г. Краснодар |
|
17 апреля 2023 г. |
Дело N А32-29966/2022 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Герасименко А.Н., рассмотрев по правилам упрощенного производства (часть 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) без вызова участвующих в деле лиц (обеспечена возможность ознакомления с материалами дела в режиме ограниченного доступа в сети Интернет) кассационную жалобу администрации Белореченского городского поселения Белореченского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2022 по делу N А32-29966/2022, установила следующее.
Администрация Белореченского городского поселения Белореченского района (далее - администрация) обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - департамент) от 23.12.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 21-050/ЮЛ/6.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 23.08.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.12.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жлобе администрация просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить ее заявление. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. В основу постановления департамента положены неподтвержденные, установленные в одностороннем порядке, не соответствующие действительности факты об объемах выполненных работ. За указанные нарушения к административной ответственности привлекалось должностное лицо - глава Белореченского городского поселения Белореченского района Абрамов А.В. Решением Краснодарского краевого суда от 13.07.2022 по делу N 21/1698/2022 решение Белореченского районного суда от 16.03.2022 по делу N 12-127/2022 об отказе в удовлетворении жалобы Абрамова А.В. о признании незаконным и отмене постановления административного органа отменено.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, отказать в удовлетворении жалобы администрации.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Как видно из материалов дела, в соответствии с приказом заместителя руководителя департамента от 21.09.2021 N 119 в рамках плановой выездной проверки муниципального образования Белореченский район, поселений, входящих в его состав, отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации муниципального образования, муниципальных учреждений в отношении администрации проведена проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетных субсидий, субвенций, в том числе в рамках реализации национальных (региональных) проектов с 01.01.2019 по истекший период 2021 года.
По результатам проверки составлен акт от 12.11.2021 по факту нецелевого расходования средств краевого бюджета в сумме 349 323 рублей 21 копейки (при общей сумме бюджетных средств, израсходованных не по целевому назначению 367 708 рублей 65 копеек), выраженного в оплате работ, которые фактически не выполнены.
В связи с выявленными нарушениями 07.12.2022 в отношении администрации составлен протокол N 21-050/ЮЛ/6 об административном правонарушении по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
23 декабря 2021 года вынесено постановление N 21-050/ЮЛ/6, которым администрация привлечена к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ и назначен административный штраф в размере 17 466 рублей 16 копеек.
Не согласившись с названным постановлением, администрация обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2009 N 3-АД09-3.
Суды исходили из следующих обстоятельств.
В рамках реализации мероприятия "Предоставление субсидий местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края, возникающих при реализации муниципальных программ, направленных на организацию благоустройства территории городских округов, поселений, в том числе территории соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий), дворовых территорий, за исключением мероприятий, указанных в пункте 1.3.1 приложения N 1 к подпрограмме "Развитие благоустройства населенных пунктов Краснодарского края" государственной программы Краснодарского края "Развитие жилищно-коммунального хозяйства" в рамках регионального проекта "Формирование комфортной городской среды" государственной программы "Формирование современной городской среды", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.08.2017 N 655, министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и администрация заключили соглашение о предоставлении субсидии из краевого бюджета местному бюджету муниципального образования Краснодарского края на организацию благоустройства территорий от 28.01.2021 N 03608101-1-2021-002 на сумму 43 927 575 рублей, из которых 41 731 196 рублей 25 копеек средства краевого бюджета.
Соглашение заключено при условии соблюдения Правил предоставления и распределения из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края, утвержденных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.10.2011 N 1129. Финансирование указанного мероприятия в проверяемом периоде Белореченским городским поселением осуществлялось в рамках выполнения мероприятия, определенных пунктом 1.2. раздела 1 "Общественные территории" таблицы N 1 Перечня мероприятий муниципальной программы "Формирование современной городской среды Белореченского городского поселения Белореченского района на 2018 - 2024 годы", утвержденного постановлением администрации от 25.09.2017 N 490 (с последующими дополнениями и изменениями) и в соответствии с решениями Совета Белореченского городского поселения от 12.12.2018 N 306 "О бюджете Белореченского городского поселения Белореченского района на 2019 год", от 13.12.2019 N 20 "О бюджете Белореченского городского поселения Белореченского района на 2020 год", от 15.12.2020 N 70 "О бюджете Белореченского городского поселения Белореченского района на 2021 год".
