, 64 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", нормы Закона N 218-ЗФ, постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 N 1222 "О внесении изменений в положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства", а также разъяснения, приведенные в совместном постановлении Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" и мотивирована следующим. Установление факта пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:52 и земельного участка истца не представляется возможным. Материалы дела не позволяют определить местоположение земельного участка общества, границы которого не установлены в соответствии с земельным законодательством. Установить соответствие фактических и кадастровых границ земельного участка истца, а также сделать вывод о соответствии таких границ правоустанавливающим документам на основании представленных обществом документов невозможно. Указанные обстоятельства не могут служить основанием устранения реестровой ошибки в местоположении границ федерального земельного участка за счет земель лесного фонда. Местоположение земельного участка истца с кадастровым номером 23:43:0412001:197, площадью 3,2 га, установлено судом за счет обособленного земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:52, принадлежащим на праве собственности Российской Федерации, что свидетельствует о наличии спора о праве между обществом и территориальным управлением.
Общество в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. По мнению истца, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на нормах действующего законодательства и соответствуют материалам дела, подтверждающим наличие реестровой ошибки в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 23:43:0412001:52, подлежащей исправлению в ЕГРН. Выводы, содержащиеся в экспертном заключении ООО "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ (эксперт Сычева Т.А.) не опровергнуты, о проведении дополнительной или повторной экспертизы по делу территориальное управление не заявляло.
От иных лиц, участвующих в деле, отзывы на жалобу в суд округа не поступили.
В судебном заседании представитель общества поддерживал доводы, приведенные в отзыве, в удовлетворении кассационной жалобы просил отказать.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судами, обществу на праве собственности принадлежат объекты нефтебазы, расположенные на земельном, участке, являющемся частью ранее учтенного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:197, площадью 3,2 га, границы которого не установлены в соответствии с земельным законодательством. Исходный участок (площадью 3,2 га) был предоставлен АООТ "Кубаньгрузсервис" (бывший собственник имущества) на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с постановлением администрации города Краснодара от 24.04.1993 и государственным актом, зарегистрированным 18.10.1993 в книге записей государственных актов на право собственности, владения, пользования землей за N 401001189.
В целях оформления прав на земельный участок, на котором расположено обществу недвижимое имущество, истцом с ООО "Первая межевая компания" заключен договор подряда на производство кадастровых работ от 20.06.2016 N 220/ГР-1180/2016.
По результатам обследования и проведения геодезического обмера выявлено, что границы образуемого земельного участка под объектами нефтебазы пересекают границы смежного земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:52, расположенного по адресу: г. Краснодар, ГУП ОПХ "Рассвет" СК НИИ животноводства, участок 1. Установленная граница смежного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:52 не соответствует фактическому местоположению на местности и пересекает территорию образуемого земельного участка под существующей нефтебазой. Выявлено пересечение границ нежилых строений общества, входящих в состав нефтебазы, с границами земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:52. Кроме того, в границах этого же участка находится большая часть железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего истцу.
Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0412001:52 сформирован и поставлен на кадастровый учет в 2007 году, он находится в федеральной собственности и закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за университетом (запись в ЕГРН N 23-01/00-297/2004-220 от 18.11.2004).
Общество неоднократно обращалось к университету с запросами о согласовании уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:52, направляло проект межевого плана, определяющего местоположение границ земельного участка под объектами нефтебазы.
Университет на обращения общества предложил обратиться с заявлением в управление Росреестра об исправлении реестровой ошибки, поскольку фактические границы земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:52 на местности не закреплены, ввиду чего определить соответствие фактических границ, данным правоустанавливающих документов и данным государственного кадастра недвижимости не представляется возможным.
В ответ на обращение общества в управление Росреестра от 22.06.2018 N 15-01-12-460-18 последнее в письме от 09.07.2018 N 13-746/23968 разъяснило следующее. В случае если правообладатели смежных земельных участков выразили несогласие с проведением работ по исправлению реестровых ошибок в сведениях ЕГРН об описании местоположения границ земельного участка, общество вправе обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов.
Общество 19.05.2017 и 13.08.2019 обращалось в администрацию с заявлениями о предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка. От администрации получены отказы, мотивированные пересечением границ образуемого участка с земельным участком с кадастровым номером 23:43:0412001:52.
