г. Краснодар |
|
12 апреля 2023 г. |
Дело N А32-14012/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Маркиной Т.Г., судей Герасименко А.Н. и Посаженникова М.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Черноморская Форель" (ИНН 2366025875, ОГРН 1212300011252), заинтересованного лица - отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральной территории "Сириус" (ИНН 2367019433, ОГРН 1212300022538), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Черноморская форель" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2023 по делу N А32-14012/2022, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Черноморская Форель" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральной территории "Сириус" (далее - административный орган) о признании незаконными постановлений от 02.03.2022 N 14, 15, 16, 17, 18 о привлечении к административной ответственности по части 5 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 тыс. рублей по каждому постановлению.
Решением суда от 25.10.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.01.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановления административного органа от 02.03.2022 N 14, 15, 16, 17, 18 о привлечении к административной ответственности общества по части 5 статьи 18.9 Кодекса признаны не подлежащими исполнению в части административных штрафов, превышающих 200 тыс. рублей. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного статьей 4.5 Кодекса, наличием оснований для применения положений статьи 4.1.2 Кодекса.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда и постановление апелляционного суда, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме или направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда. По мнению подателя жалобы, выводы судебных инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, так как договор от 22.09.2020 N 88/32, а также дополнительное соглашение б/н к контракту от 26.04.2021 N 04/2021 представлены в материалы дела. Состав административного правонарушения в действиях общества отсутствует.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, установил следующее.
Как видно из материалов дела, административный орган в ходе осуществления федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников установил, что граждане Турецкой Республики: Карадениз Чаглар, 31.08.1992 года рождения, прибывший в Российскую Федерацию - 28.09.2021, Бабур Осман, 28.03.1987 года рождения, прибывший в Российскую Федерацию - 06.10.2021, Кабадаи Сукру, 20.02.1973 года рождения, прибывший в Российскую Федерацию - 12.10.2021, Аккай Эмирджан, 30.11.1997 года рождения, прибывший в Российскую Федерацию - 28.09.2021, Тан Эрдич, 03.05.1979 года рождения, прибывший в Российскую Федерацию - 28.09.2021 (далее - иностранные граждане), пребывали на территории Российской Федерации без постановки на миграционный учет в установленном порядке. В ходе проведения проверки также установлено, что в период пребывания указанных иностранных граждан в установленном порядке не оформлялись полисы медицинского страхования, не приняты меры по жилищному обеспечению иностранных граждан на период их пребывания на территории Российской Федерации.
Административный орган пришел к выводу о том, что обществом, как приглашающей организацией, не приняты меры по медицинскому и жилищному обеспечению приглашенных граждан Турецкой Республики в период их пребывания на территории Российской Федерации.
2 марта 2022 года по факту выявленных нарушений административный орган составил в отношении общества протоколы об административных правонарушениях от 02.03.2022 N МС 14, N МС 15, МС 16, N МС 17, N МС 18.
2 марта 2022 года административным органом в отношении общества приняты постановления N 14, 15, 16, 17, 18, которыми общество привлечено к административной ответственности предусмотренной частью 5 статьи 18.9 Кодекса в виде штрафа в размере 400 тыс. рублей.
Полагая, что указанные постановления являются незаконным, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Частью 5 статьи 18.9 Кодекса установлена административная ответственность за непринятие приглашающей стороной мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства в период его пребывания в Российской Федерации.
Объектом административных правонарушений, предусмотренных статьей 18.9 Кодекса, выступают общественные отношения, связанные с соблюдением условий пребывания в стране иностранных граждан или лиц без гражданства.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 18.9 Кодекса, состоит в неисполнении принимающей стороной обязанностей по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства в период его пребывания в Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) одновременно с ходатайством о выдаче приглашения приглашающей стороной представляются гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации. Порядок представления указанных гарантий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "г" пункта 3 Положения о предоставлении гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2003 N 167 (далее - Положение N 167), предусмотрено, что гарантиями материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации являются гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя, в том числе обязательства по жилищному обеспечению приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Положения N 167 обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации страховым медицинским полисом, оформленным в установленном порядке, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, или предоставление иностранному гражданину при необходимости денежных средств для получения им медицинской помощи.
Судебные инстанции установили, что 26.04.2021 ООО "Черноморская форель" и турецкая организация "GALIPOGLU PLASTIK VE DU URUNLEI INSAAT TAAHHUT LTD. STI." заключили контракт о покупке и дальнейшей установке оборудования для садкового комплекса от 26.04.2021 N 04/2021, согласно которому поставляемое оборудование будет монтироваться специалистами турецкой стороны.
26 августа 2021 года общество обратилось в Управление по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю с ходатайством об оформлении электронного приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан с целью проведения монтажных работ поставляемого турецкой компанией оборудования.
При оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию приглашающей стороной подписано гарантийное письмо о том, что общество обязуется принимать на себя обязательства по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению каждого приглашенного иностранного гражданина в период их пребывания в Российской Федерации. Иностранные граждане проживали по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Цветочная, 19Е.
В ходе проведения проверки административный орган установил, что общество не приняло меры по медицинскому и жилищному обеспечению приглашенных иностранных граждан в период их пребывания в Российской Федерации.
В частности, с момента въезда в Российскую Федерацию и до момента выезда из Российской Федерации указанные граждане не были поставлены на миграционный учет в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ).
Проанализировав представленные в материалы дела документы, руководствуясь нормами Кодекса, Закона N 109-ФЗ, Положения N 167, Закона N 115-ФЗ, суды сделали вывод о доказанности административным органом наличия в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 5 статьи 18.9 Кодекса.
Суды установили, что процедура привлечения общества к административной ответственности соблюдена, установленный статьей 4.5 Кодекса срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Суды рассмотрели вопрос о возможности применения в данном случае положений статей 2.9, 3.4, 4.1, 4.1.1 Кодекса и исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств не нашли оснований как для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, так и для замены административного штрафа на предупреждение.
Вместе с тем, признавая спорные постановления не подлежащими исполнению в части административных штрафов, превышающих 200 тыс. рублей, суд необоснованно применил положения Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Применяя при рассмотрении дела статью 4.1.2 Кодекса, суд не учел особенности ее применения, установленные частью 4, исходя из которых правила настоящей статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Примечанием к статье 18.1 Кодекса установлено, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
Следовательно, ссылка суда на статью 4.1.2 Кодекса, устанавливающую особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, не может служить основанием для снижения штрафа.
В связи с указанными нарушениями, состоявшиеся по делу судебные акты не могут считаться законными и подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, выяснить и исследовать фактические обстоятельства по делу, в том числе дополнительное соглашение б/н к контракту от 26.04.2021 N 04/2021, повторно рассмотреть вопрос о возможности применения к рассматриваемому спору положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса, оценить представленные доказательства и доводы участвующих лиц, как в отдельности, так и в их совокупности, учитывая положения норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.10.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2023 по делу N А32-14012/2022 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Маркина |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Применяя при рассмотрении дела статью 4.1.2 Кодекса, суд не учел особенности ее применения, установленные частью 4, исходя из которых правила настоящей статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Примечанием к статье 18.1 Кодекса установлено, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
Следовательно, ссылка суда на статью 4.1.2 Кодекса, устанавливающую особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, не может служить основанием для снижения штрафа."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 апреля 2023 г. N Ф08-2584/23 по делу N А32-14012/2022
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14308/2023
28.07.2023 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-14012/2022
12.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2584/2023
13.01.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20731/2022
25.10.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-14012/2022