г. Краснодар |
|
06 апреля 2023 г. |
Дело N А32-36994/2022 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Алексеева Р.А. без вызова и участия истца - акционерного общества "Московская Акционерная Страховая Компания" (ИНН 7709031643, ОГРН 1027739099629) и ответчика - акционерного общества "Ейский Морской Порт" (ИНН 2306000770, ОГРН 1022301119763), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Московская Акционерная Страховая Компания" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.10.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2022 по делу N А32-36994/2022, установил следующее.
АО "Московская акционерная страховая компания" (далее - компания) обратилось с иском к АО "Ейский морской порт" (далее - общество) о взыскании 12 461 рубля 56 копеек страхового возмещения в порядке суброгации, 2 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Решением от 14.10.2022, оставленным без изменения постановлением от 19.12.2022, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. По мнению заявителя, причины повреждения вагона N 59449165, объем повреждений и необходимые виды работ отражены в актах N 1847 и N 1856. Согласно Руководству по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, утвержденному распоряжением ОАО "РЖД" от 26.11.2010 N 2425р, под текущим отцепочным ремонтом вагона понимается ремонт груженого или поврежденного вагона с отцепкой от транзитных и прибывших в разборку поездов или от сформированных составов, переводом в нерабочий парк и подачей на специализированные пути. Такие операции являются обязательным элементом для допуска вагона в ремонт и выхода из ремонта, то есть допуска на пути общего пользования, что означает необходимость несения затрат на эту операцию для констатации восстановления вагона в смысле статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). Кроме того, в соответствии с указанным распоряжением стоимость проведения ТР-2 грузового вагона, включая стоимость используемых запасных частей подрядчика (в случае их использования), определяется, в том числе, стоимостью услуги по оформлению поврежденного грузового вагона, указанной отдельной строкой в РДВ (в случае браковки грузового вагона по кодам повреждения); стоимостью услуги по оформлению рекламационно-претензионной документации грузового вагона (в случае браковки грузового вагона по кодам технологических неисправностей). Следовательно, указанные расходы находятся в непосредственной причинно-следственной связи с действиями общества и необоснованно исключены из числа убытков. Предъявляемая к оплате сумма с учетом НДС является неотъемлемой частью цены, которая подлежит уплате в пользу контрагента по договору (производившему ремонтные работы после страхового случая). Компания выплатила страховое возмещение, которое НДС не облагается, следовательно, доказательств того, что общество может вернуть сумму выплаченного страхового возмещения с кого-то еще, кроме причинителя вреда, не может быть представлено.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на законность и обоснованность вынесенных судебных актов и отклонило ее доводы.
Кассационная жалоба рассматривается судьей единолично без вызова сторон (часть 2 статьи 288.2 Кодекса).
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 07.07.2021 при выполнении погрузочно-разгрузочных работ на 16 пути необщего пользования произошло повреждение вагона N 55810568, принадлежащего ООО "Атлант".
15 июля 2021 при выполнении погрузочно-разгрузочных работ на 56 пути необщего пользования произошло повреждение вагона N 59449165, принадлежащего ООО "Атлант". Повреждения вагонов зафиксированы в актах N 1847 и N 1856 о повреждении вагона. Поврежденное имущество застраховано на момент события в компании по договору страхования от 19.01.2021 N 101/110-4926725. Компания признала произошедшее событие страховым случаем и выплатило страховое возмещение в размере 15 333 рублей 32 копеек, а именно:
- за вагон N 55810568 - 7 666 рублей 66 копеек (платежное поручение от 09.02.2022 N 191131);
- за вагон N 59449165 - 7 666 рублей 66 копеек (платежное поручение от 17.03.2022 N 43060).
Компания направила обществу претензию с требований возместить ущерб.
Общество произвело частичную выплату в размере 2871 рубля 76 копеек, в удовлетворении остальной части выплаты отказано.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения сторон, руководствуясь статьями 15, 210, 387, 965, 1064, 1079 Кодекса, статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 104, 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Как видно из материалов дела, согласно акту о повреждении вагона ВУ-25 N 1856 и акту общей формы ГУ-23 на пути необщего пользования 15.07.2021 поврежден грузовой вагон N 59449165, характер повреждений: оборвана верхняя обвязка кузова по сварке - 30 см. Из содержания расчетно-дефектной ведомости от 16.07.2021 следует, что в отношении грузового вагона проведены следующие виды работ и оказаны услуги: контрольные и регламентные операции - 3697 рублей; окраска сварочных швов и накладок - 192 рубля; сварочные работы, сварной шов - 46 рублей 80 копеек; сварочные работы: подготовка детали к сварке - 40 рублей 58 копеек; сбор за подачу и уборку вагонов - 1156 рублей 50 копеек; оформление поврежденного вагона - 1256 рублей.
Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из того, что контрольно-регламентные (обязательные) работы являются неотъемлемой частью отцепочного ремонта в силу руководящей документации по такому ремонту "РД 32 ЦВ-056-97. Руководящий документ. Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по текущему отцепочному ремонту" (утвержден Министерством путей сообщения Российской Федерации 02.09.1997), но оплачиваются за счет собственника имущества. К обязательным работам относятся как операции контроля - осмотры колесных пар и буксовых узлов, ходовой части, автосцепного устройства, автотормозного оборудования, так и замена, регулировка выявленных неисправностей перечисленных узлов.
Таким образом, на собственника вагонов возложена обязанность по осуществлению текущего отцепочного ремонта в целях безопасности движения по железнодорожным путям. Эти работы связаны с восстановлением естественного износа вагонов, который они получают при обычных условиях эксплуатации. В данном случае расходы на текущий отцепочный ремонт не находятся в причинно-следственной связи с действиями общества, повлекшими повреждение вагонов, и не могут быть возмещены за его счет по правилам статей 15, 1064 Гражданского кодекса.
Кроме того, оформление документов при повреждении вагонов входит в обязанность ОАО "РЖД"; при повреждении спорных вагонов составлены акты формы ВУ-25, в перечне которых указаны конкретные повреждения.
В свою очередь в расчетно-дефектных ведомостях на текущий отцепочный ремонт вагонов имеются ссылки на необходимость проведения работ, не связанных с повреждениями, допущенными ответчиком (оформление поврежденного грузового вагона).
Суды также признали необоснованным требование о возмещении убытков в части взыскания суммы НДС.
В составе убытков, которые несет потерпевшая сторона, ее расходы (из которых складывается сумма убытков) учитываются без НДС, поскольку по своей экономической и правовой природе уплата НДС не уменьшает имущественную сферу плательщика, так как принимается им к вычету и для него уменьшает сумму НДС, которая подлежит уплате в бюджет. НДС является возмещаемым государством налогом и не может быть отнесен к убытку, так как истец документально не доказал, что у страхователя не имелось возможности принять к вычету НДС суммы налога, уплаченные им при осуществлении мероприятий по восстановлению поврежденных вагонов.
Обществу на стадии рассмотрения заявления ООО "Атлант" о выплате страхового возмещения надлежало установить, что заявленные суммы НДС не могли быть приняты к вычету налоговым органом у ООО "Атлант" (то есть представляет собой некомпенсируемые потери (убытки) страхователя). Лицо, имеющее право на вычет, должно знать о его наличии, обязано соблюдать требования законодательства для его получения и не может переложить риск неполучения соответствующих сумм на своего контрагента.
При этом из материалов дела не следует, что ООО "Атлант" не являлось плательщиком НДС либо в силу положений статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации не имело права на применение налогового вычета по ремонтно- восстановительным работам.
Компания не представила в материалы дела каких-либо доказательств данного факта.
Учитывая, что общество удовлетворило требования компании на сумму 2871 рубль 76 копеек за повреждение спорного вагона, суды не нашли оснований для удовлетворения иска.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 данной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены. Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.10.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2022 по делу N А32-36994/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и дальнейшему обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из того, что контрольно-регламентные (обязательные) работы являются неотъемлемой частью отцепочного ремонта в силу руководящей документации по такому ремонту "РД 32 ЦВ-056-97. Руководящий документ. Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по текущему отцепочному ремонту" (утвержден Министерством путей сообщения Российской Федерации 02.09.1997), но оплачиваются за счет собственника имущества. К обязательным работам относятся как операции контроля - осмотры колесных пар и буксовых узлов, ходовой части, автосцепного устройства, автотормозного оборудования, так и замена, регулировка выявленных неисправностей перечисленных узлов.
Таким образом, на собственника вагонов возложена обязанность по осуществлению текущего отцепочного ремонта в целях безопасности движения по железнодорожным путям. Эти работы связаны с восстановлением естественного износа вагонов, который они получают при обычных условиях эксплуатации. В данном случае расходы на текущий отцепочный ремонт не находятся в причинно-следственной связи с действиями общества, повлекшими повреждение вагонов, и не могут быть возмещены за его счет по правилам статей 15, 1064 Гражданского кодекса.
...
Обществу на стадии рассмотрения заявления ООО "Атлант" о выплате страхового возмещения надлежало установить, что заявленные суммы НДС не могли быть приняты к вычету налоговым органом у ООО "Атлант" (то есть представляет собой некомпенсируемые потери (убытки) страхователя). Лицо, имеющее право на вычет, должно знать о его наличии, обязано соблюдать требования законодательства для его получения и не может переложить риск неполучения соответствующих сумм на своего контрагента.
При этом из материалов дела не следует, что ООО "Атлант" не являлось плательщиком НДС либо в силу положений статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации не имело права на применение налогового вычета по ремонтно- восстановительным работам."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 апреля 2023 г. N Ф08-834/23 по делу N А32-36994/2022