г. Краснодар |
|
06 апреля 2023 г. |
Дело N А25-3029/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Бабаевой О.В. и Малыхиной М.Н., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (ОГРН 1180917004575, ИНН 0917035935), ответчика - администрации Усть -Джегутинского муниципального района (ОГРН 1060916000331, ИНН 0916001362), третьего лица - Усть-Джегутинского муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение по водоснабжению и водоотведению в Усть-Джегутинском муниципальном районе" в лице конкурсного управляющего Сентюрина Михаила Владимировича, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 16.08.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2022 по делу N А25-3029/2021, установил следующее.
ООО "Водоканал" (далее - общество, водоканал) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации Усть-Джегутинского муниципального района (далее - администрация) о взыскании 7 640 173 рублей задолженности по договору о переводе долга от 05.10.2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Усть-Джегутинское муниципальное унитарное предприятие "Производственное объединение по водоснабжению и водоотведению в Усть-Джегутинском муниципальном районе" (далее - предприятие) в лице конкурсного управляющего Сентюрина М.В.
Решением суда от 16.08.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.11.2022, в иске отказано.
В кассационной жалобе водоканал просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Податель жалобы указывает на несущественность условия договора о переводе долга об источнике финансирования. В рассматриваемом случае, по мнению водоканала, обязанность ответчика по оплате задолженности сохраняется в независимости от источника финансирования. Суды не оценили причины включения органом местного самоуправления в договор условия о нецелевом расходовании денежных средств. Водоканал полагает, что предпринятые администрацией действия по направлению на расчетный счет истца целевых денежных средств, в перечислении которых органом казначейства отказано по причине нарушения бюджетной дисциплины, направлены на создание видимости исполнения договора о переводе долга. В действиях администрации очевидно злоупотребление правом.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что водоканал (организация канализационного хозяйства), и предприятие (абонент) заключили договор водоотведения от 01.01.2020 N 702962 (далее - договор), в соответствии с которым организация канализационного хозяйства обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент - соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, установленные договором.
Расчетный период - календарный месяц, абонент оплачивает услуги водоотведения в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 8 договора).
Во исполнение договора истец осуществлял прием сточных вод абонента, что подтверждается представленными УПД от 31.01.2021 N В00000212, от 28.02.2021 N В00001555, от 31.03.2021 N В-00002995, от 30.04.20221 N В-00004442, от 31.05.2022 N В000005904, от 30.06.2021 N В-00008154, от 31.07.2021 N В-00008986.
Поскольку абонентом обязательства по оплате оказанных услуг не исполнялись надлежащим образом, за ним образовалась задолженность в размере 13 144 520 рублей 13 копеек, что подтверждается актом сверки за период с 01.01.2021 по 30.09.2021, подписанном сторонами и скрепленном печатями организаций.
В связи с наличием непогашенной задолженности истец направил в адрес предприятия, администрации, министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства по Карачаево-Черкесской Республике (далее - министерство), ГУ МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике, управления Роспотребнадзора по Карачаево-Черкесской Республике, администрации Усть-Джегутинского городского поселения уведомление от 22.09.2021 N 957 о временном прекращении водоотведения и/или об отказе от исполнения обязательств по договору водоотведения.
Письмом от 11.10.2021 N ИВ-194-2341 ГУ МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике обратилось в администрацию с просьбой предотвращения возможной чрезвычайной ситуации, обусловленной ограничением приема сточных вод.
Управление Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности письмом от 28.09.2021 N 1055-02-02 указало администрации на критическую ситуацию на производственных объектах предприятия и прилегающих территориях, связанную с угрозой выхода сточных вод из канализационных магистралей и затопления прилегающих территорий, что в свою очередь, может иметь негативные последствия экологического и эпидемиологического характера.
Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора вынесло предприятию предостережение от 28.09.2021 N 64 о недопустимости нарушения обязательных требований и предложило принять меры по недопущению незаконного сброса сточных вод в водные объекты, не подвергшихся санитарной очистке и обезвреживанию.
В свою очередь, министерство в письме от 29.09.2021 N 4101/2 просило администрацию обеспечить оплату возникшей задолженности за прием сточных вод перед истцом и принять в дальнейшем необходимые меры по недопущению подобных ситуаций.
Администрация в письме от 01.10.2021 N 3229 в целях предотвращения угрозы негативного воздействия на окружающую среду сточными водами уведомила о необходимости заключения договора о переводе части долга предприятия перед водоканалом на администрацию с оплатой задолженности за счет средств субвенций, предоставляемых из республиканского бюджета министерством по договору от 17.08.2021 N 72 "О предоставлении субвенций на компенсацию выпадающих доходов по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек в связи с государственным регулированием органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предоставляемые населению".
Предприятие письмом от 01.10.2021 N 2181 направило в администрацию на рассмотрение и подписание проект договора о переводе долга с целью частичного погашения задолженности перед истцом за счет средств субсидий, предусмотренных в бюджете Усть-Джегутинского муниципального района на указанные цели.
5 октября 2021 года предприятие (первоначальный должник), водоканал (кредитор) и администрация (новый должник) заключили договор о переводе долга (далее - договор о переводе долга), по которому новый должник принял на себя обязательство по оплате части задолженности первоначального должника в размере 7 640 173 рубля перед кредитором по договору водоотведения от 01.01.2020 N 702962, заключенному между первоначальным должником и кредитором. Согласно пункту 1.4 договора о переводе долга оплата новым должником задолженности первоначального должника осуществляется за счет целевых средств, предусмотренных в бюджете Усть-Джегутинского муниципального района на компенсацию выпадающих доходов для первоначального должника. Новый должник обязуется погасить кредитору задолженность, указанную в договоре, в срок не позднее 15 дней с момента подписания договора (пункт 4.1 договора о переводе долга).
