г. Краснодар |
|
02 апреля 2023 г. |
Дело N А53-23168/2022 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Прокофьева Т.В.,
рассмотрев по правилам упрощенного производства (часть 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) без вызова участвующих в деле лиц, кассационную жалобу Ростовской таможни (ИНН 6102020818, ОГРН 1056102011943) на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.09.2022 (резолютивная часть решения от 12.09.2022) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2022 по делу N А53-23168/2022,
установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Союзлифтмонтаж-Юг" (ИНН 6164102073, ОГРН 1026103269411) (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне (далее - таможня) о признании незаконными и отмене постановлений о назначении административных наказаний по делам об административных правонарушениях от 30.06.2022 N 10323000-1554/2022, 10323000-1555/2022, 10323000-1556/2022 по части 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в размере 50 тыс. рублей по каждому постановлению.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, установленного главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Решением суда от 22.09.2022 (резолютивная часть решения от 12.09.2022), оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.11.2022, оспариваемые постановления таможни признаны незаконными и отменены.
Судебные акты мотивированы тем, что директор общества за те же нарушения при тех же обстоятельствах привлечен к административной ответственности, в связи с чем юридическое лицо с учетом положений части 4 статьи 2.1 КоАП РФ и представленных в материалы дела доказательств не подлежит привлечению к административной ответственности за совершение вмененных административных правонарушений.
В кассационной жалобе таможня просит отменить решение суда от 22.09.2022 и постановление от 28.11.2022, приняв по делу новый судебный акт, которым отказать обществу в удовлетворении заявленных требований полностью. Заявитель жалобы считает, что на дату вынесения судом апелляционной инстанции постановления директор общества еще не привлечен к административной ответственности, поскольку обжалуемые судебные акты Аксайского районного суда Ростовской области не вступили в законную силу. Имеются основания для привлечения общества к административной ответственности наряду с генеральным директором общества. Нельзя освобождать от ответственности виновное юридическое лицо.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, между обществом и открытым акционерным обществом "Могилевский завод лифтового машиностроения" (Республика Беларусь) заключены внешнеторговые договоры поставки от 30.12.2021 N 152496-ОП-1474/2021, от 31.01.2022 N 151630-ОП-1201-2022, от 31.12.2021 N 152656-ОП-1532-2021.
Во исполнение указанных договоров продавец поставил покупателю товар по товарным накладным от 02.04.2022 N 0408537 (договор от 30.12.2021 N 152496-ОП-1474/2021); от 06.04.2022 N 0408577 (договор от 31.01.2022 N 151630-ОП-1201-2022); от 04.04.2022 N 0408576 (договор от 31.12.2021 N 152656-ОП-1532-2021).
20 мая 2022 года обществом поданы статистические формы (далее - СФ) учета перемещения товаров: системный номер ED20220520144250549, регистрационный номер 10313000/200522/С689752; системный номер ED20220520142045759, регистрационный номер 10313000/200522/С689690; системный номер ED20220520142844150, регистрационный номер 10313000/200522/С689718, после чего таможня при осуществлении контроля за своевременностью представления статистических форм учета перемещения товаров установила, что статистические формы поданы с нарушением срока, предусмотренного пунктом 9 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 (далее - Правила N 891).
8 июня 2022 года таможней 08.06.2022 возбуждены дела об административных правонарушениях в связи с подачей вышеперечисленных статистических форм с нарушением срока, установленного пунктом 9 Правил N 891, на один день.
В связи с выявленными нарушениями таможней в отношении общества составлены протоколы об административных правонарушениях от 09.06.2022 N 10323000-1554/2022, 10323000-1555/2022, 10323000-1556/2022 по признакам административного правонарушения по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Постановлениями от 30.06.2022 по делам об административных правонарушениях N 10313000-1554/2022, 10313000-1555/2022, 10313000-1556/2022 общество привлечено к административной ответственности за данные правонарушения с назначением административного штрафа в размере 50 тыс. рублей за каждое правонарушение.
Считая незаконными вынесенные постановления о привлечении к административной ответственности, общество оспорило их в судебном порядке.
Вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным данной главой, с учетом особенностей, установленных данной статьей (часть 1 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 данной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Согласно части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со статьёй 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований общества, суды руководствовались положениями части 2 статьи 1.7, частями 2, 4 статьи 2.1, статьями 2.9, 3.4, 4.1.1, пунктом 2 части 1 статьи 4.3, статьёй 4.5, частью 1 статьи 4.6 КоАП РФ, пунктами 2, 3 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", пунктами 5, 9 Правил N 891.
Исследовав и оценив представленные материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суды пришли к выводу о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, поскольку месяц отгрузки товара - апрель 2022 года, срок представления в таможенный орган статистических форм (далее - СФ) учета перемещения товаров - не позднее 19.05.2022, однако соответствующие формы представлены 20.05.2022.
В отношении общества 14.01.2021 вынесены 7 постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, которые вступили в законную силу 06.04.2021, исполнены обществом в период с 21.05.2021 по 02.06.2021.
Принимая во внимание дату совершения административных правонарушений по рассматриваемому делу - 20.05.2022, а также даты исполнения принятых ранее постановлений по однородным правонарушениям, на момент совершения правонарушения общество считалось подвергнутым административному наказанию по смыслу части 1 статьи 4.6 КоАП РФ.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, судами не установлено.
Процедура привлечения к административной ответственности административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований судами не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек. Обстоятельств, исключающих привлечение общества к административной ответственности (в том числе предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ), судами не установлено, равно как и оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
Однако, в силу того, что в отношении директора общества Дедусенко С.В. по вышеуказанным нарушениям вынесены постановления от 30.06.2022 N 10313000-1590/2022, от 30.06.2022 N 10313000-1591/2022, от 30.06.2022 N 10313000-1592/2022 о привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде административных штрафов, судами в соответствии с положением части 4 статьи 2.1 КоАП РФ признаны незаконными и отменены оспариваемые постановления, принятые в отношении общества.
При этом суды не учли следующее.
Суд первой инстанции на страницах 5 и 6 решения указал на "наличие в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, что не оспаривается обществом", доказанность обстоятельствами дела "наличия в действиях общества состава вменяемого правонарушения".
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции применительно к положениям части 2 статьи 2.1 КоАП РФ на странице 4 постановления указал, что "основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место. Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ."
В силу части 4 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 данной статьи.
В ситуации опровержения судами принятия обществом всех предусмотренных законодательством Российской Федерации мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, освобождение общества от административной ответственности по мотивам достаточности одного лишь привлечения генерального директора к административной ответственности за совершение тех же административных правонарушений, не соответствует буквальному толкованию нормы права, противоречит логике самих судов и установленным им обстоятельствам. Само по себе представление соответствующих форм отчетности с нарушением срока на 1 день в условиях повторного нарушения обществом соответствующей обязанности не признано судами обстоятельством, подтверждающим принятие обществом всех предусмотренных законодательством Российской Федерации мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Само общество ссылалось на это обстоятельство как подтверждающее принятие обществом мер по незамедлительному устранению (а не предотвращению) нарушений (т. 1, л. д. 94) и характеризующее нарушения как малозначительные.
Ни судом первой инстанции, ни апелляционным судом данные обстоятельства не учтены при формулировании окончательных выводов в судебных актах по делу.
Таким образом, с учётом установленных обстоятельств суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда от 22.09.2022 (резолютивная часть решения от 12.09.2022) и постановление от 28.11.2022 подлежат отмене, как принятые с существенным нарушением норм материального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможна защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оснований для применения положений части 4 статьи 2.1 КоАП РФ (в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ) исходя из доводов общества и установленных судами обстоятельств не выявлено.
В удовлетворении заявления общества о признании незаконными и отмене постановлений от 30.06.2022 N 10323000-1554/2022, 10323000-1555/2022, 10323000-1556/2022 надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.09.2022 (резолютивная часть решения от 12.09.2022) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2022 по делу N А53-23168/2022 отменить.
Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Союзлифтмонтаж-Юг" (ИНН 6164102073, ОГРН 1026103269411) о признании незаконными и отмене постановлений от 30.06.2022 N 10323000-1554/2022, 10323000-1555/2022, 10323000-1556/2022.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.04.2023.
Судья |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место. Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ."
В силу части 4 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 данной статьи.
...
Оснований для применения положений части 4 статьи 2.1 КоАП РФ (в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ) исходя из доводов общества и установленных судами обстоятельств не выявлено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 апреля 2023 г. N Ф08-1548/23 по делу N А53-23168/2022