г. Краснодар |
|
25 апреля 2023 г. |
Дело N А63-6823/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Коржинек Е.Л. и Твердого А.А., в отсутствие в судебном заседании истца - Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Георгиевскому городскому округу (ИНН 2625022869, ОГРН 1022601171108), ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (ИНН 2635134160, ОГРН 1102635006462), третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 по делу N А63-6823/2022, установил следующее.
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Георгиевскому городскому округу (далее - отдел) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к ТУ ФАУГИ в Ставропольском крае (далее - управление) о возложении обязанности принять в казну Российской Федерации объект недвижимого имущества - нежилое помещение общей площадью 76,2 кв. м с кадастровым номером 26:26:000000:5129, расположенное по адресу: Ставропольский край, г. Георгиевск, ул. Строителей, 13 (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
Решением суда от 29.08.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.02.2023, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении иска. Заявитель указывает, что управлением проведен осмотр передаваемого объекта недвижимого имущества, в ходе которого установлено, что объект находится в неудовлетворительном состоянии. По мнению управления, принять решение о включении объекта в прогнозный план (программу) приватизации на 2022 - 2024 годы не предоставляется возможным в связи с отсутствием у данного имущества инвестиционной привлекательности.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив законность судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, за отделом на праве оперативного управления закреплен объект недвижимого имущества - нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Георгиевск, ул. Строителей, 13, площадью 76.2 кв. м с кадастровым номером 26:26:000000:5129.
В связи с отсутствием потребности в использовании указанного объекта отдел с 2019 по 2022 годы неоднократно обращался в управление с вопросом о его изъятии из оперативного управления отдела и принятии в казну Российской Федерации.
В письме от 10.03.2019 N 22/4/1-5312 Министерство внутренних дел Российской Федерации согласовало прекращение права оперативного пользования отдела в отношении указанного объекта недвижимости (т. 1, л. д. 12).
В письме от 12.08.2019 N 212021 отдел сообщил управлению о проведении необходимых мероприятий по передаче в казну Российской Федерации объектов недвижимого имущества, в том числе названного объекта (т. 1, л. д. 14).
В письме от 21.11.2019 N 30938 отдел просил управление рассмотреть вопрос о принятии в казну Российской Федерации объектов недвижимости, в том числе спорного объекта (т. 1, л. д. 15).
В письме от 06.04.2020 управление сообщило отделу о необходимости предоставления дополнительного пакета документов, подтверждающего техническое состояние объекта недвижимости для определения возможности вовлечения в хозяйственный оборот путем передачи в аренду (т. 1, л. д. 16).
В письме от 29.04.2020 N 12465 отдел направил управлению акт технического осмотра нежилого помещения, расположенного по адресу г. Георгиевск, ул. Строителей, 13, согласно которому в целях приведения помещения в надлежащее состояние необходимо проведение капитального ремонта (т. 1, л. д. 17-18).
В адрес отдела поступило письмо от 05.06.2020 N 02-02/5197 исполняющей полномочия главы Георгиевского городского округа Ставропольского края Донец Ж.А. о том, что администрация Георгиевского городского округа нуждается в спорном нежилом помещении (т. 1, л. д. 20).
Управление в письме от 13.01.2022 N 26-03/75 сообщило отделу, что управлением подготавливается комплект документов для включения в прогнозный план (программу) приватизации данного недвижимого имущества.
При этом в письме от 18.02.2022 N 26-03/876 управление сообщило, что принятие решения о включении имущества в прогнозный план (программу) приватизации на 2022 - 2024 годы не предоставляется возможным в связи с отсутствием у него инвестиционной привлекательности.
Удовлетворяя иск, суды руководствовались следующим.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьей 209 Гражданского кодекса предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
По правилам пунктов 1 и 3 статьи 299 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Как указали суды, по смыслу статьи 236 Гражданского кодекса юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие об его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Из подпункта 4.1.9 пункта 4.1 Положения о Росимуществе, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 465, следует, что территориальный орган самостоятельно закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления в целях размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив наличие у отдела права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его управлению по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности отдела, согласование вопроса прекращения права оперативного управления спорного имущества с Министерством внутренних дел Российской Федерации, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, действующему законодательству, а также согласуются с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637, от 31.10.2018 N 304-ЭС18-17284 и от 25.04.2019 N 310-ЭС19-4356.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2023 по делу N А63-6823/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из подпункта 4.1.9 пункта 4.1 Положения о Росимуществе, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 465, следует, что территориальный орган самостоятельно закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления в целях размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
...
Выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, действующему законодательству, а также согласуются с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637, от 31.10.2018 N 304-ЭС18-17284 и от 25.04.2019 N 310-ЭС19-4356."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 апреля 2023 г. N Ф08-3020/23 по делу N А63-6823/2022