г. Краснодар |
|
07 апреля 2023 г. |
Дело N А53-15370/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Малыхиной М.Н., судей Алексеева Р.А. и Тамахина А.В., в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Многопрофильное хозрасчетное объединение "Рассвет"" (ИНН 2315010334, ОГРН 1022302381188), ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Многопрофильное хозрасчетное объединение "Рассвет"" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.10.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2022 по делу N А53-15370/2022, установил следующее.
ООО МХО "Рассвет" (далее - общество) обратилось в суд с исковым заявлением к ОАО "РЖД" (далее - железная дорога) о взыскании 183 537 рублей 96 копеек неустойки за просрочку доставки груза по транспортным железнодорожным накладным N ЭЖ161611, ЭЖ176130 и ЭЖ418723 (уточненные требования).
Решением суда от 10.10.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.12.2022, исковые требования удовлетворены частично. С железной дороги в пользу общества взыскано 21 295 рублей 18 копеек неустойки, а также 1078 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано. Суды пришли к выводу, что срок доставки груза нарушен только по транспортной железнодорожной накладной N ЭЖ418723 и удовлетворили ходатайство ответчика о снижении неустойки.
Общество обжаловало указанные судебные акты в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
По мнению заявителя, заключенный сторонами договор на увеличение срока доставки груза от 25.03.2016 N 539/ТЦФТО/ГП расторгнут обществом в одностороннем порядке с 11.04.2018, следовательно, у железной дороги не имелось оснований продлевать срок доставки груза по спорным накладным. Общество не участвует в отправлении груза и оформлении перевозочных документов и, как следствие, не может возразить против наличия каких-либо оснований о продлении срока доставки груза. Железная дорога злоупотребляет правами, используя расторгнутый договор на увеличение срока доставки груза. Общество и грузоотправитель не являются собственником вагонов или лицом, владеющим вагонами на полученном от собственника титульном праве, а доказательства получения согласия от собственника вагонов на продление сроков доставки груза, железной дорогой не представлены. Суды необоснованно уменьшили размер подлежащей взысканию неустойки, оснований для применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не имелось.
В отзыве на кассационную жалобу железная дорога опровергает доводы общества, ссылается на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Общество направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанции, железная дорога осуществляла доставку груза в вагонах в октябре - ноябре 2021 года в адрес общества, при этом перевозчиком допущена просрочка в доставке груженых вагонов, что подтверждается представленными в материалы дела железнодорожными накладными.
В связи с тем, что ответчик допустил просрочку по доставке груженых вагонов, общество на основании статьи 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) начислило пени в размере 183 537 рублей 96 копеек по транспортным железнодорожным накладным.
Поскольку железная дорога не уплатила спорную сумму в добровольном порядке на основании выставленной претензии, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 785 и 792 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статей 29, 33, 97 Устава, Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245), и, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и доводы сторон, установили факт прибытия груза по накладной N ЭЖ418723 на станцию назначения с нарушением срока доставки и возложили на железную дорогу ответственность за указанное нарушение, снизив размер неустойки по ходатайству ответчика согласно статье 333 Кодекса. По железнодорожным накладным N ЭЖ161611 и ЭЖ176130 суды доводы о нарушении срока доставки отклонили, учитывая согласование увеличенного срока доставки грузоотправителем.
В соответствии со статьей 792 Кодекса перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков -в разумный срок.
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (пункт 1 статьи 793 Кодекса).
Согласно статье 33 Устава перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
По смыслу пункта 2.1 Правил N 245 нормативный срок доставки грузов, порожних контейнеров и порожних вагонов исчисляется на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния перевозки, за которое в соответствии с Уставом рассчитывается плата за перевозку, в зависимости от вида отправки и скорости перевозки. Нормативный срок доставки изменяется в случаях, перечисленных в этих Правилах.
Пунктом 15 Правил N 245 установлено, что перевозчик и грузоотправители, отправители порожних вагонов могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены этими Правилами, сроки доставки грузов, порожних вагонов, о чем делается отметка в графе накладной "Особые заявления и отметки отправителя". Договорный срок доставки в пути следования увеличивается перевозчиком в соответствии с названными Правилами.
Следовательно, увеличение срока доставки груза возможно по соглашению сторон.
При этом согласия истца - грузополучателя на увеличение срока доставки груза не требуется, поскольку вагоны, в которых перевозился груз, грузополучателю не принадлежат (пункт 17 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2022).
Правом на взыскание данного штрафа с перевозчика наделены как грузоотправитель, так и грузополучатель (статья 120 Устава).
Согласно статье 25 Устава при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта утверждает единые формы перевозочных документов на перевозки грузов.
Соответствующие формы, включая форму железнодорожной накладной, утверждены приказом Минтранса России от 19.06.2019 N 191.
Согласно пункту 127 Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения, утвержденных приказом Минтранса России от 27.07.2020 N 256, графа 6 транспортной железнодорожной накладной "Срок доставки истекает" заполняется перевозчиком на станции отправления, а графа 87 "Особые заявления и отметки грузоотправителя (отправителя)" заполняется грузоотправителем (отправителем) на станции отправления и содержит в числе прочих сведения о наличии соглашения, предусматривающего договорный срок доставки.
