• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2023 г. N Ф08-1959/23 по делу N А32-32884/2021

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"В соответствии с результатами лабораторных исследований почвы, произведенных привлеченными специалистами ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" (протокол испытаний (измерений) проб почвы от 14.10.2020 N 55П), нефтепродукты в месте несанкционированного складирования отходов превышают в сравнении с фоновыми показателями в почве в 3,8 раз, алюминий - в 1,04 раза, барий - в 1,24 раза, кальций - в 1,091 раз, литий - в 1,18 раз, натрий - в 1,04 раза, стронций - в 1,6 раз.

При этом, проверив представленный истцом расчет ущерба, суды установили, что управление необоснованно применило положения пункта 10 Методики N 238, в соответствии с которым исчисляется размер вреда в результате порчи почвы при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами (в том числе линейными).

Согласно указанной Методике (в редакции, действовавшей в период обнаружения нарушений) под перекрытием почв надлежало понимать цементирование, бетонирование, устройство грунтовых и прочих искусственных покрытий, рельсовых путей и пр., осуществленные с целью улучшения эксплуатационных свойств поверхности земельного участка. Поскольку такового суды не установили, они отказали в иске в этой части.

Иными словами, несанкционированное размещение на земельном участке отходов (свалки) в спорный период не свидетельствует о перекрытии почв и не влечет возможность расчета размера ущерба по пункту 10 Методики N 238, поэтому довод управления о неправомерности отказа в возмещении ущерба в этой части не соответствует действовавшему в спорный период законодательству. Перекрытие почв местами несанкционированного размещения отходов производства и потребления стало основанием для возмещения ущерба после издания приказа Минприроды России от 18.11.2021 N 867.

При таких обстоятельствах вывод судов об отсутствии оснований для применения при расчете пункта 10 Методики N 238 является правильным. Внесение в последующем изменений приказом Минприроды России от 18.11.2021 N 867 в отсутствие соответствующих указаний не может служить основанием для ретроспективного применения этих изменений к обстоятельствам, имевшим место до такого изменения.

...

Плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" отнесены к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями."