г. Краснодар |
|
05 апреля 2023 г. |
Дело N А32-10711/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Алексеева Р.А. и Тамахина А.В., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Новороссийский мазутный терминал" (ИНН 2315153325, ОГРН 1092315002911) - Дедкова Д.А. (доверенность от 22.03.2023) и Хаузовой О.В. (доверенность от 08.02.2023, в отсутствие истца - публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть"" (ИНН 7706107510, ОГРН 1027700043502), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на сайте суда в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2022 по делу N А32-10711/2022, установил следующее.
ПАО "Нефтяная компания "Роснефть"" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Новороссийский мазутный терминал" (далее - терминал) о взыскании 8 047 500 рублей убытков (уточненные требования).
Решением от 02.09.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.11.2022, с ответчика в пользу истца взыскано 5 943 500 рублей убытков и 46 701 рубль расходов по оплате государственной пошлины, в остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты в части отказа во взыскании убытков и удовлетворить иск в полном объеме. Заявитель ссылается на то, что обязанность грузополучателя после выгрузки полностью очистить вагон от остатков всех грузов, опломбировать и привести в транспортное положение детали сливоналивной, запорно-предохранительной арматуры, другого оборудования вагона-цистерны, плотно закрыть клапаны и заглушки сливного прибора установлена Правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденными на 50-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, 21-22.05.2009 (далее - Правила перевозок жидких грузов). Ответственность за очистку вагонов от остатков всех грузов лежит на грузополучателе, если выгрузка груза осуществлялась его средствами. Предоставленные ответчиком акты слива содержат в себе информацию о дате проведения работ по сливу груза из цистерн и не доказывают сверхнормативный простой вагонов в связи с оформлением документов в ремонт. Ответчик документально не опроверг произведенные истцом расчеты, несмотря на то, что по условиям договора именно на терминале лежит обязанность в случае несогласия с данными истца о датах отправки порожних вагонов, представить доказательства их несоответствия. Вывод судов о том, что слив груза из вагонов не производится без получения основного документа (железнодорожной накладной) несостоятелен. Истец не является участником правоотношений между ответчиком и иными лицами, в том числе, с перевозчиком, ввиду чего на компанию не могут быть возложены негативные последствия несоблюдения данными лицами обязательств перед ответчиком.
В отзыве на кассационную жалобу терминал указал на несостоятельность ее доводов, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что компания (заказчик) и терминал (экспедитор) заключили договор от 05.02.2015 N 100014/11852Д (далее - договор), по условиям которого экспедитор обязался в порядке и на условиях, определенных договором, в соответствии с заданием на экспедирование, оказать заказчику комплекс транспортно-экспедиционных услуг, связанных с международной перевозкой экспортных партий грузов (нефтепродуктов), включая оказание услуг непосредственно на терминале и организацию перевалки нефтепродуктов на танкеры на морском терминале, а заказчик обязался передавать экспедитору определенные условиями договора объемы нефтепродуктов, обеспечивать их вывоз с морского терминала танкерами. Экспедитор принимает на себя обязательства по оказанию услуг с момента приема грузов заказчика от перевозчика и слива их в резервуары на терминале до момента непосредственной погрузки груза на борт предоставленного заказчиком танкера.
В соответствии с пунктом 4.12 договора экспедитор обязуется обеспечить выгрузку нефтепродукта из вагона и отправку в порожнем состоянии в течение 48 часов, начиная с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем прибытия вагона на станцию Новороссийск.
В случае превышения по вине экспедитора нормативного срока возврата цистерн заказчика, экспедитор несет ответственность в размере реального ущерба за каждый задержанный вагон в сутки, в том числе, за неполные сутки (пункт 8.7 договора). Экспедитор несет ответственность перед заказчиком в размере документально подтвержденного ущерба, в том числе, и по ущербу заказчика перед третьими лицами (пункт 8.9 договора). Для обоснования и подтверждения прямых и косвенных убытков, в том числе и перед третьими лицами, заказчик обязан предоставить экспедитору следующие документы: документы, подтверждающие факт возникновения и размер штрафов или убытков; калькуляцию, на основании которой рассчитан размер штрафов или убытков; документы, подтверждающие счет на оплату штрафов или убытков (пункт 8.10 договора). Экспедитор безусловно обязуется надлежащим образом и в полном объеме возместить заказчику понесенные последним затраты в связи с уплатой штрафных сумм (возмещением ущерба и т.п.) в срок не позднее пяти рабочих дней с даты предъявления заказчиком экспедитору соответствующего требования, оформленного в соответствии с условиями договора, и предоставления соответствующих доказательств (пункт 8.11 договора). В случае несогласия экспедитора с калькуляцией заказчика, определенной в пункте 8.10 договора, экспедитор направляет заказчику аргументированное возражение в срок не позднее 30 дней с момента получения экспедитором соответствующего требования заказчика (пункт 8.12 договора).
В период с марта по октябрь 2021 года в рамках указанного договора осуществлялась отгрузка нефтепродуктов.
В соответствии с договором транспортной экспедиции от 26.10.2017 N 4350017/0537Д100017/07207Д, заключенным между компанией и АО "РН-Транс" (экспедитор), последним оказаны транспортно-экспедиционные услуги, связанные с транспортировкой продукции истца.
По условиям договора транспортной экспедиции компания обязалась обеспечить выгрузку цистерн АО "РН-Транс" на станции назначения в течение двух суток с момента их прибытия к грузополучателю.
В связи с неисполнением указанной обязанности АО "РН-Транс" в адрес компании направлены претензии об уплате неустойки за превышение норм слива (выгрузки) вагонов-цистерн АО "РН-Транс" на общую сумму 8 047 500 рублей.
