г. Краснодар |
|
30 марта 2023 г. |
Дело N А32-17679/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Маркиной Т.Г., судей Герасименко А.Н. и Гиданкиной А.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - министерства финансов Краснодарского края (ИНН 308040000, ОГРН 1022301211570) - Сареева А.В. (доверенность от 10.01.2023), от заявителя - публичного акционерного общества "Россети Кубань" (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268) - Кидановой О.С. (доверенность от 16.12.2020), рассмотрев кассационную жалобу министерства финансов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022 по делу N А32-17679/2022, установил следующее.
Публичное акционерное общество "Россети Кубань" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к министерству финансов Краснодарского края (далее - министерство) о признании недействительным уведомления от 30.03.2022 N 6042 о возврате исполнительных листов и документов, приложенных к исполнительным документам; о возложении на министерство обязанности принять к исполнению исполнительные листы от 30.06.2021 серии ФС N 032178344, от 30.06.2021 серии ФС N 032178345, выданные на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2021 по делу N А32-46819/2021.
Решением суда от 20.09.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.12.2022, заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе министерство просит отменить решение суда первой и постановление апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы полагает, что судебные инстанции неверно установили обстоятельства дела, не применили закон, подлежащий применению.
Отзыв на кассационную жалобу общество не представило.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Общество просит оставить судебные акты без изменения, указывая на их законность и обоснованность.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2021 по делу N А32-46819/2020 с министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края в пользу общества взыскана неустойка по договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 14.02.2019 N 41004-19-004-19-00487116-1 в сумме 2270 рублей 30 копеек, от 14.02.2019 N 41004-19-004-19-00487056-1 в сумме 2270 рублей 30 копеек и расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 тыс. рублей.
На основании указанного судебного акта выданы исполнительные листы:
- от 30.06.2021 серия ФС N 032178344 на взыскание неустойки по договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 14.02.2019 N 41004-19-004-19-00487116-1 в сумме 2270 рублей 30 копеек, от 14.02.2019 N 41004-19-004-19-00487056-1 в сумме 2270 рублей 30 копеек.
- от 30.06.2021 серия ФС N 032178345 на взыскание расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 тыс. рублей.
Общество письмом от 21.03.2022 N ЛбЭС/119/1-исх. направило в министерство для принудительного исполнения спорные исполнительные листы с указанием реквизитов банковского счёта взыскателя, а также приложило копию решения суда от 30.06.2021 по делу N А32-46819/2020 и нотариально заверенную копию доверенности представителя.
Уведомлением министерства от 30.03.2022 N 6042 исполнительные листы возвращены без исполнения ввиду несоблюдения требований пункта 1 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), поскольку в соответствии с частью 4 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) по одному судебному акту может быть выдан один исполнительный лист. Уведомление получено обществом 08.04.2022.
Задолженность по исполнительным листам не погашена.
Общество обратилось за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.4 Бюджетного кодекса исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 названного Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счёта казённого учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учёта операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является:
- непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 этой статьи;
- несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 этой статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
- предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 этой статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счёт должника;
- нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению;
- представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Порядок исполнения исполнительных документов по обращению взыскания на средства бюджетных учреждений установлен статьей 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ).
Согласно пункту 5 части 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 названной части, в соответствующий орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника.
В силу части 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса одним из оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является несоответствие исполнительных документов требованиям, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, выдается этим арбитражным судом после вступления судебного акта в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения.
При этом пунктом 7 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный лист является ничтожным и подлежит отзыву судом только в случае выдачи его до вступления в законную силу судебного акта.
Суды установили, что содержания выданных исполнительных листов соответствует требованиям, предусмотренным статей 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как верно указали судебные инстанции, выдача судом двух исполнительных листов само по себе, безусловно и однозначно, не свидетельствует о том, что исполнительные документы не соответствуют требованиям Арбитражного процессуального кодекса.
С учетом изложенного судебные инстанции пришли к правомерному выводу, что уведомление министерства от 30.03.2022 N 6042 о возврате исполнительных листов и документов, приложенных к исполнительным документам, не соответствует требованиям статьи 242.1, 242.4 Бюджетного кодекса и нарушает законные интересы общества, как взыскателя по делу N А32-46819/2021, поскольку ущемляет его права на своевременное исполнение судебного акта.
Ошибочное указание суда апелляционной инстанции на пункт 17.23 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утверждённой постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 100, и сделанные в связи с этим выводы не привели к принятию незаконного судебного акта и не могут являться основанием для его отмены.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Доводы, изложенные в жалобе, не влияют на обоснованность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов, по существу сводятся к несогласию общества с оценкой судами обстоятельств дела. Между тем иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами обстоятельств, а также иное толкование закона не свидетельствуют о нарушении судами норм права и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022 по делу N А32-17679/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Маркина |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно указали судебные инстанции, выдача судом двух исполнительных листов само по себе, безусловно и однозначно, не свидетельствует о том, что исполнительные документы не соответствуют требованиям Арбитражного процессуального кодекса.
С учетом изложенного судебные инстанции пришли к правомерному выводу, что уведомление министерства от 30.03.2022 N 6042 о возврате исполнительных листов и документов, приложенных к исполнительным документам, не соответствует требованиям статьи 242.1, 242.4 Бюджетного кодекса и нарушает законные интересы общества, как взыскателя по делу N А32-46819/2021, поскольку ущемляет его права на своевременное исполнение судебного акта.
Ошибочное указание суда апелляционной инстанции на пункт 17.23 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утверждённой постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 100, и сделанные в связи с этим выводы не привели к принятию незаконного судебного акта и не могут являться основанием для его отмены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 марта 2023 г. N Ф08-1742/23 по делу N А32-17679/2022