г. Краснодар |
|
13 апреля 2023 г. |
Дело N А32-13966/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Герасименко А.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу - Комозы Э.Д. (доверенность от 22.12.2022), от заинтересованного лица - закрытого акционерного общества Райпищекомбинат "Славянский" - Горячкина А.В. (доверенность от 26.05.2020, в отсутствие в судебном заседании третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару и временного управляющего закрытого акционерного общества Райпищекомбинат "Славянский" Рюмина Игоря Николаевича, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества Райпищекомбинат "Славянский" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2023 по делу N А32-13966/2022, установил следующее.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества Райпищекомбинат "Славянский" (далее - общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Определением от 17.05.2022 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару и временного управляющего общества - Лященко Е.Ю.
Решением от 14.11.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.01.2023, общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса с назначением наказания в виде штрафа, в размере 3 млн рублей. Суд определил изъять из оборота и направить на уничтожение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, алкогольную продукцию, арестованную на основании протокола ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 22.12.2021 N 0301/221221/06657. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.17 Кодекса, соблюдением управлением процедуры производства по делу об административном правонарушении, отсутствием оснований для признания правонарушения в качестве малозначительного.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой на указанные судебные акты, которые просит отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленного обществом требования. По мнению общества в его действиях отсутствует вина, поскольку общество не могло исполнить требования закона в установленный срок вследствие принятых ИФНС N 5 г. Краснодара решений о приостановлении операций по счетам общества, что подтверждается системой информирования банков о состоянии обработки электронных документов (311-П, 440-П). Общество указало, что алкогольная продукция, арестованная по протоколу ареста от 22.12.2021 N 0301/221221/06657, не подлежала изъятию, так как в отношении общества введена процедура наблюдения, а продукция составляет значительную часть конкурсной массы.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 14.12.2021 в управление поступила информация (исх. N 20964/01-01) об окончании 13.10.2021 действия выданных обществу лицензий: N 23ПВН0003206 - производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (вина); N 23ПВН0003207 - производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (винные напитки без добавления этилового спирта); N 23ПВН0003208- производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (игристые вина (шампанские); N 23ПВН0005953 - производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалы без добавления этилового спирта).
Согласно акту о снятии остатков от 27.10.2021 N уЗ-а912/08 у общества по состоянию на 26.10.2021 фактические остатки спиртосодержащей продукции (виноматериал) составили - 379,599815 тыс. дал, фактические остатки алкогольной продукции составили - 68 375 шт.
В соответствии со сведениями ЕГАИС Отчет об объемах остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (по дате розлива/ввоза и ТТН) по 1 регистру на 14.12.2021 зарегистрированы остатки: по коду 321 - объеме 379,05749 тыс. дал.; по коду 350-0,54233 тыс. дал; по коду 403-1,14786 тыс. дал. (5116 шт.); по коду 450-4,53923 тыс. дал. (60523 шт.); по коду 461-0,20520 тыс. дал (2736 шт.); общий объем алкогольной и спиртосодержащей продукции 385,49210 тыс. дал., 68 375 шт. Срок хранения остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции после окончания срока действия лицензии, выданной организации, истек 13.12.2021, тогда как, согласно сведениям из ЕГАИС по состоянию на 21.12.2021 у общества по адресу: 353560, Краснодарский край, Славянский р-н, г. Славянск-на-Кубани, ул. Дружбы Народов, 23 (КПП 237045001) имеются остатки алкогольной и спиртосодержащей продукции в общем объеме 385,49210 тыс. дал., 68 375 шт.
Определением от 22.12.2021 административный орган возбудил в отношении общества дело об административном правонарушении и проведении административного расследования N 0301/221221/06657 по части 3 статьи 14.17 Кодекса.
В целях фиксации обстоятельств, имеющих значение для дела об административном правонарушении N 0301/221221/06657, 22.12.2021 административным органом проведен осмотр по адресу осуществления обществом деятельности: 353560, Краснодарский край, Славянский р-н, г. Славянск-на-Кубани, ул. Дружбы Народов, 23, складских помещений, в которых осуществляет предпринимательскую деятельность общество по производству и обороту алкогольной продукции, в ходе которого установлен факт осуществления нелегального оборота (хранения) алкогольной и спиртосодержащей продукции различного наименования и различных дат розлива (без лицензии) и, в соответствии со статьей 27.1 Кодекса, в отношении указанной продукции применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде ареста, продукция оставлена на ответственное хранение Мокрову Василию Владимировичу.
15 марта 2022 года управление составило в отношении общества протокол об административном правонарушении N 0301/221221/06657 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 Кодекса, и материалы дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.17 Кодекса направило для рассмотрения в арбитражный суд.
Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), Кодексом, разъяснениями, изложенными в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 N 17-П, Обзором практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018, разъяснениями, изложенными в пункте 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебном практике при рассмотрении дел об административных правоотношениях" (далее - постановление N 10), Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.17 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 3 статьи 14.17 Кодекса производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Судебные инстанции, на основании анализа положений Закона N 171-ФЗ обоснованно указали, что действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов. Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрет на оборот алкогольной продукции без соответствующих лицензий. Вместе с тем, как установили суды, в ходе осмотра производственных помещений общества, управление установило факт осуществления обществом нелегального оборота (хранения) алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии, что подтверждается, в том числе, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 22.12.2021, протоколом об административном правонарушении от 15.03.2022 N 0301/221221/06657. Данное обстоятельство общество не оспаривает, что подтверждено в судебном заседании кассационной инстанции его представителем.