В соответствии с пунктом 2 приложения N 6 "Ведомственная структура расходов бюджета Белореченского городского поселения Крыловского района на 2021 год" на реализацию муниципальной программы "Благоустройство территории Белореченского городского поселения Белореченского района на 2021 - 2023 годы" предусмотрено финансирование в объёме 43 927 575 рублей, из которых 41 731 196 рублей 25 копеек средства краевого бюджета.
Во исполнение соглашения от 28.01.2021 N 03608101-1-2021-002 администрация по результатам электронных торгов заключила с индивидуальным предпринимателем Чрагяном А.А. муниципальный контракт от 22.03.2021 N 01183000164210000090001 на благоустройство внутридворовой территории по адресу: Краснодарский край, Белореченский р-н, г. Белореченск, ул. Ленина, 27 и 25/1 и ул. Интернациональная, 10 и 12.
Соглашение от 28.01.2021 N 03608101-1-2021-002, муниципальный контракт от 22.03.2021 N 01183000164210000090001, акты о приёмке выполненных работ и платежные поручения, указанные в таблице 2, подписаны главой муниципального образования Белореченское городское поселение Белореченского района.
Контролирующим органом составлен акт от 07.10.2021 осмотра объекта и обмера отдельных видов работ по объекту (т. 2, л. д. 135 - 136). При проверке оплаченных заказчиком объемов и видов работ с фактически выполненными работами департамент выявил завышение объемов оплаченных работ (приписки), то есть фактически не выполненных подрядной организацией.
Материалами проверки установлено, что индивидуальный предприниматель Чрагян А.А. предъявил и администрация оплатила работы по "устройству покрытий бесшовных толщиной 5 мм: эпоксидно-каучуковых" в объёме 420,03 кв. м, а обмером зафиксировано фактическое выполнение указанных работ в объеме 390,40 кв. м.
Таким образом, заказчиком оплачены работы в большем объеме на 29,63 кв. м на сумму 41 780 рублей 62 копейки, которые фактически подрядчиком не выполнены.
Индивидуальный предприниматель Чрагян А.А. предъявил и администрация оплатила работы по "устройству покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей пористых мелкозернистых" в количестве 6441,09 кв. м, а обмером зафиксировано фактическое выполнение указанных работ в объёме 4428,2 кв. м.
Таким образом, с учетом двухслойного покрытия под стоянками для автотранспорта в количестве 1278,12 кв. м заказчик оплатил работы на сумму 325 928 рублей 03 копейки в объеме 734,77 кв. м, которые фактически подрядной организацией не выполнены.
Суды указали, что объем невыполненных работ подтверждается актом от 07.10.2021 осмотра объекта и обмера отдельных видов работ по объекту внутридворовая территория по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, г. Белореченск, ул. Ленина, 27 и 25/1, ул. Интернациональная, 10 и 12; актом выездной плановой проверки от 12.11.2021; протоколом от 07.12.2021 N 21-050/ЮЛ/6.
Таким образом, с учётом коэффициента софинансирования, установленного в соответствии с пунктом 2.2 соглашения от 28.01.221 N 03608101-1-2020-002 в приложении N 1 и составляющего 95%, администрация израсходовала в 2021 году средства краевого бюджета в сумме 349 323 рублей 21 копейки на оплату фактически невыполненных работ по муниципальному контракту от 22.03.2021 N 01183000164210000090001, что является нецелевым использованием средств краевого бюджета.
Суды выявили, что по аналогичным нарушениям к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ привлечен глава администрации.
