г. Краснодар |
|
29 марта 2023 г. |
Дело N А61-4134/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при ведении протокола помощником судьи Зубко А.Н., с участием в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания, от истца - Региональной общественной организации "Общество охотников и рыболовов" Республики Северная Осетия - Алания - Мильдзихова О.О. (доверенность от 20.03.2023), ответчика - Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания - Мамиевой З.И. (доверенность от 02.02.2023), третьего лица - администрации главы Республики Северная Осетия - Алания и Правительства Республики Северная Осетия - Алания - Бдтаева М.В. (доверенность от 09.03.2023), в отсутствие ответчика - государственного бюджетного учреждения Республики Северная Осетия - Алания по охране, воспроизводству и регулированию объектов животного мира, водных биологических ресурсов "Беркут", третьих лиц: администрации местного самоуправления муниципального образования Ардонский район Республики Северная Осетия - Алания, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Северная Осетия - Алания, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия - Алания, государственного бюджетного учреждения "Дирекция по выполнению природоохранных программ и экологического образования", Западно-Каспийского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания, Федерального государственного бюджетного учреждения "Северо-Осетинское государственное опытное охотничье хозяйство", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Региональной общественной организации "Общество охотников и рыболовов" Республики Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 19.08.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2022 по делу N А61-4134/2021, установил следующее.
Региональная общественная организация "Общество охотников и рыболовов" Республики Северная Осетия - Алания (далее - организация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания (далее - министерство) и государственному бюджетному учреждению Республики Северная Осетия - Алания по охране, воспроизводству и регулированию объектов животного мира, водных биологических ресурсов "Беркут" (далее - учреждение) о признании за организацией права постоянного (бессрочного) пользования на часть земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010101:148, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, Ардонский район, п. Бекан, не занятого водохранилищем (озером) Бекан с впадающими в него родниковыми водами и гидротехническими сооружениями, площадью 44 487 кв. м, с координатами характерных точек границ (приведены координаты);
об образовании из земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010101:148, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, Ардонский район, п. Бекан, путем его раздела, земельного участка площадью 44 487 кв. м, не занятого водохранилищем (озером) Бекан с впадающими в него родниковыми водами и гидротехническими сооружениями, с координатами характерных точек границ (приведены координаты); с учетом изменения предмета иска (т. 3, л. д. 11 - 21).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация главы Республики Северная Осетия - Алания и Правительства Республики Северная Осетия - Алания, администрация местного самоуправления муниципального образования Ардонский район Республики Северная Осетия - Алания, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Северная Осетия - Алания, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия - Алания, государственное бюджетное учреждение "Дирекция по выполнению природоохранных программ и экологического образования", Западно-Каспийское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Северо-Осетинское государственное опытное охотничье хозяйство".
Иск основан на положениях статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статей 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). Требования мотивированы сохранением у организации права постоянного (бессрочного) пользования ввиду того, что она не отказывалась от данного права.
Решением от 19.08.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.11.2022, в удовлетворении исковых требований отказано. Суды исходили из того, что в 2017 году организация обратилась в Правительство Республики Северная Осетия - Алания с просьбой оказать содействие в реализации передачи в собственность Республики Северная Осетия - Алания Беканского водохранилища, входящего в единый природный комплекс памятника природы регионального значения "Урочище Бекан", совершив тем самым юридические и фактические действия по отказу от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010101:148. Министерство одобрило данный отказ, провело необходимые согласования и предоставило названный земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование учреждению. Истец не доказал сохранение за ним права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком. Обязанность, предусмотренная пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды или приобретение участка в собственность, организацией не исполнена. Факт владения объектами недвижимости, расположенными на спорном земельном участке, не может подтверждать наличие оснований для признания за организацией права постоянного (бессрочного) пользования землей, с учетом отказа 2017 года.
Право собственности на объекты, переданные организации (правопредшественнику) по акту от 24.07.1973, не зарегистрировано. Кроме того, на спорном земельном участке расположен памятник природы регионального значения. Относительно требования об образовании из земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010101:148 путем раздела участка площадью 44 487 кв. м, не занятого водохранилищем (озером) Бекан с впадающими в него родниковыми водами и гидротехническими сооружениями, суды указали, что такое требование может заявить только собственник земельного участка, но не обладатель ограниченного вещного права.