Судебные инстанции проверили и обоснованно отклонили довод общества об отсутствии возможности исполнить требование законодательства ввиду приостановления налоговым органом всех расходных операций по счетам общества в банке ООО "ЮМК Банк" и закрытии единственного расчетного счета общества в связи с отзывом лицензии у банка. Суда установили, что общество в течение двух месяцев с момента окончания действия лицензий (с 14.10.2021 по 13.12.2021) не предприняло меры, перечисленные в пункте 5 статьи 20 Закона N 171-ФЗ (возврат остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции их поставщику, поставка остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа), в результате чего на 14.12.2021 согласно ЕГАИС у общества имелись остатки алкогольной и спиртосодержащей продукции, что свидетельствует об обороте (хранении) данной продукции без соответствующей лицензии. Суды установили, что, несмотря на то, что решения налогового органа датированы от 01.10.2020, 02.10.2020 и 27.11.2020, а лицензия на осуществление банковских операций у ООО "ЮМК Банк" отозвана Банком России 19.03.2021, обществом в период с 02.10.2020 по 24.08.2021 осуществлены поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции в адрес различных контрагентов в общем объеме 305086,11 дал., также в период с 12.10.2020 по 16.10.2020 произведена закупка спиртосодержащей продукции в общем количестве 18800 дал (отчет об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, отчет об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции за период с 01.10.2020 по 20.06.2022). Установив указанные обстоятельства, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что общество после принятых налоговым органом решений, а также после отзыва у банка лицензии, продолжительное время (около года) осуществляло обычную предпринимательскую деятельность по обороту (закупки/поставки) алкогольной и спиртосодержащей продукции. При этом доказательства, свидетельствующие о принятии обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства, в материалы дела не представлены.
Суды не установили оснований для применений статьи 2.9 Кодекса, указав, что несоблюдение обществом особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции посягает на установленный нормативно-правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Судебные инстанции оценили довод общества о том, что арестованная алкогольная продукция не подлежала изъятию, поскольку в отношении общества введена процедура наблюдения, а продукция составляет значительную часть конкурсной массы и, установив, что определением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.08.2021 по делу N А32-47348/2020 в отношении общества введена процедура, применяемая в деле о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц, - наблюдение; на время рассмотрения дела общество также находится в стадии наблюдение; на дату истечения действия лицензий (13.10.2021) у общества, находившего в стадии наблюдения, имелись остатки алкогольной и спиртосодержащей продукции; в период с 13.10.2021 по 13.12.2021 (двухмесячный срок) согласно отчету об объемах поставки за период с 01.10.2020 по 20.06.2022 обществом поставки не осуществлялись; на момент истечения двухмесячного срока общество также продолжало находиться в стадии наблюдения, на остатках у общества имелись остатки алкогольной и спиртосодержащей продукции, учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи 131 Закона N 127 все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу, обоснованно указали, что в такой процедуре банкротства как наблюдение (в том числе финансовое оздоровление, внешнее управление) конкурсная масса не формируется, так как по результатам рассмотрения итогов процедуры наблюдения возможно не только введение в отношении должника процедуры конкурсного производства, но и прекращение дела о банкротстве, что влечет продолжение функционирования предприятия.
Судебные инстанции исследовали также иные доводы общества, в том числе довод о том, что арестованная 22.12.2021 управлением продукция ранее уже была арестована 19.05.2021 судебным приставом-исполнителем и, с учетом установленных по данному делу фактических обстоятельств, дали им соответствующую правовую оценку.
Таким образом, установив наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.17 Кодекса, суды обоснованно привлекли общество к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.17 Кодекса и указали, что алкогольная продукция, арестованная на основании протокола ареста товаров, транспортных средств, и иных вещей от 22.12.2021 N 0301/221221/06657, подлежит изъятию и направлению на уничтожение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Судебные инстанции установили соблюдение административным органом порядка производства по делу об административном правонарушении.
Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса с соблюдением срока, установленного статьей 4.5 Кодекса для данной категории дел. Доказательства обратного общество не представило.
Нормы права применены судебными инстанциями правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2023 по делу N А32-13966/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции проверили и обоснованно отклонили довод общества об отсутствии возможности исполнить требование законодательства ввиду приостановления налоговым органом всех расходных операций по счетам общества в банке ООО "ЮМК Банк" и закрытии единственного расчетного счета общества в связи с отзывом лицензии у банка. Суда установили, что общество в течение двух месяцев с момента окончания действия лицензий (с 14.10.2021 по 13.12.2021) не предприняло меры, перечисленные в пункте 5 статьи 20 Закона N 171-ФЗ (возврат остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции их поставщику, поставка остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа), в результате чего на 14.12.2021 согласно ЕГАИС у общества имелись остатки алкогольной и спиртосодержащей продукции, что свидетельствует об обороте (хранении) данной продукции без соответствующей лицензии. Суды установили, что, несмотря на то, что решения налогового органа датированы от 01.10.2020, 02.10.2020 и 27.11.2020, а лицензия на осуществление банковских операций у ООО "ЮМК Банк" отозвана Банком России 19.03.2021, обществом в период с 02.10.2020 по 24.08.2021 осуществлены поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции в адрес различных контрагентов в общем объеме 305086,11 дал., также в период с 12.10.2020 по 16.10.2020 произведена закупка спиртосодержащей продукции в общем количестве 18800 дал (отчет об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, отчет об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции за период с 01.10.2020 по 20.06.2022). Установив указанные обстоятельства, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что общество после принятых налоговым органом решений, а также после отзыва у банка лицензии, продолжительное время (около года) осуществляло обычную предпринимательскую деятельность по обороту (закупки/поставки) алкогольной и спиртосодержащей продукции. При этом доказательства, свидетельствующие о принятии обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства, в материалы дела не представлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 апреля 2023 г. N Ф08-2837/23 по делу N А32-13966/2022