Истец направил ответчику претензии о возмещении убытков, причиненных превышением нормативного срока выгрузки продукции.
Поскольку в добровольном порядке убытки ответчиком не возмещены, компания обратилась в арбитражный суд с иском.
В соответствии со статьей 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
По смыслу статей 15 и 393 Кодекса убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательства, возмещаются при доказанности размера ущерба, вины причинителя и наличия причинно-следственной связи между нарушением обязательства и убытками.
Согласно пункту 2 статьи 15 Кодекса под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе транспортные железнодорожные накладные и контррасчет ответчика, произведенный с учетом дополнительного соглашения от 27.05.2019 N 006 к договору, установив, что истцом необоснованно предъявлена ко взысканию сумма убытков в размере 2 104 тыс. рублей, суды удовлетворили иск на сумму 5 943 500 рублей.
Проверив расчет истца, суды установили, что задержка части вагонов произошла не по вине ответчика, что исключает ответственность терминала за увеличение времени слива и подтверждает необоснованность предъявления истцом требований на сумму 210 тыс. рублей. Так, часть вагонов фактически прибывала на станцию назначения по досылочной дорожной ведомости в связи с их отцеплением на промежуточных станциях в пути следования по различным причинам, не зависящим от действий (бездействий) терминала. Факт отцепления вагонов подтверждается транспортными железнодорожными накладными, в которых ОАО "РЖД" (перевозчик) сделаны соответствующие отметки. Отцепление вагонов в пути следования привело к тому, что указанные вагоны прибыли на станцию назначения позже основного состава. Также после слива нефтепродуктов в вагонах были обнаружены остатки груза, в результате чего вагоны поданы повторно. По окончании повторного слива обнаружено, что в вагонах находятся несливаемые остатки от ранних перевозок.
Часть вагонов (строки N 1751-1761, 2097, 2099, 2103, 2105-2107, 2112, 2113, 2117, 2118, 2120, 2129, 2130 контрасчета) направлена в адрес терминала с опозданием на танкерную позицию по причинам, не зависящим от грузополучателя, после чего вагоны были переадресованы истцом в другое направление. Представленной в материалы дела перепиской подтверждается, что часть вагонов простаивала в ожидании от АО "РН-Транс" решения на переадресацию. Время возврата вагонов, указанных в расчете, увеличено по причине их простоя в ожидании оформления документов в ремонт (акты слива представлены в материалы дела).
Доводы истца об ошибочности вывода суда первой инстанции о невозможности слива груза из вагонов без получения железнодорожной накладной, отклонен судом апелляционной инстанции со ссылкой на пункт 6 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС от 18.06.2003 N 29, согласно которому для осуществления выдачи груза грузополучателю (терминал) выдается оригинал транспортной железнодорожной накладной в порядке, установленном правилами заполнения перевозочных документов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Таким образом, выдача оригинала накладной грузополучателю означает фактическую выдачу груза и, следовательно, груз (вагоны с нефтепродуктами истца), прибывший в отцепленных вагонах, мог быть получен ответчиком (грузополучателем) и поставлен под слив только после получения основного документа - железнодорожной накладной.
Дата выдачи оригинала железнодорожной накладной указана в графе "Календарные штемпеля" и соответствует дате, указанной в контррасчете ответчика.
В столбце "Фактическая дата прибытия вагона или основной накладной" указана дата фактического прибытия основного документа в адрес ответчика, после чего вагоны смогли подать под слив на эстакаду терминала.
Таким образом, в представленном истцом расчете указаны некорректные даты прибытия вагонов на станцию назначения, и, как следствие, некорректное количество дней сверхнормативного простоя вагонов и суммы штрафа.
Суды также установили, что с 01.01.2019 по 25.11.2019 максимальный срок нахождения вагонов в составе группы вагонов (в количестве менее 52 вагонов) на станции назначения (выгрузки) составлял 72 часа, тогда как расчет истцом составлен исходя из расчетного времени, равного 48 часам.
В соответствии с дополнительным соглашением от 27.05.2019 N 006 к договору в случае прибытия вагонов на станцию назначения (выгрузки) в составе группы вагонов (в количестве менее 52 вагонов), а не в составе отправительских или технических маршрутов, срок нахождения вагонов на станции назначения (выгрузки) составляет не более 72 часов. Данный срок исчисляется с 00:00 часов дня, следующего за днем прибытия груженого вагона на станцию назначения (выгрузки) до передачи порожнего вагона перевозчику. Данное дополнительное соглашение распространяет свое действие на правоотношения сторон, начиная с 01.01.2019 (пункт 31 соглашения).
Установив эти обстоятельства, суды откорректировали сверхнормативное время возврата порожних вагонов и уменьшили сумму предъявленных убытков на 1 540 500 рублей.
Учитывая изложенное, суды правомерно произвели перерасчет убытков и удовлетворили иск в части на сумму 5 943 500 рублей.
Выводы судов сделаны при полном исследовании обстоятельств дела, оценке всех представленных доказательств. Доказательств, опровергающих эти выводы, истец не представил.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которая выходит за пределы полномочий окружного суда.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2022 по делу N А32-10711/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
По смыслу статей 15 и 393 Кодекса убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательства, возмещаются при доказанности размера ущерба, вины причинителя и наличия причинно-следственной связи между нарушением обязательства и убытками.
Согласно пункту 2 статьи 15 Кодекса под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 апреля 2023 г. N Ф08-1274/23 по делу N А32-10711/2022