В кассационной жалобе истец просит решение от 19.08.2022 и постановление апелляционного суда от 25.11.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указав, что спорный земельный участок у организации не изымался, право постоянного (бессрочного) пользования данного лица в установленном законом порядке не прекращено. Истец фактически владеет и пользуется на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с государственным актом A-I N 930824 частью земельного участка, не занятой водохранилищем (озером) Бекан с впадающими в него родниковыми водами и гидротехническими сооружениями, на котором имеются объекты капитального строительства организации. Факт владения частью земельного участка, не занятой водным объектом и объектами капитального строительства, установлен и ответчиками не оспаривается. После регистрации права собственности Республики Северная Осетия - Алания и права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на спорный земельный участок, организация продолжала владеть и пользоваться земельным участком в части, не занятой водным объектом. Запись, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на спорный земельный участок в части, не занятой водным объектом, нарушает права истца, создает препятствия в уточнении границ земельного участка и переоформлении принадлежащего ему права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельного участка в части, не занятой водным объектом. Надлежащим способом защиты нарушенного права в данном случае является иск о признании за владеющим лицом права постоянного (бессрочного) пользования на часть земельного участка, не занятую водным объектом, в границах с координатами, указанными в заключении кадастрового инженера. Организация не обращалась с заявлением об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок в соответствующий исполнительный орган государственной власти (министерство) в порядке статей 45, 53 Земельного кодекса. Министерство либо иной исполнительный орган государственной власти не принимали решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования истца на спорный земельный участок. После обращения к председателю Правительства Республики Северная Осетия - Алания в 2017 году организация продолжила владеть и пользоваться спорным земельным участком в части, не занятой водным объектом, в соответствии с уставными целями; и защищало в судебном порядке свое право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок в рамках дела N А61-1539/2016. Часть земельного участка, не занятая водным объектом, и расположенные на ней здания и строения, используются организацией для выполнения мероприятий по охране и воспроизводству охотничьих ресурсов, осуществлению производственного охотничьего контроля в соответствии с охотхозяйственным соглашением от 20.02.2019 N 4, заключенным с Министерством природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия - Алания, по которому организации предоставлено право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья площадью 36 500 га на территориях Ардонского, Алагирского, Дигорского и Пригородного районов Республики Северная Осетия - Алания.
Памятник природы регионального значения - "Урочище Бекан", на территории которого расположен спорный земельный участок, полностью находится в границах охотничьего угодья организации.
Министерство в отзыве просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, подчеркнув, что организация совершила юридические и фактические действия по отказу от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 15:06:0010101:148. Фактическое владение учреждением спорным земельным участком не оспорено. Учреждение по настоящее время продолжает использовать земельный участок, выполняя свои основные функции по охране, воспроизводству и регулированию объектов животного мира и среды их обитания, а также водных биологических ресурсов.
В отзыве территориальное управление указало, что решение по настоящему делу оставляет на усмотрение суда.
На основании статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания.
В судебном заседании представитель организации поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе; представители министерства и администрации просили в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд (арбитражный суд, организующий проведение видеоконференц-связи) не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участников судебного процесса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, распоряжением Совета министров Северо-Осетинской АССР от 13.07.1973 N 381 создана комиссия по передаче Беканского водохранилища Республиканскому добровольному обществу охотников и рыболовов, которой поручено произвести передачу Беканского водохранилища по состоянию на 01.07.1973.
24 июля 1973 года составлен акт по передаче Беканского водохранилища с усадьбой и гражданскими сооружениями Северо-Осетинскому республиканскому обществу охотников и рыболовов от Северо-Осетинского Гослесохотохозяйства.
Распоряжением Совета Министров СОАССР от 22.08.1973 N 467 утвержден акт от 24.07.1973, директору Государственного лесотехнического хозяйства предписано сдать, а председателю правления Северо-Осетинского общества охотников и рыболовов - принять и внести соответствующую плату по балансовой стоимости всех гражданских сооружений Беканского водохранилища.
Государственным актом на право пользования землей серии A-I N 930824, выданным в мае 1983 года, за Северо-Осетинским обществом охотников и рыболовов СОАССР закреплено 73,8 га земли в границах согласно плану землепользования.
Северо-Осетинское общество охотников и рыболовов в последующем переименовано в Региональную общественную организацию "Общество охотников и рыболовов" Республики Северная Осетия - Алания, что подтверждается письмом Управления Минюста России по Республике Северная Осетия - Алания от 14.12.2015 N 15/01-3438.
В 2007 году по заявлению организации предоставленный по государственному акту серии A-I N 930824 земельный участок площадью 73,8 га поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 15:06:0010101:148 и статуса "ранее учтенный".
На указанном земельном участке расположены объекты: административное здание, склад, навес (адрес: пос. Бекан, 50 метров в южном направлении от дома N 15 по ул. Беканской), находящиеся на балансе организации, используемые в целях осуществления уставной деятельности.
21 мая 2015 года в порядке осуществления государственного земельного надзора главным государственным инспектором по использованию и охране земель Республики Северная Осетия - Алания проведена проверка соблюдения земельного законодательства, в ходе которой выявлено использование организацией земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования без переоформления на право аренды или право собственности. По итогам проверки вынесены предписания от 21.05.2015 N 50-05/15 об устранении нарушения земельного законодательства и постановление о назначении административного наказания от 21.05.2015 N 50-05/15.
Выполняя предписание от 21.05.2015 N 50-05/15, организация обратилась за оформлением прав на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, Ардонский район, однако, установлено, что на часть участка, находящегося в пользовании организации, на основании другого государственного акта серии А-I N 930824 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ФБУ "Северо-Осетинское государственное опытное охотничье хозяйство".
