г. Краснодар |
|
31 марта 2023 г. |
Дело N А32-17267/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Гиданкиной А.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Базовый Авиатопливный Оператор" (ИНН 7706693215, ОГРН 1087746793243) - Сокова В.Л. (доверенность от 14.02.2023), Мальковой Е.С. (доверенность от 28.03.2023), от заинтересованного лица - Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) - Долговой И.О. (доверенность от 12.09.2022), рассмотрев кассационную жалобу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022 по делу N А32-17267/2022, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Базовый Авиатопливный Оператор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением (с учётом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятых судом первой инстанции):
- о признании незаконными действий Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление), выразившие в выдаче свидетельства от 12.01.2022 N 5277868 о присвоении объекту N 03-0123-001795-П "СКЛАД ГСМ ОП ООО "Базовый Авиатопливный Оператор"" в г. Сочи" II категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
- об обязани управления принять меры по устранению нарушенных прав и законных интересов общества путём изменения категории объекту N 03-0123-001795-П "СКЛАД ГСМ ОП ООО "Базовый Авиатопливный Оператор" в г. Сочи", оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, со II категории на III категорию, с внесением соответствующих изменений в государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в течение двадцати дней с момента вступления в законную силу судебного акта по рассматриваемому делу.
Решением суда от 04.10.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.12.2022, требования общества удовлетворены, признаны незаконными действия управления по выдаче свидетельства от 12.01.2022 N 5277868 о присвоении объекту N 03-0123-001795-П "СКЛАД ГСМ ОП ООО "Базовый Авиатопливный Оператор" в г. Сочи" II категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на управление возложена обязанность принять меры по устранению нарушенных прав и законных интересов общества путем изменения категории объекту N 03-0123-001795-П "СКЛАД ГСМ ОП ООО "Базовый Авиатопливный Оператор" в г. Сочи", оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, со II категории на III категорию, с внесением соответствующих изменений в государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в течение двадцати дней с момента вступления в законную силу судебного акта по рассматриваемому делу.
Судебные акты мотивированы отсутствием доказательств осуществления обществом деятельности по сливу (наливу) нефти и нефтепродуктов на сливоналивных железнодорожных путях, в связи с чем спорный объект не соответствует критериям отнесения к объектам II категории.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение суда от 04.10.2022 и постановление апелляционной инстанции от 21.12.2022, приняв по делу новый судебный акт. Податель жалобы ссылается на ошибочный вывод судов о том, что объект негативного воздействия на окружающую среду (далее - НВОС), эксплуатируемый обществом, не относится к объектам II категории. Общество осуществляет на объекте (эстакада железнодорожная сливоналивная) деятельность по перегрузке нефти и нефтепродуктов, по сливу (наливу) нефти и нефтепродуктов на сливоналивных железнодорожных путях, которая согласно действующим на данный момент критериям, относится ко II категории. Общество, требуя признания действий управления незаконными, преследует цель освободиться от исполнения обязанностей и снизить частоту проверочных мероприятий.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители общества возражали против удовлетворения жалобы, ссылались на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в 2016 году в управление поступила заявка общества о постановке на государственный учёт объекта НВОС, расположенного по адресу: г. Сочи А-340, ул. Авиационная 3б. В заявке общество указало сведения об объекте, в том числе, отражено наличие сливной железнодорожной эстакады.
В соответствии с Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 (далее - Критерии N 1029) по результатам рассмотрения заявки общества указанный объект НВОС поставлен на государственный учёт с присвоением N 03-0123-001795-П и III категории НВОС, выдано свидетельство от 27.12.2016 N AOWOM09P.
28 декабря 2021 года общество обратилось в управление с заявлением N 5277868 об актуализации сведений об объекте НВОС в части источников загрязнения.
12 января 2022 года управление выдало обществу свидетельство об актуализации сведений N 5277868 и изменило категорию объекта НВОС c III на II категорию.