Ссылаясь на невозможность формирования земельного участка под существующими объектами нефтебазы, принадлежащими обществу в связи с реестровой ошибкой, допущенной при образовании земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:52, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21.04.2003 N 6-П указал, что Гражданский кодекс не ограничивает заинтересованных лиц в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия способов специальных. Граждане и юридические лица в силу статьи 9 Гражданского кодекса вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению с учетом статьи 12 Гражданского кодекса, исходя из характера спорных правоотношений и существа нарушенного права.
При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастрового учета недвижимости (в том числе, земельных участков) урегулированы Законом N 218-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент обращения общества за защитой нарушенного права).
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Установление судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков (часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частями 8, 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (часть 1 статьи 43 Закона N 218-ФЗ).
Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (часть 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ).
Порядок исправления ошибок в ЕГРН урегулирован в статье 61 Закона N 218-ФЗ, согласно которой исправлению подлежат технические ошибки в записях и реестровые ошибки. Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка), допущенная органом регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН, исправляется по решению государственного регистратора прав по заявлению заинтересованного лица либо на основании вступившего в законную силу решения суда. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 1 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
Воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном названным Федеральным законом, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (часть 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
По смыслу приведенных правовых норм исправление технических ошибок осуществляется по заявлению заинтересованного лица либо по решению регистрирующего органа. Такие исправления не должны повлечь за собой прекращение, возникновение или переход прав. Если недостоверные сведения содержатся в документах, которые представлены на кадастровый учет, и были воспроизведены в ЕГРН, имеет место реестровая ошибка, которая может быть исправлена по решению суда. При этом бремя доказывания наличия реестровой ошибки возлагается на лицо, требующее исправления такой ошибки (часть 1 статьи 65 Кодекса).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 6002/2013 сформулирован правовой подход по применению аналогичных норм, содержавшихся ранее в Федеральном законе от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности". В нем указано, что при квалификации заявленного требования как требования об исправлении реестровой ошибки суд должен обеспечить исправление выявленной ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, в том числе, заключение судебной экспертизы ООО "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ (эксперт Сычева Т.А.), оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о наличии (доказанности обществом) оснований для удовлетворения исковых требований. Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора не выявили наличие спора о праве в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:52. При этом суды установили наличие реестровой ошибки, подлежащей исправлению путем установления границ указанного участка в соответствии с фактическим расположением объектов нефтебазы, принадлежащей обществу. Вариант устранения реестровой ошибки определен в экспертном заключении, он соответствует (не противоречит) положениям статьи 61 Закона N 218-ФЗ.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы, приведенные территориальным управлением в кассационной жалобе, повторяют доводы, которые ранее были заявлены в суде апелляционной инстанции. Данные доводы проверены апелляционным судом, которым не приняты в связи с необоснованностью. Принятые по делу судебные акты не нарушают прав представителя публичного собственника земельного участка, спор о праве между сторонами отсутствует. Материалы дела также подтверждают и суды при разрешении спора установили, что при исправлении в ЕГРН реестровой ошибки в местоположении границ федерального земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:52 его площадь не изменится (дополнение к исследовательской части заключения эксперта по вопросу N 5). Нормы материального права применены судебными инстанциями правильно, которыми правильно определен характер спорного материального правоотношения и исполнена обязанность по определению обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, основанными на оценке имеющихся в деле доказательств, в силу иного понимания им норм права и иной оценки фактических обстоятельств, само по себе не может служить достаточным основанием для отмены решения и (или) апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), также не установлено. С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления.
Территориальное управление освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.10.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2022 по делу N А32-27586/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы, приведенные территориальным управлением в кассационной жалобе, повторяют доводы, которые ранее были заявлены в суде апелляционной инстанции. Данные доводы проверены апелляционным судом, которым не приняты в связи с необоснованностью. Принятые по делу судебные акты не нарушают прав представителя публичного собственника земельного участка, спор о праве между сторонами отсутствует. Материалы дела также подтверждают и суды при разрешении спора установили, что при исправлении в ЕГРН реестровой ошибки в местоположении границ федерального земельного участка с кадастровым номером 23:43:0412001:52 его площадь не изменится (дополнение к исследовательской части заключения эксперта по вопросу N 5). Нормы материального права применены судебными инстанциями правильно, которыми правильно определен характер спорного материального правоотношения и исполнена обязанность по определению обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, основанными на оценке имеющихся в деле доказательств, в силу иного понимания им норм права и иной оценки фактических обстоятельств, само по себе не может служить достаточным основанием для отмены решения и (или) апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), также не установлено. С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 марта 2023 г. N Ф08-1736/23 по делу N А32-27586/2020