В рамках дела N А61-1539/2016 удовлетворены требования организации: признано отсутствующим право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования ФБУ "Северо-Осетинское государственное опытное охотничье хозяйство" на часть земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010101:6, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, Ардонский район, вблизи п. Бекан, в части пересечения с земельным участком с кадастровым номером 15:06:0010101:148; из ЕГРН исключены сведения о праве собственности Российской Федерации и праве постоянного (бессрочного) пользования ФБУ "Северо-Осетинское государственное опытное охотничье хозяйство" на часть земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010101:6 в части пересечения с земельным участком с кадастровым номером 15:06:0010101:148.
В процессе подготовки документов для уточнения границ земельного участка в целях переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды организация получила выписку из ЕГРН от 17.07.2021 на земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010101:148, из которой узнало, что на данный участок 16.08.2017 зарегистрировано право собственности Республики Северная Осетия - Алания, а 16.10.2017 - право постоянного (бессрочного) пользования учреждения.
Полагая, что зарегистрированные права ответчиков на земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010101:148 нарушают права и законные интересы организации как обладателя права постоянного (бессрочного) пользования, истец обратился с иском в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
На основании части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21.04.2003 N 6-П указал, что Гражданский кодекс не ограничивает заинтересованных лиц в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия способов специальных. Граждане и юридические лица в силу статьи 9 Гражданского кодекса вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению с учетом статьи 12 данного Кодекса, исходя из характера спорных правоотношений и существа нарушенного права.
При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Признание права является одним из способов защиты гражданских прав (вещно-правовой защиты), что предусмотрено абзацем вторым статьи 12 Гражданского кодекса, а также пунктом 1 статьи 59 Земельного кодекса. Иск о признании права относится к искам о правах на недвижимое имущество (абзац третий пункта 2 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22).
Согласно пунктам 58 и 59 постановления от 29.04.2010 N 10/22 лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Как следует из положений статьи 216 Гражданского кодекса, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком является ограниченным вещным правом, которое подлежит защите способами, предусмотренными гражданским законодательством, в том числе путем признания права.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Кодекса судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, обязаны представлять доказательства (часть 1 статьи 66 Кодекса). Эта обязанность основана на положениях статьи 65 Кодекса, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции указали, что обращением от 15.03.2017 N 33 в адрес Председателя Правительства Республики Северная Осетия - Алания об оказании содействия в реализации передачи в собственность Республики Северная Осетия - Алания Беканского водохранилища, входящего в единый природный комплекс памятника природы регионального значения "Урочище Бекан", организация фактически отказалась от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010101:148.
Суд кассационной инстанции полагает, что судебные акты состоялись без учета следующего.
Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование (пункт 1 статьи 269 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Земельного кодекса право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Статьей 53 Земельного кодекса предусмотрено, что при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 данного Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 данного Кодекса, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходимы помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи документов следующие документы: копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица); выписка из ЕГРН (при наличии в ЕГРН сведений о таком земельном участке); документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, запрашивает указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 данного Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Между тем, порядок прекращения права постоянного (бессрочного) пользования организации в отношении спорного земельного участка, который регулируется статьями 45, 53 Земельного кодекса, суды не включили в предмет судебного исследования, что повлияло на итог разрешения спора по настоящему делу.
Суд кассационной инстанции также отмечает, что положениями пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ установлена обязанность юридических лиц по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретению земельных участков в собственность. Однако из положений данной нормы не следует, что после истечения указанного в ней срока, данное право прекращается.
Кроме того, на спорном земельном участке имеются объекты общества, ввиду чего судам надлежало учесть один из основных принципов земельного законодательства, закрепленный в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса, - принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, если выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены судами первой и апелляционной инстанций (часть 2 статьи 287 Кодекса).
Поскольку выводы судебных актов не соответствуют представленным в дело доказательствам, принятие обоснованного и законного судебного акта невозможно без установления новых обстоятельств по делу, постольку решение от 19.08.2022 и постановление апелляционного суда от 25.11.2022 надлежит отменить, дело - направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, дать надлежащую оценку доводам лиц, участвующим в деле, исследовать и оценить обстоятельства относительно соблюдения процедуры прекращения права постоянного (бессрочного) пользования организации на спорный земельный участок, после чего спор разрешить с правильным применением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 19.08.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2022 по делу N А61-4134/2021 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 53 Земельного кодекса предусмотрено, что при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 данного Кодекса. К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 данного Кодекса, решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком необходимы помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи документов следующие документы: копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица (для юридического лица); выписка из ЕГРН (при наличии в ЕГРН сведений о таком земельном участке); документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их отсутствия - копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, запрашивает указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы. При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 данного Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Между тем, порядок прекращения права постоянного (бессрочного) пользования организации в отношении спорного земельного участка, который регулируется статьями 45, 53 Земельного кодекса, суды не включили в предмет судебного исследования, что повлияло на итог разрешения спора по настоящему делу.
Суд кассационной инстанции также отмечает, что положениями пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ установлена обязанность юридических лиц по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретению земельных участков в собственность. Однако из положений данной нормы не следует, что после истечения указанного в ней срока, данное право прекращается.
Кроме того, на спорном земельном участке имеются объекты общества, ввиду чего судам надлежало учесть один из основных принципов земельного законодательства, закрепленный в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса, - принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 марта 2023 г. N Ф08-1397/23 по делу N А61-4134/2021