г. Краснодар |
|
10 апреля 2023 г. |
Дело N А53-27030/2022 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Маркина Т.Г.,
рассмотрев по правилам упрощенного производства (часть 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) без вызова участвующих в деле лиц кассационную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ИНН 6163013494, ОГРН 1026103162579) на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2022 по делу N А53-27030/2022,
установил следующее.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее - фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к многопрофильному производственно-коммерческому обществу с ограниченной ответственностью "Дончак" (далее - общество) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений персонифицированного учета по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года, январь, август 2021 года.
Решением суда от 14.10.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.12.2022, с общества в пользу фонда взысканы финансовые санкции за непредставление страхователем в установленные законом сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М (исходная) за август 2021 года в сумме 2800 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе фонд просит отменить указанные судебные акты в части удовлетворения исковых требований в сумме 2800 рублей и принять новое решение об удовлетворении штрафных санкций в размере 3 тыс. рублей. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправомерно, удовлетворив требование от 14.02.2022 N 071S01220003464 за август 2021 года в размере 3 тыс. рублей, снизили сумму штрафных санкций до 2800 рублей. При этом материалы дела не содержат доказательств частичной оплаты по указанному требованию.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество представило сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года дополняющую форму на одно застрахованное лицо 10.03.2021, за январь 2021 года представило дополняющую форму 10.03.2021 на одно застрахованное лицо, за август 2021 года представило исходную форму 14.10.2021 на 6 застрахованных лиц.
Фонд по факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования составил акты от 23.03.2021 N 071S18210008640, от 23.03.2021 N 071S18210008641, от 02.12.2021 N 071S18210029212
По результатам рассмотрения указанных актов вынес решения от 12.05.2021 N 071S19210011128, от 12.05.2021 N 071S19210011127, от 18.01.2022 N 071S19220000800 о привлечении общества к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания штрафа в сумме 4 тыс. рублей.
С целью досудебного урегулирования спора обществу направлены требования от 08.06.2021 N 071S01210010928, от 08.06.2021 N 071S01210010930, от 14.02.2022 N 071S01220003464 со сроками добровольной уплаты 29.06.2021, 09.03.2022 соответственно.
Денежные средства в срок, установленный для добровольной уплаты, не поступили. В соответствии с реестром учета платежей указанные штрафы погашены частично в размере 200 рублей, оставшаяся задолженность обществом не уплачена.
Поскольку добровольно общество оставшуюся задолженность по уплате штрафных санкций в размере 3800 рублей не погасило, фонд обратился с заявлением в суд.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты проверяет в обжалуемой фондом части уменьшения суммы взысканных финансовых санкций по решению от 14.02.2022 N 071S01220003464 до 2800 рублей.
Удовлетворяя заявленные требования частично, судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Понятие индивидуального (персонифицированного) учета содержится в статье 1 Закона N 27-ФЗ, под которым понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь предоставляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Из системного толкования приведенных норм следует, что состав правонарушения ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, не образуют действия страхователя в случаях: представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления органа Пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений; самостоятельного выявления ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица и представлении уточненных (исправленных) сведений о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, до выявления данной ошибки органом пенсионного фонда.
Как видно из материалов дела, общество представило исходную форму СЗВ-М за август 2021 года на 6 застрахованных лиц - 14.10.2021, то есть после истечения законодательно установленного срока, что подтверждается материалами дела.
С учетом установленных обстоятельств суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления фонда в части взыскания с общества финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в сумме 2800 рублей за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за август 2021 года с учетом произведенной оплаты страхователем 200 рублей.
Рассмотрев доводы фонда о незаконности уменьшения суммы взысканных финансовых санкций по решению от 14.02.2022 N 071S01220003464 до 2800 рублей, суд кассационной инстанции признает их подлежащими отклонению ввиду следующего.
В материалах дела имеется реестр поступления платежей от страхователей за период с 23.03.2021 по 13.07.2022, представленный фондом при обращении в суд первой инстанции. Согласно указанному реестру с общества взыскано 200 рублей. При этом фонд указывает, что частичное погашение в размере 200 рублей произведено по требованию от 08.06.2021 N 071S01210010928.
Вместе с тем, в кассационной жалобе фонд также указывает, что специальный порядок погашения задолженности по пенсионным выплатам в данное время не утвержден, а взыскание 200 рублей подтвержден материалами дела.
С учетом изложенного основания полагать, что судебные инстанции нарушили нормы действующего законодательства, при уменьшении суммы взысканных финансовых санкций по решению от 14.02.2022 N 071S01220003464 до 2800 рублей, у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, направлены на переоценку доказательств, которые судебные инстанции оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 названного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2022 по делу N А53-27030/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Т.Г. Маркина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из системного толкования приведенных норм следует, что состав правонарушения ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, не образуют действия страхователя в случаях: представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления органа Пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений; самостоятельного выявления ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица и представлении уточненных (исправленных) сведений о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, до выявления данной ошибки органом пенсионного фонда.
...
С учетом установленных обстоятельств суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления фонда в части взыскания с общества финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в сумме 2800 рублей за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за август 2021 года с учетом произведенной оплаты страхователем 200 рублей."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 апреля 2023 г. N Ф08-2082/23 по делу N А53-27030/2022