г. Краснодар |
|
10 апреля 2023 г. |
Дело N А15-1361/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от истца - индивидуальный предприниматель Мурсалова Бекира Имрановича (ИНН 050401465100, ОГРНИП 304050407500029) - Мурсалова Б.И. (паспорт), в отсутствие ответчика - администрации сельского поселения "Сельсовет Ахтынский" Ахтынского района Республики Дагестан (ИНН 0504005047, ОГРН 1030500604705), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан, департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу, администрации муниципального района "Ахтынский район" Республики Дагестан, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мурсалова Б.И. на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2022 по делу N А15-1361/2022, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Мурсалов Б.И. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения "Сельсовет Ахтынский" Ахтынского района Республики Дагестан (далее - администрация поселения) о признании преимущественного права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного в местности Комун-яд, с. Ахты, Ахтынского района, а также о возложении на ответчика обязанности заключить с истцом соответствующий договор аренды земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан, департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу, администрация муниципального района "Ахтынский район" Республики Дагестан (далее - администрация района).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 04.08.2022 исковое заявление удовлетворено. На администрацию поселения возложена обязанность в десятидневный срок с момента вступления в силу судебного акта заключить с предпринимателем договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: местность Комун-яд, с. Ахты, Ахтынского района Республики Дагестан, площадью 0,16 кв. км, для геологического изучения, разведки и добычи минеральных подземных вод для промышленного розлива на участке недр Комун-яд.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2022 решение от 04.08.2022 отменено. По делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления предпринимателя. Апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии у администрации поселения полномочий по распоряжению испрашиваемым участком. Более того, такой земельный участок не сформирован, не поставлен на государственный кадастровый учет и не находится в собственности сельского поселения "Сельсовет Ахтынский". В данном случае порядок предоставления включает в себя подготовку схемы расположения земельного участка, подлежащего образованию, подачу заявления о предварительном согласовании предоставления участка, принятие решения о предварительном согласовании такого предоставления, обеспечение выполнения кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, подачу заявления о предоставлении участка и заключение договора аренды (статья 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс). К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (подпункт 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса), одним из которых является выдержка из лицензии на пользование недрами, подтверждающая границы горного отвода (пункт 46 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1). В рамках спорных правоотношений указанная процедура не соблюдена. С заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка предприниматель в уполномоченный орган не обращался. По результатам прокурорской проверки установлено, что процедура разграничения государственной собственности на землю в отношении участка, предоставленного по лицензии серии МАХ N 00584 МР, не проведена, что препятствует предоставлению участка предпринимателю. Также установлено, что в границах этого земельного участка сформированы другие земельные участки (05:22:000013:97, 05:22:000013:125), права на которые зарегистрированы за третьими лицами, возведен объект капитального строительства (стена, разделяющая участок). Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А15-661/2022 удовлетворены требования Гаджиевой С-Х.М. о признании недействительным постановления администрации поселения от 23.11.2021 N 179 в части изъятия для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 05:22:000013:97, находящегося на территории сельского поселения "сельсовет Ахтынский" и необходимого для ведения работ, связанных с пользованием недрами согласно лицензии серии МАХ N 00584 МР. Доказательства, свидетельствующие о том, что на дату вынесения судом решения по настоящему делу, испрашиваемый участок был освобожден от прав и объектов, принадлежащих третьим лицам, в деле отсутствуют.
Предприниматель обжаловал постановление апелляционного суда в соответствии с правилами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Податель жалобы указывает, что администрация поселения обладает правом распоряжения земельными участками в границах горного отвода. С заявлением о предварительном согласовании предоставления участка предприниматель обращался в администрацию поселения.
Отзывы на кассационную жалобу в суд округа не поступили.
В судебном заседании предприниматель на удовлетворении кассационной жалобы настаивал.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав предпринимателя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как видно из материалов дела, предприниматель является пользователем недр на основании лицензии серии МАХ N 00584 МР от 20.06.2012, выданной управлением по недропользованию по Республике Дагестан с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча минеральных подземных вод для промышленного розлива на участке Комун-яд, расположенном на территории муниципального образования Ахтынский район Республики Дагестан. Срок действия лицензии - до 20.06.2037.
В разделе 2 приложения N 1 к лицензии определены границы участка недр - ограничены контуром прямых линий с приведенными географическими координатами соединяющих их угловых точек. Указано, что площадь участка недр составляет 0,16 кв. км. Участку недр придается статус геологического отвода на период геологического изучения. В случае открытия месторождения на период разведки и подготовки месторождения к промышленному освоению участку недр придается статус горного отвода. На период добычи участку недр придается статус горного отвода в уточненных границах месторождения, не выходящих за границы лицензионного участка.
Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляется в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
Дополнением N 1 внесены изменения в лицензию серию МАХ N 00584 МР. Абзац 8 бланка лицензии изложен в следующей редакции: "Участок недр имеет статус - горного отвода"; пункт 2.2. приложения N 1 к лицензии изложен в следующей редакции: "Участок недр имеет статус горного отвода. На период добычи с ограничением по глубине нижней границей подсчета запасов" (л. д. 26).
10 августа 2020 года предприниматель обратился к главе муниципального образования "Ахтынский район" с заявлением о заключении договора долгосрочной аренды земельного участка для геологического изучения, разведки и добычи минеральных подземных вод на основании лицензии серии МАХ N 00584 МР.
В письме от 17.08.2020 глава района сообщил, что испрашиваемый участок находится в муниципальной собственности сельского поселения "Сельсовет Ахтынский".
С заявлением о заключении договора предприниматель обратился в администрацию поселения.
Письмом от 16.09.2020 администрация поселения отказала в заключении договора. Отказ мотивирован тем, что в заявлении не указаны основания предоставления земельного участка без проведения торгов и иные сведения, указанные в пункте 1 статьи 39.17 Земельного кодекса.
Предприниматель 07.10.2020 повторно обратился в администрацию поселения с заявлением о заключении договора, указав в качестве основания предоставления земельного участка без проведения торгов подпункт 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Письмом от 15.10.2020 администрация поселения отказала в удовлетворении заявления, поскольку в координатах границ испрашиваемого участка располагаются земельные участки граждан сельского поселения, кладбище с. Хкем, общественная баня. Также указано, что к заявлению должна быть приложена схема расположения участка на кадастровом плане территории.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя с исковым заявлением в арбитражный суд.
Законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" содержатся разъяснения относительно применения возможных способов восстановления нарушенных прав лиц, обладающим правом на заключение соответствующего договора в отношении земельного участка, находящегося в публичной собственности. Такое лицо может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Кодекса. В случае признания действий (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконными, суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок заявителю.
В этом же пункте указано, что при рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
В соответствии со статьей 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для ведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.
Согласно пункту 1 статьи 39.14 Земельного кодекса предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Законом о государственной регистрации недвижимости.
Статьей 11.10 Земельного кодекса установлено, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ каждого образуемого земельного участка с указанием их площади (пункт 1). Ее подготовка осуществляется с учетом, в том числе документов территориального планирования, местоположения границ земельных участков (пункт 2), обеспечивается уполномоченным органом (пункт 3), а в целях образования участка для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином, юридическим лицом (пункт 4).
Статьей 39.15 Земельного кодекса регламентирована процедура предварительного согласования предоставления земельного участка. В соответствии с пунктом 3 статьи 39.15 Земельного кодекса в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 данной статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 этой статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса).
Использование земельных участков для добычи полезных ископаемых может осуществляться только в соответствии с Законом о недрах. Земельные участки для добычи полезных ископаемых предоставляются в аренду в особом порядке (без учета градостроительного регламента территориальной зоны), а условия использования земельного участка определены лицензий на право пользования недрами.
В силу статьи 9 Закона о недрах заявитель, имеющий лицензию на пользование недрами, является пользователем недр. Согласно 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых и является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия на право пользования недрами в качестве неотъемлемой составной части содержит указание границ участка недр, предоставляемого в пользование. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия (подпункты 3 и 10 пункта 1 статьи 12 Закона о недрах).
Предприниматель является владельцем лицензии на право пользования участком недр в целях геологического изучения, разведки и добычи минеральных подземных вод для промышленного розлива. По условиям лицензии участку недр присвоен статус горного отвода (пункты 2.1, 2.2 приложения N 1 к лицензии), определены его пространственные границы с указанием географических координат угловых точек. Площадь участка недр - 0,16 кв. км.
Предприниматель обладает правом на предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
В то же время, как правильно указал суд апелляционной инстанции, сведения о формировании в пределах горного отвода земельного участка площадью 0,16 кв. км в материалах дела отсутствуют. Земельный участок становится объектом гражданских прав с момента внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об уникальных характеристиках такого земельного участка, в том числе о площади и местоположении характерных точек координат границ.
Следовательно, с учетом избранного предпринимателем способа защиты у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на администрацию поселения обязанности заключить с предпринимателем договор аренды земельного участка площадью 0,16 га без указания характеристик, позволяющих определить его в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса).
В то же время суд округа не может признать обоснованным и вывод апелляционного суда о наличии оснований для отказа в удовлетворении иска предпринимателя.