В связи с неисполнением администрацией обязательства по договору о переводе долга истец обратился к ответчику с претензией от 22.10.2021 об уплате задолженности.
Письмом от 08.11.2021 N 3549 в ответ на претензию администрация сообщила, что во исполнение условий договора о переводе долга сформировано бюджетное обязательство и направлено в УФК по Карачаево-Черкесской Республике, которым бюджетное обязательство отклонено по причине несоответствия условий договора действующему законодательству. В связи с подачей в отношении предприятия заявления о несостоятельности (банкротстве), указанная сделка подпадает под нормы законодательства о банкротстве и может быть признана недействительной по причине того, что влечет за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами и приводит к нарушению очередности удовлетворения требований иных кредиторов, возникших до заключения указанного договора.
Неисполнение администрацией обязательства по договору о переводе долга послужило основанием для обращения водоканала в арбитражный суд с иском.
Разрешая спор, руководствуясь статьями 28, 38, 78, 140, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), Законом Карачаево-Черкесской Республики от 25.04.2014 N 18-РЗ "О наделении органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики отдельными государственными полномочиями Карачаево-Черкесской Республики в сфере жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 18-РЗ), суды сделали вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Суды установили, что во исполнение договора о переводе долга администрация сформировала бюджетное обязательство, которое направило для исполнения в УФК по Карачаево-Черкесской Республике. В уведомлении (протоколе) от 19.10.2021 N 263 УФК по Карачаево-Черкесской Республике указало, что Законом N 18-РЗ предусмотрено предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований на предоставление субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям коммунального комплекса муниципальной формы собственности, представляющим населению на территории муниципального образования коммунальные услуги по теплоснабжению, холодному и горячему водоснабжению и водоотведению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек. Предоставленный договор о переводе долга противоречит вышеуказанному республиканскому Закону.
В связи с отказом органа казначейства в перечислении субсидии на расчетный счет истца, платежным поручением от 27.12.2021 N 401104 денежные средства в размере 7 450 968 рублей перечислены администрацией непосредственно предприятию с указанием в назначении платежа целевой направленности денежных средств.
Суды приняли во внимание, что определением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 08.10.2021 по делу N А25-2725/2021 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия.
Определением суда от 24.11.2021 по названному делу в отношении предприятия введена процедура наблюдения сроком на четыре месяца, временным управляющим утвержден Сентюрин М.В.
Решением суда от 22.03.2022 по делу N А25-2725/2021 должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Сентюрин М.В.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленных данным Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.
Поскольку на момент перечисления администрацией названных денежных средств предприятие находилось в процедуре банкротства - наблюдении, перечисленная сумма распределена на погашение текущей задолженности перед водоканалом (1 895 231 рубль 60 копеек - задолженность за октябрь, ноябрь 2021 года) и иными кредиторами (ПАО "Россети Северный Кавказ" - 4 002 606 рублей 48 копеек, министерство природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики - 700 тыс. рублей, УФНС по Карачаево-Черкесской Республике - 660 тыс. рублей).
Согласно пунктам 1.4 и 2.2.2 договора о переводе долга ответчик обязался оплатить задолженность третьего лица перед истцом за счет целевых средств, предусмотренных в бюджете муниципального района на компенсацию выпадающих доходов для предприятия, предоставляемых главным распорядителем из республиканского бюджета.
Суды указали на информированность общества об источнике финансирования и целевом назначении денежных средств, которые должны быть направлены ответчиком на частичное погашение задолженности предприятия, иного источника финансирования у органа местного самоуправления на целевое расходование в силу закона быть не могло.
Установив принятие администрацией мер по исполнению обязательства по договору о переводе долга, учитывая фактическое перечисление спорных денежных средств на счет предприятия, суды сделали вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Доводы водоканала о том, что независимо от источника финансирования ответчик обязан исполнить перед истцом обязательства по договору о переводе долга, поскольку этот договор является действующим и не признан недействительным, отклонены апелляционным судом со ссылкой на перечисление денежных средств на счета предприятия в соответствии с положениями бюджетного законодательства и не свидетельствует о недобросовестном поведении администрации.
Этот вывод суда сделан без оценки договора о переводе долга, который в силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожной сделкой ввиду противоречия его нормам бюджетного законодательства, предусматривающего необходимость целевого использования средств бюджета муниципального образования и соблюдения порядка расходования бюджетных средств.
Вместе с тем данное обстоятельство не повлияло на правильность вывода судов об отказе в иске.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, свидетельствуют о неправильном толковании водоканалом норм действующего законодательства и направлены на переоценку обстоятельств, установленных нижестоящими судами, что исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 16.08.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2022 по делу N А25-3029/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленных данным Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.
...
Доводы водоканала о том, что независимо от источника финансирования ответчик обязан исполнить перед истцом обязательства по договору о переводе долга, поскольку этот договор является действующим и не признан недействительным, отклонены апелляционным судом со ссылкой на перечисление денежных средств на счета предприятия в соответствии с положениями бюджетного законодательства и не свидетельствует о недобросовестном поведении администрации.
Этот вывод суда сделан без оценки договора о переводе долга, который в силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожной сделкой ввиду противоречия его нормам бюджетного законодательства, предусматривающего необходимость целевого использования средств бюджета муниципального образования и соблюдения порядка расходования бюджетных средств."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 апреля 2023 г. N Ф08-1537/23 по делу N А25-3029/2021