г. Краснодар |
|
26 апреля 2023 г. |
Дело N А32-19572/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Ташу А.Х. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Динамика Краснодар" (ИНН 2308255140, ОГРН 1182375027009) - Милоша А.А. (доверенность от 06.04.2023), в отсутствие истца - администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (ИНН 2304026276, ОГРН 1022300777840), соответчика - Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (ИНН 2310018604, ОГРН 1022301611298) и третьего лица - муниципального унитарного предприятия благоустройства и хозяйственного обеспечения муниципального образования город-курорт Геленджик (ИНН 2304031653, ОГРН 1032301869973), извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Геленджик на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2022 по делу N А32-19572/2020, установил следующее.
Администрация муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд к Кубанскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов (далее - управление) и ООО "Динамика Краснодар" (далее - общество) со следующими исковыми требованиями:
- признать недействительными (ничтожными) следующие договоры водопользования: от 20.09.2019 N 00-06.03.00.002-М-ДНБВ-Т-2019-07973/00 для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями (реализация обучающих программ без применения моторных плавательных средств); от 25.09.2019 N 00-06.03.00.001-М-ДНБВ-Т-2019-07980/00 для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями (реализация обучающих программ без применения моторных плавательных средств); от 25.09.2019 N 00-06.03.00.001-М-ДНБВ-Т-2019-07981/00 для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями (реализация обучающих программ без применения моторных плавательных средств); от 25.09.2019 N 00-06.03.00.001-М-ДНБВ-Т-2019-07982/00 для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями (применение плавательных средств для проведения обучения и тренировок по занятиям надводными и подводными видами спорта);
- возложить на управление обязанность исключить из государственного водного реестра сведения об указанных договорах водопользования.
Исковые требования администрации мотивированы тем, что участки акватории, являющиеся предметом указанных договоров, пересекаются с участками, входящими в перечень участков берега с прилегающей к ним акваторией Черного моря на водных объектах общего пользования, расположенных в границах муниципального образования город-курорт Геленджик, опасных и запрещенных для купания, согласно приложению N 2 к постановлению администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 29.04.2019 N 962 "О мерах по обеспечению безопасности людей на водных объектах общего пользования, расположенных в границах муниципального образования город-курорт Геленджик" (в редакции постановления администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 12.09.2019 N 2187; далее - постановление N 962).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие благоустройства и хозяйственного обеспечения муниципального образования город-курорт Геленджик.
Решением суда от 24.10.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.12.2022, в иске отказано. Суды исходили из того, что истец не является стороной спорных сделок, при этом администрация не доказала, что оспариваемыми сделками нарушаются его права и законные интересы;
администрация не является уполномоченным органом, с которым необходимо согласовать условия использования водного объекта; оснований для отказа в предоставлении обществу государственной услуги по заключению договоров водопользования не установлено; в данном случае у администрации отсутствует право оспаривания сделок; включение участка акватории, являющегося предметом оспариваемых договоров, в перечень, предусмотренный приложением N 2 постановления N 962, не является основанием для признания договоров водопользования недействительными.
В кассационной жалобе администрация просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт, которым удовлетворить иск. По мнению заявителя, оспариваемые сделки нарушают нормы федерального и регионального законодательства, положения муниципальных правовых актов, права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц и администрации, как органа, осуществляющего правовое регулирование в данной сфере.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, а жалобу - без удовлетворения. Общество ссылается на то, что утвержденное администрацией постановление N 962 относится к нормативным актам органов местного самоуправления, поэтому в силу статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации не является правовым актом, содержащим нормы гражданского права. В связи с этим несоответствие оспариваемых договоров водопользования постановлению N 962 не влечет недействительности договоров на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.07.2010 N 2142/10 по делу N А51-10815/2009). Участки акватории предоставлены обществу не для купания, а в иных целях (реализация обучающих программ без применения моторных плавательных средств и с применением плавательных средств для проведения обучения и тренировок по занятиям надводными и подводными видами спорта), поэтому несоответствие оспариваемых договоров положениям постановления N 962 не доказано. В соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельностью от 12.10.2018 N 08836 общество оказывает услуги по реализации образовательных программ по восьми направлениям: подводный спорт; парусный спорт; плавание; водное поло; управление маломерными плавательными средствами; виндсерфинг; кайтинг; водные лыжи. Несмотря на установленный администрацией запрет на купание, общество имеет право реализовывать образовательные программы в сфере спорта при соблюдении необходимых требований (обследование дна, получение санитарно-гигиенических заключений). Основания для отказа уполномоченного органа в предоставлении водного объекта в пользование, предусмотренные пунктом 24 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 (далее - Правила N 165), пунктом 39 Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.05.2014 N 225 (документ утратил силу в связи с изданием приказа Минприроды России от 21.02.2022 N 119, вступившего в силу 11.04.2022; далее - Административный регламент), отсутствовали. Перечень оснований для отказа уполномоченного органа в предоставлении водного объекта в пользование, указанный в пункте 24 Правил N 165 и пункте 39 Административного регламента, является исчерпывающим, иных оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по заключению договора водопользования не предусмотрено. После получения от общества заявок на заключение договоров водопользования управление направило в заинтересованные органы исполнительной власти (Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю; Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю; департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края) проекты условий водопользования к договорам для использования акватории Черного моря, необходимой для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями. Отказов в согласовании условий водопользования заинтересованные органы в управление не предоставили. В период подготовки договоров водопользования действовало постановление N 962 в его первоначальной редакции и участки акватории, являющиеся предметом оспариваемых договоров, не пересекались с участками, входящими в перечень опасных и запрещенных для купания. В указанное постановление неоднократно вносились изменения, и установление администрацией временного запрета на купание не может влечь недействительность договоров водопользования, срок действия которых истекает в 2039 году. Администрация, предъявляя требования о признании договоров водопользования недействительными, при этом предоставляет прилегающие к акваториям участки пляжей для пользования третьим лицам, которые также осуществляют водопользование в отсутствие каких-либо разрешительных документов, то есть действует недобросовестно и злоупотребляет правами (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, управлением и обществом заключены следующие договоры водопользования:
