г. Краснодар |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А53-8631/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Драбо Т.Н. и Мещерина А.И., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Титаренко Ю.Н. и участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области (судья Жигало Н.А.), от истца - индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Губарева Александра Николаевича (ИНН 611600126602, ОГРНИП 304611628200092) - Щиброва М.В. (доверенность от 03.03.2022), в отсутствие ответчика - администрации Константиновского района Ростовской области (ИНН 6116004140, ОГРН 1026101125291) и третьего лица - управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации Константиновского района Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.10.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2022 по делу N А53-8631/2022, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Губарев Александр Николаевич (далее - предприниматель, глава хозяйства) обратился в арбитражный суд к администрации Константиновского района Ростовской области (далее - администрация) со следующими требованиями:
- признать незаконным постановление администрации Константиновского района Ростовской области от 29.12.2020 N 78/1378-П "Об утверждении схемы расположения земельного участка на КПТ", недействительными результаты кадастровых работ по образованию земельного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:1859 площадью 8,6976 га с местоположением: Ростовская область, район Константиновский, 2,1 км по направлению на юго-восток от х. Лисичкин;
- установить наличие реестровых ошибок в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:1859 площадью 8,6976 га с местоположением: Ростовская область, район Константиновский, 2,1 км по направлению на юго-восток от х. Лисичкин, признать границы не уточненными (неустановленными), площадь декларированной, снять земельный участок с кадастровым номером 61:17:0600013:1859 площадью 8,6976 га с государственного кадастрового учета и исключить из ЕГРН сведения о данном земельном участке;
- установить местоположение границ (прямоугольные координаты X и Y характерных точек) и площадь земельного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:131 в соответствии с заключением эксперта от 19.07.2022 N 1-2750 Э/2022 (с учетом уточнения первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Требования основаны на нормах Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) и мотивированы следующим. Действия администрации по образованию земельного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:1859, постановке его на кадастровый учет, внесению сведений о данном участке в ЕГРН, незаконны и нарушают права (интересы) главы хозяйства как собственника земельного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:131.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.10.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2022, требования удовлетворены в части. Признано незаконным постановление администрации от 29.12.2020 N 78/1378-П "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу Ростовская область, Константиновский район, 2,1 км по направлению на юго-восток от х. Лисичкин" как не соответствующее Земельному кодексу, Закону N 218-ФЗ. Установлена реестровая ошибка в сведениях ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:1859 площадью 8,6976 га с местоположением: Ростовская область, район Константиновский, 2,1 км по направлению на юго-восток от х. Лисичкин. Данный участок снят с кадастрового учета, сведения о нем исключены из ЕГРН. Установлены местоположение границ и площадь земельного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:131 в соответствии с заключением ООО "Экспертная служба "Экспертиза недвижимости"" от 19.07.2022 N 1-2750 Э/2022. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Суды установили, что 07.03.1995 постановлением Главы Администрации Константиновского района N 112 (п. 4) Телегановой П.А. был выделен земельный участок в натуре в счет ее доли общей площадью 13,2 га, в том числе, 13,2 га сельхозугодий (8,7 га пашни и 4,5 га пастбищ) в бригаде N 2 поле N 1 полевого севооборота ТОО "Дон". Телегановой П.А. 21.03.1995 было выдано свидетельство на право собственности на землю N 109010 на земельную долю в ТОО "Дон" 13,2 га сельхозугодий (8,7 га пашни и 4,5 га пастбищ) в бригаде N 2 поле N 1 полевого севооборота ТОО "Дон". На кадастровый учет 10.01.2006 поставлен земельный участок с кадастровым номером 61:17:0600013:131 площадью 8,7 га, собственниками которого являлись Телеганов Р.С. и Мальцева Л.С. На основании договора купли-продажи от 10.09.2021 земельный участок с кадастровым номером 61:17:0600013:131 отчужден предпринимателю в собственность, право которого 20.09.2021 зарегистрировано в ЕГРН. На кадастровый учет 20.11.2006 поставлен земельный участок (единое землепользование) с кадастровым номером 61:17:0600013:963 площадью 13,4 га, собственником которого является глава хозяйства. Часть данного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:374 площадью 8,9 га является смежной (граничит) с земельным участком с кадастровым номером 61:17:0600013:131. В ноябре 2021 года предпринимателю стало известно, что 19.01.2021 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 61:17:0600013:1859 площадью 8,6976 га. Глава хозяйства 03.12.2021 обратился в администрацию с заявлением о снятии данного участка с кадастрового учета в связи с тем, что он образован на месте ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:131, принадлежащего истцу. Управление Росреестра в ответе от 28.12.2021 исх. N 18.04-0126 сообщило предпринимателю о том, что земельный участок с кадастровым номером 61:17:0600013:1859 имеет статус "учтенный", поэтому снятие такого участка в заявительном порядке с кадастрового учета не предусмотрено. Сведения об участке могут быть исключены из ЕГРН только на основании вступившего в законную силу решения суда. Администрация 21.02.2021 письмом исх. N 32 сообщила главе хозяйства, что земельный участок с кадастровым номером 61:17:0600013:1859 может быть исключен из ЕГРН по заявлению собственника объекта недвижимости, если участок носит временный характер. Предприниматель за разрешением данного вопроса вправе обратиться в судебные органы. Глава хозяйства 28.01.2022 вновь обратился в администрацию с заявлением о снятии земельного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:1859 с учета связи с образованием его на месте ранее учтенного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:131, принадлежащего предпринимателю. Истец просил также представить документы, связанные с процедурой образования земельного участка кадастровый номер 61:17:0600013:1859. Администрация 31.01.2022 обратилась в управление Росреестра с заявлением о снятии земельного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:1859 с учета. Уведомлением от 06.02.2022 приостановлено снятие земельного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:1859 с учета, поскольку его снятие с учета должно производиться на основании вступившего в законную силу судебного акта. Администрация 28.02.2022 письмом исх. N 126 сообщила главе хозяйства о том, что земельный участок с кадастровым номером 61:17:0600013:1859 не подлежит снятию с кадастрового учета в заявительном порядке, а может быть снят только в судебном порядке. По заявлению предпринимателя кадастровым инженером Лысенко И.