Глава администрации обратился в Белореченский районный суд с жалобой на постановление департамента от 23.12.2021 N 21-050/ДЛ/7 о привлечении к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ в виде 20 тыс. рублей штрафа.
Решением Белореченского районного суда Краснодарского края от 16.03.2022 постановление департамента от 23.12.2021 N 21-050/ДЛ/7 оставлено без изменения, а жалоба главы администрации - без удовлетворения.
Решением Краснодарского краевого суда от 13.07.2022 решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 16.03.2022 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Постановлением департамента от 24.11.2022 N 21-050/ДЛ/7 глава администрации признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде 20 тыс. рублей административного штрафа.
Глава администрации обратился в Белореченский районный суд с жалобой на постановление департамента от 24.11.2022 N 21-050/ДЛ/7.
Решением суда от 09.02.2023 жалоба главы администрации удовлетворена в полном объеме, постановление департамента от 24.11.2022 N 21-050/ДЛ/7 отменено, производство по делу прекращено.
Суды посчитали, что судебные акты судов общей юрисдикции не имеют преюдициального значения для рассмотрения данного дела.
Суды пришли к выводу о наличии в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.
Однако выводы судебных инстанций нельзя признать принятыми при полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела.
Из материалов рассматриваемого дела видно, что завышение объемов оплаченных работ (приписки) установлены актами осмотра объекта и обмера отдельных видов работ по объекту от 06.10.2021 и 07.10.2021 (т. 2, л. д. 135 - 136). При этом к акту не приложены снимки, графики и чертежи с привязкой к местности. Из набора цифр, указанного на акте от 06.10.2021, не представляется возможным установить несоответствие выполненных работ и значение такого несоответствия, а также каким способом производились замеры.
Кроме того, суд округа принимает во внимание, что администрация при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций заявляла о том, что обмеры произведены неверно. Суды отклонили данные доводы без установления фактических обстоятельств дела.
В основу выводов о совершении правонарушения как главой администрации, так и администрацией положены результаты обмеров, отраженные в актах от 06.10.2021 и 07.10.2021. Из материалов дела следует, что администрация при рассмотрении заявления о признании незаконным постановления от 24.11.2022 N 21-050/дл/7 представила техническое заключение ООО "Глобал Эксперт" от 16.01.2023 N 503/22-ТЗ, в котором определены объемы и виды работ, выполненных индивидуальным предпринимателем Чрагяном А.А. по контракту от 22.03.2021 N 01183000164210000090001, которые соответствуют оплаченным администрацией.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судебные акты приняты по неполно установленным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 названного Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде первой инстанции либо были отвергнуты судом первой инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду следует правильно установить фактические обстоятельства данного дела, в том числе определить общий объем выполненных работ и соотнести этот объем с оплаченным администрацией, установить все элементы состава административного правонарушения, исследовать и дать оценку представленным в материалы дела доказательствам, дать оценку техническому заключению от 16.01.2023 N 503/22-ТЗ, после чего разрешить спор при правильном применении норм права, приняв законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.08.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2022 по делу N А32-29966/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При принятии судебных актов суды руководствовались статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2009 N 3-АД09-3.
...
Суды выявили, что по аналогичным нарушениям к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ привлечен глава администрации.
Глава администрации обратился в Белореченский районный суд с жалобой на постановление департамента от 23.12.2021 N 21-050/ДЛ/7 о привлечении к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ в виде 20 тыс. рублей штрафа.
...
Постановлением департамента от 24.11.2022 N 21-050/ДЛ/7 глава администрации признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде 20 тыс. рублей административного штрафа.
...
Суды пришли к выводу о наличии в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 апреля 2023 г. N Ф08-2059/23 по делу N А32-29966/2022
Хронология рассмотрения дела:
27.08.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5844/2024
17.05.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2831/2024
09.02.2024 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-29966/2022
17.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2059/2023
09.12.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18555/2022
05.10.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-29966/2022