- от 20.09.2019 N 00-06.03.00.002-М-ДНБВ-Т-2019-07973/00 для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями (реализация обучающих программ без применения моторных плавательных средств);
- от 25.09.2019 N 00-06.03.00.001-М-ДНБВ-Т-2019-07980/00 для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями (реализация обучающих программ без применения моторных плавательных средств);
- от 25.09.2019 N 00-06.03.00.001-М-ДНБВ-Т-2019-07981/00 для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями (реализация обучающих программ без применения моторных плавательных средств);
- от 25.09.2019 N 00-06.03.00.001-М-ДНБВ-Т-2019-07982/00 для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями (применение плавательных средств для проведения обучения и тренировок по занятиям надводными и подводными видами спорта).
Администрация, ссылаясь на то, что указанные договоры водопользования заключены с нарушениями норм действующего законодательства, которые влекут их недействительность (ничтожность), обратилась в арбитражный суд с иском.
Отказывая в иске, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствовались статьями 12, 153, 166, 168, 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", и исходили из того, что администрация не доказала наличие оснований для признания спорных сделок недействительными как нарушающих требования закона или иного правового акта и при этом посягающие на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Суды отметили, что стороной договоров водопользования администрация не является и ей не доказано, какие ее права нарушены в связи с заключением данных договоров и каким образом они будут восстановлены в случае удовлетворения иска.
Суды указали, что закрытый перечень оснований для отказа уполномоченного органа в предоставлении водного объекта в пользование, содержится в пункте 24 Правил N 165 и пункте 39 Административного регламента.
Согласно пункту 24 Правил N 165 (в редакции, действующей на момент заключения договоров водопользования) отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю в следующих случаях: документы представлены с нарушением требований, установленных названными Правилами; получен отказ федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов) или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, указанных в подпункте "б" пункта 22 Правил N 165, в согласовании условий водопользования; право пользования частью водного объекта, указанной в заявлении, предоставлено другому лицу, либо водный объект, указанный в заявлении, предоставлен в обособленное водопользование; использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичный перечень оснований для отказа уполномоченного органа в предоставлении водного объекта в пользование содержится в пункте 39 Административного регламента.
Администрация не относится федеральным органам исполнительной власти (их территориальных органов) или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, указанных в подпункте "б" пункта 22 Правил N 165, которые уполномочены согласовывать условия водопользования.
Суды учли цель предоставления водного объекта в пользование и установили отсутствие оснований для отказа в предоставлении водного объекта обществу в пользование, указанных в пункте 24 Правил N 165 и пункте 39 Административного регламента.
Статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает общее основание недействительности сделок, не соответствующих требованиям закона или иных правовых актов.
Согласно статье 3 Гражданского кодекса Российской Федерации под законами, содержащими нормы гражданского права, понимаются сам Кодекс и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы, а под иными правовыми актами - указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Другие нормативные акты: акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (инструкции, приказы, положения и т.п.), а также акты органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления - к законам и иным правовым актам не отнесены.
Утвержденное администрацией постановление N 962 относится к нормативным актам органов местного самоуправления, поэтому в силу статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации не является правовым актом, содержащим нормы гражданского права. В связи с этим несоответствие оспариваемых договоров водопользования постановлению N 962 не влечет недействительности договоров на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Указанное обстоятельство не отменяет обязанность общества при использовании водного объекта или его части в течение сроков действия договоров водопользования соблюдать как установленные требования, запреты и ограничения (в том числе установленные постановлением N 962), так и те, которые будут установлены в будущем.
Согласно абзацу второму пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судом на основании доказательств по делу (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 названного Кодекса), не допускается.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2022 по делу N А32-19572/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
А.Х. Ташу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 3 Гражданского кодекса Российской Федерации под законами, содержащими нормы гражданского права, понимаются сам Кодекс и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы, а под иными правовыми актами - указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Другие нормативные акты: акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (инструкции, приказы, положения и т.п.), а также акты органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления - к законам и иным правовым актам не отнесены.
Утвержденное администрацией постановление N 962 относится к нормативным актам органов местного самоуправления, поэтому в силу статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации не является правовым актом, содержащим нормы гражданского права. В связи с этим несоответствие оспариваемых договоров водопользования постановлению N 962 не влечет недействительности договоров на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2023 г. N Ф08-3026/23 по делу N А32-19572/2020