г. Краснодар |
|
14 апреля 2023 г. |
Дело N А32-23489/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Маркиной Т.Г., судей Герасименко А.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью научно-проектно-производственной фирмы "Краснодаравтодорсервис" (ИНН 2309008513, ОГРН 1022301424386) - Загурского О.Ю. (конкурсный управляющий, паспорт), Фоменко М.Ю. (доверенность от 01.09.2021) от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по г. Краснодару (ИНН 2309054020, ОГРН 1042304982840) - Жуковой О.В. (доверенность от 01.08.2022), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (ИНН 2308022804, ОГРН 1042305724108), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью научно-проектно-производственной фирмы "Краснодаравтодорсервис" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.10.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022 по делу N А32-23489/2022, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью научно-проектно-производственная фирма "Краснодаравтодорсервис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании недействительным решения от 05.04.2022 N 25-12-410 по жалобе общества от 10.03.2022 на действия (бездействие) должностных лиц Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по г. Краснодару (далее - инспекция).
Решением суда от 14.10.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.12.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда и постановление апелляционного суда, направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, выводы судебных инстанций не основаны на нормах права и подлежат отмене. Для взыскания недоимки по налогам и (или) страховым взносам в зависимости от вида налогов/взносов налоговый орган либо территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации выставляет требование об уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафа. Требования от 26.01.2022 N 1654 и 1656 сформированы и направлены налогоплательщику ошибочно, а указанные в требования суммы задолженности по налогам, пеням, страховым взносам, включены в требования от 26.01.2022 N 1653 и 1655. Инспекция не ставила общество в известность об уменьшении суммы и основания решения от 02.03.2022 N 484. При этом судебные инстанции данный факт не исследовали и не приняли во внимание. Суды не учли, что ни Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), ни Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не предусматривают процессуального действия в виде приостановления права налогового органа на исчисление и взыскание налогов, сборов, страховых взносов, пеней, в том числе приостановление права на выявления недоимок, выставление требований и принятия решений об их взыскании. Спорные требования и решения о взыскании являются незаконными, так как инспекцией нарушена процедура взыскания и привлечения общества к ответственности. Оспариваемые решения, вынесенные за пределами ограничительного срока, подлежат безусловной отмене, поскольку в случае пропуска шестимесячного срока налоговый орган утрачивает право дальнейшего взыскания недоимок как в судебном, так и во внесудебном порядке, что влечет утрату возможности признания требований уполномоченного органа обоснованными в рамках дела о банкротстве.
В отзывах на кассационную жалобу инспекция и управление просят оставить судебные акты без изменения, указывая на их законность и обоснованность.
В судебном заседании конкурсный управляющий поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель инспекции отклонил их по доводам отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, выслушав участвующих в деле лиц, установил следующее.
Как видно из материалов дела, общество выразило несогласие с полученными требованиями об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, страховых взносов от 25.01.2022 N 558, от 26.01.2022 N 1653, 1654, 1655, 1656, 1657, а также с решением от 02.03.2022 N 484 о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах общества.
10 марта 2022 года общество обратилось в управление с жалобой об отмене спорных требований, а также о признании недействительным спорного решения.
Согласно позиции общества, с момента представления налоговых деклараций инспекция обязана в установленный пунктом 1 статьи 70 Кодекса трехмесячный срок выявить недоимку, сравнив задекларированные суммы налогов и страховых взносов с соответствующими платежными документами об их уплате и сведениями о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом и направить требования об уплате налога и пеней и решение о взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика не позднее 2021 года. Позднее указанной даты налоговый орган не вправе взыскивать задолженность в принудительном порядке, в связи с чем оспариваемые требование и решение подлежат отмене и не подлежат исполнению. Установленный законодательством пресекательный срок нарушен по вине инспекции, поскольку с момента получения уточненных налоговых деклараций, расчетов по налогам имелись все основания и данные для взыскания налогов и страховых взносов.
Общество также считает, что из содержания оспариваемых требований и решения следует, что за обществом числится задолженность по пеням, при этом в требованиях отсутствуют сведения о размере, периоде и основании возникновения недоимки, на которую начислены спорные суммы пеней.