В. подготовлено заключение от 14.03.2022 N 30. На основании фактического обследования земельных участков с кадастровыми номерами 61:17:0600013:131, 61:17:0600013:1859 на местности с применением геодезических приборов, проведения анализа документации (сведений ЕГРН, выкопировки из плана земельного участка), кадастровым инженером сделаны следующие выводы. Местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:131 совпадают с местоположением границ по сведениям ЕГРН земельного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:1859. При установлении границ земельного участка с кадастровым номером 6:17:0600013:1859 и определении координат была допущена ошибка, с которой были внесены сведения о характерных точках в ЕГРН. Данная ошибка подпадает по понятие реестровой ошибки и подлежит исправлению. В сведениях о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:1859 имеется реестровая ошибка, которая подлежит исправлению в судебном порядке путем исключения из ЕГРН сведений о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:1859. Указанная реестровая ошибка допущена при составлении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, утвержденной администрацией, на основании которой проводятся кадастровые работы по образованию земельного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:1859. Кадастровым инженером определено местоположение границ (координаты Х и Y) и площадь участка главы хозяйства с кадастровым номером 61:17:0600013:131, подлежащие внесению в ЕГРН. Предприниматель, ссылаясь на незаконность действий администрации по образованию земельного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:1859, внесению сведений о нем в ЕГРН, чем нарушаются его права (законные интересы), обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями. Судебные инстанции при разрешении спора руководствовались положениями главы 24 Кодекса, нормами Земельного кодекса, Закона N 218-ФЗ, а также выводами, содержащимися в экспертном заключении общества с ограниченной ответственностью "Экспертная служба "Экспертиза Недвижимости"" от 19.07.2022 N 1-2750-Э/2022. Суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 61:17:0600013:1859 площадью 8,6976 га сформирован на землях, ранее предоставленных в общую долевую собственность. У администрации отсутствуют полномочия по формированию земельных участков на территории бригады N 2, поле N 1 полевого севооборота. При этом границы земельного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:1859 площадью 8,6976 га полностью накладываются на местоположение границ (прямоугольные координаты X и Y характерных точек) земельного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:131, принадлежащего главе хозяйства и подлежащих внесению в сведения ЕГРН. Заключение судебной экспертизы ответчиком не оспорено, результаты судебной экспертизы иными доказательствами не опровергнуты. При проведении судебной экспертизы экспертом не были допущены нарушения законодательства, поэтому суды приняли заключение экспертизы в качестве надлежащего доказательства по делу, подтверждающего наличие реестровой ошибки в установлении границ земельного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:1859 на основании постановления администрации от 29.12.2020 N 78/1378-П. Следовательно, данное постановление принято администрацией незаконно, утверждение схемы земельного участка, повлекло реестровую ошибку в сведениях ЕГРН. Постановка земельного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:1859 на учет нарушает права главы хозяйства по внесению в кадастре недвижимости сведений о границах принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:131. В целях устранения выявленной реестровой ошибки и восстановления нарушения прав (интересов) предпринимателя суд первой инстанции снял с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 61:17:0600013:1859 и установил границы земельного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:131 в соответствии с заключением проведенной по делу судебной экспертизы. Суд апелляционной инстанции отклонил довод администрации о том, что она в данном споре является техническим ответчиком, то есть обретает данный статус не в зависимости от осуществления своих прав и законных интересов, а в силу процедуры, установленной законом. Права главы хозяйства нарушены именно в связи с действиями администрации, утвердившей в отсутствие соответствующих полномочий схему расположения земельного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:1859 постановлением от 29.12.2020 N 78/1378-П. Признан апелляционным судом несостоятельным и довод администрации об отсутствии законных оснований для возложения на нее обязанности по возмещению предпринимателю понесенных им судебных издержек. В данном случае следует учитывать разъяснения, приведенные в пункте 19 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела". В нем указано, что не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком. Предметом рассмотрения в настоящем деле является, в том числе, оспаривание предпринимателем постановления администрации от 29.12.2020 N 78/1378-П. Основание вынесения администрацией постановления не имеет правового значения для разрешения вопроса о распределении судебных расходов. Поэтому суд первой инстанции правомерно взыскал с администрации, как с проигравшей стороны, в пользу главы хозяйства судебные расходы в виде суммы государственной пошлины, уплаченной последним при обращении с заявлением в суд, а также расходов на проведение экспертизы.