В данном случае предприниматель, как недропользователь, обладает правом на заключение договора аренды земельного участка без торгов. Истец обращался с заявлениями о предоставлении участка, как в администрацию района, так и в администрацию поселения. Сведения о наличии лицензии и координатах границ участка горного отвода у администрации поселения имелись (л. д. 37 - 41). В отсутствие схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ее подготовка обеспечивается уполномоченным органом (пункт 3 статьи 11.10 Земельного кодекса). Из представленных в дело копий судебных актов и писем органов прокуратуры видно, что в границах названного в лицензии горного отвода могут находиться поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки. При этом в письме прокуратуры Республики Дагестан от 26.10.2021 указано, что земельный участок с кадастровым номером 05:22:0000001:3168 возвращен в собственность администрации сельского поселения (л. д. 64).
При таком положении суд апелляционной инстанции должен был установить обстоятельства, позволяющие определить надлежащий уполномоченный орган, индивидуальные характеристики свободного земельного участка и применимый порядок его предоставления, а не отказывать предпринимателю в судебной защите по формальным основаниям. В частности, следовало установить сформированные земельные участки, находящиеся в границах горного отвода, указанного в лицензии предпринимателя, на основании сведений ЕГРН определить орган, осуществляющий распоряжение соответствующим земельным участком, наличие обременений и возможность предоставления свободного участка недропользователю. При этом площадь земельного участка, необходимого для добычи минеральных подземных вод, может быть меньше площади горного отвода (абзац 4 пункта 2.2 приложения N 1 к лицензии).
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции вправе отменить решение и апелляционное постановление и направить дело на новое рассмотрение, если выводы, содержащиеся в обжалуемых актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку суды не установили обстоятельства, необходимые для правильного разрешения искового заявления предпринимателя, а в силу требований части 2 статьи 287 Кодекса у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия по установлению дополнительных обстоятельств и исследованию доказательств, решение и постановление следует отменить. Поскольку для установления обстоятельств, требуемых для правильного разрешения спора, необходимы полномочия суда первой инстанции, дело следует направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо устранить отмеченные недостатки, дать надлежащую оценку доводам лиц, участвующим в деле, исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения иска, в том числе установить земельные участки, сформированные в границах горного отвода, запросить по ним сведения ЕГРН, установить орган, осуществляющий распоряжение такими земельными участками, наличие обременений и возможность предоставления в аренду недропользователю, при использовании части территории горного отвода иными лицами обсудить вопрос о привлечении их к участию в деле, а также предложить предпринимателю уточнить заявленные требования, после чего разрешить спор с правильным применением норм материального и процессуального права.
Расходы предпринимателя по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе распределить по результатам нового рассмотрения дела.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 04.08.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2022 по делу N А15-1361/2022 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предприниматель обладает правом на предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
В то же время, как правильно указал суд апелляционной инстанции, сведения о формировании в пределах горного отвода земельного участка площадью 0,16 кв. км в материалах дела отсутствуют. Земельный участок становится объектом гражданских прав с момента внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об уникальных характеристиках такого земельного участка, в том числе о площади и местоположении характерных точек координат границ.
Следовательно, с учетом избранного предпринимателем способа защиты у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на администрацию поселения обязанности заключить с предпринимателем договор аренды земельного участка площадью 0,16 га без указания характеристик, позволяющих определить его в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса).
В то же время суд округа не может признать обоснованным и вывод апелляционного суда о наличии оснований для отказа в удовлетворении иска предпринимателя.
В данном случае предприниматель, как недропользователь, обладает правом на заключение договора аренды земельного участка без торгов. Истец обращался с заявлениями о предоставлении участка, как в администрацию района, так и в администрацию поселения. Сведения о наличии лицензии и координатах границ участка горного отвода у администрации поселения имелись (л. д. 37 - 41). В отсутствие схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ее подготовка обеспечивается уполномоченным органом (пункт 3 статьи 11.10 Земельного кодекса). Из представленных в дело копий судебных актов и писем органов прокуратуры видно, что в границах названного в лицензии горного отвода могут находиться поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки. При этом в письме прокуратуры Республики Дагестан от 26.10.2021 указано, что земельный участок с кадастровым номером 05:22:0000001:3168 возвращен в собственность администрации сельского поселения (л. д. 64).
...
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции вправе отменить решение и апелляционное постановление и направить дело на новое рассмотрение, если выводы, содержащиеся в обжалуемых актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку суды не установили обстоятельства, необходимые для правильного разрешения искового заявления предпринимателя, а в силу требований части 2 статьи 287 Кодекса у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия по установлению дополнительных обстоятельств и исследованию доказательств, решение и постановление следует отменить. Поскольку для установления обстоятельств, требуемых для правильного разрешения спора, необходимы полномочия суда первой инстанции, дело следует направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 апреля 2023 г. N Ф08-1010/23 по делу N А15-1361/2022
Хронология рассмотрения дела:
13.06.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1010/2023
16.01.2024 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3749/2022
02.11.2023 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-1361/2022
10.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1010/2023
17.11.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3749/2022
04.08.2022 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-1361/2022