Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2024 г. N 306-ЭС23-20466 по делу N А12-25145/2022 Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2024 г. N 306-ЭС23-20466 по делу N А12-25145/2022

 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационные жалобы Комитета здравоохранения Волгоградской области и государственного учреждения здравоохранения "Клиническая поликлиника N 28" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.02.2023 по делу N А12-25145/2022, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2023 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.08.2023 по тому же делу по заявлению государственного учреждения здравоохранения "Клиническая поликлиника N 28" к Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области о признании недействительным представления от 18.07.2022 N 29-24-10/05 в части обеспечения возврата в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, в сумме 416 260 рублей 05 копеек, для последующего возврата в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования,

установил:

государственное учреждение здравоохранения "Клиническая поликлиника N 28" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области (далее - управление) о признании недействительным представления от 18.07.2022 N 29-24-10/05 в части обеспечения возврата в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), использованных не по целевому назначению, в сумме 416 260 рублей 05 копеек, для последующего возврата в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет здравоохранения Волгоградской области (далее - комитет), Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Волгоградской области, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22.02.2023, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2023, учреждению отказано в удовлетворении заявления.

Арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 16.08.2023 оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.

Комитет и учреждение обратились в Верховный Суд Российской Федерации с кассационными жалобами на указанные судебные акты, в которых просят их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Письмом судьи Верховного Суда Российской Федерации от 02.11.2023 были истребованы материалы дела из Арбитражного суда Волгоградской области.

Согласно положениям части 7 статьи 291 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.

При изучении по материалам истребованного дела доводов кассационных жалоб и принятых по делу судебных актов таких оснований для передачи указанных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено.

Как следует из материалов дела, установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые были оценены в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской о Федерации", Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н, суды пришли к выводу о том, что у учреждения отсутствовали основания для выплаты материальной помощи своим сотрудникам за счет средств ОМС, поскольку такие расходы медицинской организации не включены в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по ОМС. В связи с этим суды пришли к выводу об использовании учреждением не по целевому назначению средств ОМС на выплату материальной помощи своим сотрудникам.

На основании изложенного суды признали правомерным оспариваемое представление управления и отказали учреждению в удовлетворении заявления.

Обжалуя судебные акты в Верховный Суд Российской Федерации, комитет и учреждение приводят доводы, которые являлись предметом рассмотрения судов и получили правовую оценку с учетом установленных фактических обстоятельств дела, связанных с нецелевым использованием учреждением средств ОМС. Несогласие комитета и учреждения с толкованием судами норм законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела в силу статьи 291 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не свидетельствует о наличии оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в порядке кассационного производства.

Доводы комитета и учреждения, изложенные в кассационных жалобах, направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, и не подтверждают наличие оснований, предусмотренных статьями 291 6, 291 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и пересмотра обжалуемых судебных актов, поскольку не позволяют сделать вывод о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 291 1, 291 6, 291 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определил:

в передаче кассационных жалоб Комитета здравоохранения Волгоградской области и государственного учреждения здравоохранения "Клиническая поликлиника N 28" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать.

 

Судья Верховного Суда Российской Федерации

А.Г. Першутов

Верховный Суд РФ согласился с выводом о нецелевом расходовании поликлиникой средств ОМС при выплате материальной помощи сотрудникам и отказал учреждению в пересмотре дела.

Спорные выплаты не соответствуют целям территориальной программы ОМС. Матпомощь выдается работнику для личных нужд и не является оплатой труда. Ее выплата связана исключительно с возможностями работодателя. Содержащиеся в структуре тарифа ОМС "прочие выплаты" не включают в себя матпомощь.