Согласно условиям типовой формы соответствующего договора, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 26.02.2020 N 400/р, заказчик при оформлении перевозочных документов на отправку грузов на обороте накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя" проставляет (указывает) номер соответствующего договора и согласованное в нем количество суток, на которое изменяется срок доставки. Перевозчик при приеме перевозочных документов на отправку грузов на лицевой стороне накладной проставляет (указывает) рассчитанный в соответствии с Правилами N 245 срок доставки с учетом сведений в графе "Особые заявления и отметки отправителя" (пункты 2.1 и 2.2 договора).
По смыслу приведенных норм права и положений статьи 434 Гражданского кодекса наличие сведений о продлении срока доставки груза в графе железнодорожной накладной "Особые заявления и отметки отправителя" презюмирует проставление такой отметки грузоотправителем и, соответственно, согласование им увеличения срока доставки груза вне зависимости, в частности, от следующих обстоятельств:
- наличие либо отсутствие отдельного письменного договора между перевозчиком и грузоотправителем на увеличение сроков доставки грузов, сохранение соответствующим договором при его наличии действия на момент спорной грузоперевозки;
- наличие отдельного письменного договора на продление сроков, заключенного между перевозчиком и грузополучателем в нарушение названных требований, прекращение действия такого договора на момент спорной грузоперевозки.
Иными словами проставление названной отметки есть отдельный акт волеизъявления грузоотправителя на увеличение сроков доставки груза. При этом не имеет правового значения то основание, которое приведено грузоотправителем при согласовании увеличения сроков доставки груза с перевозчиком, юридически значимо и достаточно само по себе выражение грузоотправителем воли на увеличение сроков доставки груза, оформленное путем проставления соответствующей отметки и согласованное перевозчиком путем указания срока доставки в графе 6 транспортной железнодорожной накладной.
Суды установили, что по железнодорожным накладным N ЭЖ161611 и ЭЖ176130 в графе особых отметок грузоотправителя имеется указание на увеличение срока доставки на 15 суток, ввиду чего согласованный сторонами договора перевозки срок доставки истекал 15.11.2021, фактически вагоны прибыли 09.11.2021, в связи с чем просрочка не допущена, оснований для начисления пеней по данным накладным не имеется.
При таких обстоятельствах ссылка общества на уведомление им ответчика о расторжении договора от 25.03.2016 N 539/ТЦФТО/ГП не имеет правового значения.
Суды также приняли во внимание доводы железной дороги о чрезмерности начисленных за просрочку доставки груза по транспортной железнодорожной накладной N ЭЖ418723 пеней.
Принимая во внимание обстоятельства дела, размер неустойки в связи с несвоевременной доставкой вагонов, период просрочки в доставке груза, отсутствие в материалах дела доказательств причинения обществу убытков ввиду допущенного железной дорогой нарушения сроков доставки вагонов, в целях соблюдения баланса между применяемой мерой ответственности и последствиями ненадлежащего исполнения принятого ответчиком обязательства, а также во избежание превращения института неустойки в способ обогащения кредитора вопреки ее компенсационной функции, суд первой инстанции установил наличие оснований для уменьшения размер неустойки до 21 295 рублей 18 копеек (на 30 %).
Довод о неправомерном снижении размера неустойки отклоняется судом кассационной инстанции.
Прерогатива исследования доказательств и оценки обстоятельств несоразмерности неустойки наступившим от нарушения обязательства последствиям предоставлена Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации судам первой и апелляционной инстанций.
В абзаце третьем пункта 72 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено следующее. Основаниями для отмены в кассационном порядке судебного акта в части, касающейся уменьшения неустойки по правилам статьи 333 Кодекса, могут являться нарушение или неправильное применение норм материального права (пункт 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). К ним, в частности, относятся нарушение требований пункта 6 статьи 395 Кодекса, когда сумма неустойки за просрочку исполнения денежного обязательства снижена ниже предела, установленного пунктом 1 статьи 395 Кодекса, или уменьшение неустойки в отсутствие заявления в случаях, установленных пунктом 1 статьи 333 Кодекса.
Данные, а также иные нарушения применения правил о снижении неустойки судом округа не установлены.
Приведенные заявителем доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов, выражают несогласие с оценкой доказательств по делу и по существу направлены на их переоценку, которая в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.10.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2022 по делу N А53-15370/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно условиям типовой формы соответствующего договора, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 26.02.2020 N 400/р, заказчик при оформлении перевозочных документов на отправку грузов на обороте накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя" проставляет (указывает) номер соответствующего договора и согласованное в нем количество суток, на которое изменяется срок доставки. Перевозчик при приеме перевозочных документов на отправку грузов на лицевой стороне накладной проставляет (указывает) рассчитанный в соответствии с Правилами N 245 срок доставки с учетом сведений в графе "Особые заявления и отметки отправителя" (пункты 2.1 и 2.2 договора).
По смыслу приведенных норм права и положений статьи 434 Гражданского кодекса наличие сведений о продлении срока доставки груза в графе железнодорожной накладной "Особые заявления и отметки отправителя" презюмирует проставление такой отметки грузоотправителем и, соответственно, согласование им увеличения срока доставки груза вне зависимости, в частности, от следующих обстоятельств:"
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 апреля 2023 г. N Ф08-1540/23 по делу N А53-15370/2022