Общество просило признать спорные требования и решение недействительными; принять обеспечительную меру в виде запрета инспекции совершать в отношении общества действия по принудительному взысканию налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и приостанавливать операции по счетам в банках.
Решением управления от 05.04.2022 N 25-12-410 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением об обжаловании решения управления.
Исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции указали следующее.
Статьей 101 Кодекса определено, что рассмотрение акта проверки и других материалов налоговой проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленных проверяемым лицом письменных возражений по указанному акту, завершается вынесением решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности.
Согласно пункту 1 статьи 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Кодекса требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком (пункт 4 статьи 69 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 46 Кодекса).
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (пункт 3 статьи 46 Кодекса).
На основании пункта 1 статьи 76 Кодекса приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней и (или) штрафа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Кодекса взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Исходя из положений пункта 2 статьи 44 Кодекса, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Судебные инстанции указали, что в связи с неуплатой в установленный законодательством о налогах и сборах срок, самостоятельно исчисленных обществом сумм налога на добавленную стоимость, страховых взносов на основании представленных в налоговый орган деклараций (расчетов), и с учетом состояния расчетов общества с бюджетом, инспекция после выявления недоимки направляла обществу по телекоммуникационным каналам связи 08.02.2022 требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей), со сроком исполнения до 22.02.2022.
Суды установили, что требования от 26.01.2022 N 1654 и 1656 сформированы и направлены обществу ошибочно, а указанные в требованиях суммы задолженности по налогам, пеням, страховым взносам, включены в требования от 26.01.2022 N 1653 и 1655.
В связи с неисполнением в добровольном порядке указанных требований, инспекцией в порядке статьи 46 Кодекса вынесено решение о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах общества в банках, а также электронных денежных средств от 02.03.2022 N 484, а также направлялись в банк поручения на списание и перечисление денежных средств в бюджет.
Инспекция отозвала поручения из банка на бесспорное взыскание налога за счет денежных средств общества на счетах на общую сумму 6 577 634 рублей 89 копеек.
Суды также установили, что требования от 26.01.2022 N 1653, 1655, от 25.01.2022 N 558 по форме и содержанию соответствуют приказу Федеральной налоговой службы от 14.08.2020 N ЕД-7-8/583@ "Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требований об уплате (возврате) налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам", а также соответствуют нормам статьи 69 Кодекса, поскольку содержат весь перечень сведений, который законодателем отнесен к числу обязательных.
Суды приняли во внимание, что 29.06.2022 инспекция посредством заказной почтовой связи во исполнение поручения управления, указанного в вынесенном решении от 05.04.2022 N 25-12-410, в адрес общества в соответствии с письмом Федеральной налоговой службы от 09.03.2021 N АБ-4-19/2990 "О направлении временного порядка проведения совместной сверки расчетов" направлены уведомления от 28.06.2022 N 2022-36, 2022-37, 2022-33, 2022-34, 2022-35 для рассмотрения и осуществления сверки акты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам.
В указанных уведомлениях обществу предлагалось в течение 5 рабочих дней произвести сверку данных акта сверки расчетов и предоставить в инспекцию один экземпляр акта согласно данным плательщика.
С учетом изложенного при разрешении спора суды обоснованно исходили из того, что решение управления от 05.04.2022 N 25-12-410 принято в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах полномочий, предусмотренных пунктом 3 статьи 140 Кодекса.
Доводы общества являлись предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку, не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 названного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.10.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022 по делу N А32-23489/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Маркина |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Кодекса взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Исходя из положений пункта 2 статьи 44 Кодекса, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
...
Суды приняли во внимание, что 29.06.2022 инспекция посредством заказной почтовой связи во исполнение поручения управления, указанного в вынесенном решении от 05.04.2022 N 25-12-410, в адрес общества в соответствии с письмом Федеральной налоговой службы от 09.03.2021 N АБ-4-19/2990 "О направлении временного порядка проведения совместной сверки расчетов" направлены уведомления от 28.06.2022 N 2022-36, 2022-37, 2022-33, 2022-34, 2022-35 для рассмотрения и осуществления сверки акты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 апреля 2023 г. N Ф08-2785/23 по делу N А32-23489/2022