г. Краснодар |
|
14 апреля 2023 г. |
Дело N А53-14742/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Трифоновой Л.А., при участии от ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Сурмы Н.А. (доверенность от 15.12.2020), в отсутствие истца - акционерного общества "Апатит" (ИНН 5103070023, ОГРН 1025100561012), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.11.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2022 по делу N А53-14742/2022, установил следующее.
АО "Апатит" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) о взыскании 5 403 265 рублей 04 копеек неустойки (уточненные требования).
Решением от 01.11.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.12.2022, иск удовлетворен частично. В пользу общества взыскано 3 782 285 рублей 53 копейки неустойки, 50 016 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано, обществу из федерального бюджета возвращено 2023 рубля государственной пошлины.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель ссылается на то, что в расчете размера пени не учтено увеличение срока доставки груза в связи с задержкой вагона в пути следования, связанной с исправлением обнаруженной технической неисправности, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам. По этой причине 33 642 рубля 40 копеек пеней предъявлены к взысканию неправомерно. По железнодорожной накладной N ЭШ492832 неверно произведен расчет неустойки (14 200 рублей 74 копейки), согласно контррасчету железной дороги размер неустойки за просрочку доставки груза по данной накладной составляет 9467 рублей 16 копеек. Таким образом, истцом неправомерно заявлены требования на сумму 38 375 рублей 98 копеек.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что железная дорога осуществляла доставку груза в вагонах в адрес общества (грузополучателя), при этом перевозчиком допущена просрочка в доставке груженых вагонов, что подтверждается представленными в материалы дела железнодорожными накладными.
В связи с тем, что железная дорога допустила просрочку по доставке груженых вагонов, общество на основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) начислило 5 403 265 рублей 04 копейки неустойки по транспортным железнодорожным накладным.
После установления факта просрочки доставки порожних вагонов общество согласно статье 120 Устава и в срок, предусмотренный пунктом 9 Правил предъявления и рассмотрения претензий, направило железной дороге претензию с приложением железнодорожных накладных.
Требования, изложенные в претензии, оставлены без удовлетворения, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 784, 785, 792 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и статей 20, 29, 33, 97 Устава, Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245).
В соответствии с частью 1 статьи 785 Гражданского кодекса по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно статье 792 Гражданского кодекса перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
На основании статьи 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.
Общество мотивировало свои исковые требования представленными в материалы дела транспортными накладными.
Установив факт прибытия груза на станцию назначения с нарушением срока доставки, суды возложили на железную дорогу ответственность за просрочку доставки груза. Судами обоснованно указано, что все риски, связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением железной дорогой как перевозчиком своих обязанностей, должны быть отнесены именно на него.
В силу статьи 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
По общему правилу перевозчик обязан доказать отсутствие своей вины в задержке грузов, однако соответствующих доказательств железная дорога не представила.
Факт нарушения сроков доставки груза подтвержден документально соответствующими отметками о доставке груза в железнодорожных накладных.
Проверив представленный обществом расчет пеней, суды признали его верным, применив при этом положения статьи 333 Гражданского кодекса с указанием на то, что правовая природа неустойки заключается в ее компенсационном характере. Взыскание неустойки не должно представлять собой способ обогащения кредитора.
Доводы железной дороги аналогичны доводам, заявлявшимся в судах нижестоящих инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка, по существу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушения, влекущие отмену решения и постановления, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.11.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2022 по делу N А53-14742/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
...
Проверив представленный обществом расчет пеней, суды признали его верным, применив при этом положения статьи 333 Гражданского кодекса с указанием на то, что правовая природа неустойки заключается в ее компенсационном характере. Взыскание неустойки не должно представлять собой способ обогащения кредитора."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 апреля 2023 г. N Ф08-749/23 по делу N А53-14742/2022