В качестве оснований для отнесения объекта НВОС ко II категории управление указано на требование подпункта 17 пункта 2, подпункта 4 пункта 3 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 (далее - Критерии N 2398) ввиду осуществления на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности по транспортированию по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов, межпромысловых трубопроводов, а также по перегрузке нефти и нефтепродуктов, по сливу (наливу) нефти и нефтепродуктов на сливоналивных железнодорожных путях.
10 февраля 2022 года общество обратилось с жалобой в управление о необоснованном изменении категории объекта НВОС с III на II категорию.
Актом от 16.02.2022 заместителем руководителя управления сообщено об отсутствии нарушений в действия управления при смене категории объекта НВОС.
Данные обстоятельства послужили поводом для обращения общества в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суды, руководствуясь статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, абзацем 52 статьи 1, статьёй 4.2, статьёй 31.2, пунктами 1, 6 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), подпунктом 17 пункта 2, подпунктом 4 пункта 3 Критериев N 2398, пришли к обоснованному выводу о том, что действия управления по смене категории объекта НВОС являются незаконными.
Судами верно установлено, что при постановке объекта НВОС на государственный учёт в 2016 году он не отнесён управлением к инфраструктуре железнодорожного транспорта, ему присвоена III категория объекта НВОС.
В связи с принятием Критериев N 2398 критерии отнесения объекта НВОС к III категории установлены в подпункте 4 пункта 3, содержание которого аналогично ранее действовавшему критерию подпункта "г" пункта 3 Критериев N 1029.
Кроме того, судами также правомерно установлено, что обстоятельств, поименованных в пункте 6 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ, влекущих изменение категории объекта НВОС, с момента постановки спорного объекта на учёт не возникло. Доказательства обратного управлением в материалы дела не представлены.
Общество осуществляет деятельность по заправке топливом воздушных судов на территории аэропорта, оптовой торговле моторным топливом, включая авиационный бензин (46.71.2 согласно ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).
Судами установлено, что подачу-уборку вагонов для нужд общества осуществляет открытое акционерное общество "Российские железные дороги" на основании договоров от 27.07.2015 N 101/7т, от 13.09.2019 N 101-7т на подачу-уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования. Доказательства иного порядка подачи-уборки вагонов для общества в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах отсутствуют доказательства осуществления обществом на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности согласно дополнительно внесенному критерию подпунктом 17 пункта 3 Критериев N 2398 с использованием сливоналивных железнодорожных путей.
Заявитель, указывая в кассационной жалобе на незаконность судебных актов, фактически выражает свое несогласие с оценкой судами первой и апелляционной инстанции, имеющихся в деле доказательств, доводы сводятся к повторению ранее заявленных утверждений. Однако переоценка доказательств недопустима при производстве по делу в арбитражном суде кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения норм процессуального права, влекущие отмену (изменение) обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022 по делу N А32-17267/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В связи с принятием Критериев N 2398 критерии отнесения объекта НВОС к III категории установлены в подпункте 4 пункта 3, содержание которого аналогично ранее действовавшему критерию подпункта "г" пункта 3 Критериев N 1029.
Кроме того, судами также правомерно установлено, что обстоятельств, поименованных в пункте 6 статьи 69.2 Закона N 7-ФЗ, влекущих изменение категории объекта НВОС, с момента постановки спорного объекта на учёт не возникло. Доказательства обратного управлением в материалы дела не представлены.
...
Судами установлено, что подачу-уборку вагонов для нужд общества осуществляет открытое акционерное общество "Российские железные дороги" на основании договоров от 27.07.2015 N 101/7т, от 13.09.2019 N 101-7т на подачу-уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования. Доказательства иного порядка подачи-уборки вагонов для общества в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах отсутствуют доказательства осуществления обществом на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности согласно дополнительно внесенному критерию подпунктом 17 пункта 3 Критериев N 2398 с использованием сливоналивных железнодорожных путей."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 марта 2023 г. N Ф08-2237/23 по делу N А32-17267/2022