Администрация обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит обжалуемые акты отменить в части взыскания в пользу главы хозяйства судебных издержек, ссылаясь на следующее. В случае проявления предпринимателем должной предусмотрительности в определении границ принадлежащего ему земельного участка, это позволило бы предотвратить судебные разбирательства. Администрация действует в рамках предусмотренных процедур и не обладает контрольно-надзорными (какими-либо иными) полномочиями в отношении деятельности кадастровых инженеров и выполнения ими межевых работ. В отсутствие установленных границ земельного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:131, принадлежащего главе хозяйства, администрация не имела возможности исключить наложение их на образуемый земельный участок с кадастровым номером 61:17:0600013:1859. В данном споре администрация является лишь техническим ответчиком. В отсутствие виновных действий органа местного самоуправления взыскание с него судебных расходов в пользу главы хозяйства неправомерно.
Предприниматель в отзыве указал на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. По мнению главы хозяйства, администрация не могла не знать о том, что образует земельный участок с кадастровым номером 61:17:0600013:1859 на землях, ранее предоставленных в общую долевую собственность и принадлежащих на праве собственности предпринимателю.
От управления Росреестра отзыв на жалобу в суд округа не поступил.
От администрации поступили возражения на отзыв главы хозяйства, в которых ответчик полагает ошибочными доводы, приведенные в отзыве истца.
На основании статьи 153.1 Кодекса судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области.
В судебном заседании представитель главы хозяйства, присутствующий в арбитражном суде, осуществляющем организацию видеоконференц-связи, возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие выводов судебных инстанций нормам действующего законодательства и материалам дела.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд или арбитражный суд, организующий сеанс видеоконференц-связи, не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителя предпринимателя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судами, глава хозяйства оспорил постановление администрации от 29.12.2020 N 78/1378-П "Об утверждении схемы расположения земельного участка на КПТ". Также заявил о наличии реестровых ошибок в сведениях ЕГРН о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:1859, просил установить местоположение границ и площадь земельного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:131. Предприниматель полагает, что действия администрации по образованию земельного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:1859, постановке его на кадастровый учет, внесению сведений о данном участке в ЕГРН, незаконны и нарушают права (интересы) главы хозяйства как собственника земельного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:131.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
По смыслу норм статей 198, 200 и 201 Кодекса для признания незаконными решений (действий, бездействия), принятых органами, осуществляющими публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действий, бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности.
Согласно статьей 70 Земельного кодекса государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в ЕГРН сведений, в том числе о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В силу пункта 3 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе, описание местоположения объекта недвижимости.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Кадастровый учет позволяет установить местоположение земельного участка, границу, площадь, исключить наложение его границ, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.
Порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН, урегулирован статьей 61 Закона N 218-ФЗ, в части 3 которой предусмотрено, что под реестровой ошибкой понимается воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном названным Законом.
Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (часть 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
Для подтверждения (опровержения) доводов главы хозяйства суд первой инстанции назначил по делу экспертизу. С учетом результатов экспертного исследования (заключение от 19.07.2022 N 1-2750-Э/2022) суд первой инстанции пришел к выводу о наличии (доказанности предпринимателем) оснований для частичного удовлетворения заявленных требований. Исходя из установленных обстоятельств, суд признал незаконным постановление администрации от 29.12.2020 N 78/1378-П, установил реестровую ошибку в сведениях ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:1859 и определил способ ее устранения (снятие данного участка с кадастрового учета и исключение сведений о нем из ЕГРН). Также определены местоположение границ и площадь земельного участка с кадастровым номером 61:17:0600013:131, принадлежащего на праве собственности главе хозяйства.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
В кассационной жалобе управление Росреестра выражает свое несогласие со взысканием судом первой инстанции в пользу главы хозяйства понесенных им судебных издержек (расходов на уплату государственной пошлины и расходов на проведение экспертизы). Именно эти доводы ответчик заявлял в апелляционной жалобе, они проверялись апелляционным судом, которым отклонены с приведением мотивов их непринятия. Оснований для иных выводов суд кассационной инстанции не усматривает. Нормы права применены судом апелляционной инстанции правильно, которым исполнена и обязанность по определению обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора. Нарушений, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), также не установлено. В этой связи Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Администрация (орган местного самоуправления) освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.10.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2022 по делу N А53-8631/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН, урегулирован статьей 61 Закона N 218-ФЗ, в части 3 которой предусмотрено, что под реестровой ошибкой понимается воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном названным Законом.
...
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (часть 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 марта 2023 г. N Ф08-427/23 по делу N А53-8631/2022