г. Краснодар |
|
28 апреля 2023 г. |
Дело N А32-8577/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Герасименко А.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ЮгЭнергоРесурс" (ИНН 2312127503, ОГРН 1062312034344) - Петина А.А. (доверенность от 26.12.2022), от третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - акционерного общества "НЭСК-электросети" - Михайленко П.В. (доверенность от 01.01.2023), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮгЭнергоРесурс" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2023 по делу N А32-8577/2021, установил следующее.
ООО "ЮгЭнергоРесурс" (далее - общество, сетевая организация) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 28.01.2021 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21- 5720/2020.
Определением суда от 01.04.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено АО "НЭСК-электросети".
Решением суда от 13.10.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.01.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, соблюдением срока, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным, отсутствием оснований для снижения размера штрафа.
В кассационной жалобе общество просит принятые судебные акты отменить, оспариваемое постановление управление отменить и прекратить производство по делу. По мнению подателя жалобы, суды не учли все обстоятельства спора, не оценили все доводы общества. Заявитель считает, что основания для привлечения общества к административной ответственности отсутствовали, а также суды неправомерно не снизили размер штрафа.
В отзыве на кассационную жалобу АО "НЭСК-электросети" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представители общества и АО "НЭСК-электросети" поддержали доводы жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, АО "НЭСК-электросети" в письме от 07.08.2020 N 121-НГ-08/2326/6212 обратилось в общество с заявкой на технологическое присоединение объекта электросетевого хозяйства в целях увеличения ранее присоединенной мощности. Указанное письмо общество получило 10.08.2020 вх. N 273 (далее - заявка).
Заявка подана в отношении ВЛ-10 кВ от ПС "ЗИП" до 2БКТП N 1571п, расположенной по адресу: г. Краснодар, ул. Тенистая/ул. б-р Строителей, максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 5700 кВт (с учетом ранее присоединенной 1000 кВт), при напряжении 10 кВ, категория надежности III.
Ранее присоединенная мощность подтверждается актом балансовой принадлежности и границ эксплуатационной ответственности за состояние электроустановок N 145 от 15.03.2007.
По результатам рассмотрения заявки сетевая организация в письме от 13.08.2020 N 173 (вх. АО "НЭСК-электросети" от 17.08.2020 N 6196) сообщила заявителю о приостановлении рассмотрения заявки ввиду отсутствия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект, подлежащий технологическому присоединению. Со стороны АО "НЭСК-электросети" к заявке в качестве правоустанавливающих документов приложены акт балансовой принадлежности и границ эксплуатационной ответственности за состояние электроустановок от 15.03.2007 N 145; договор финансовой аренды (лизинга) от 22.12.2009 N 022/09, соглашение о передаче права собственности от 20.09.2012 (приложение N 6.9 к договору лизинга); акты законченного строительством объекта N КС-14, инвентарная карточка основных средств формы N ОС-08. Иных документов общество у АО "НЭСК-электросети" не запрашивало.
АО "НЭСК-электросети" обратилось в управление с жалобой на неправомерные действия сетевой организации при рассмотрении заявки на технологическое присоединение объекта электросетевого хозяйства.
Посчитав, что сетевая организация неправомерно уклонилась от заключения договора на технологическое присоединение и приостановила рассмотрение заявки, должностное лицо управление составило в отношении общества протокол об административном правонарушении от 18.12.2020 по делу N 023/04/9.21-5720/2020 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением управления от 28.01.2021 по делу N 023/04/9.21-5720/2020 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде 600 тыс. рублей административного штрафа.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались статьями 69, 71, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьей 9.21 КоАП РФ, Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Суды установили, что АО "НЭСК-электросети" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу о возложении обязанности направить проект договора на технологическое присоединение по заявке от 03.07.2020 N 037 на увеличение мощности энергопринимающих устройств: ПС 110/10/6 кВ "ЗИП" присоединение "ЗИП302" на дополнительную мощность 4700 кВт по III категории надежности электроснабжения. Решением суда от 11.04.2022 по делу N А32-44441/2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.06.2022 и постановлением окружного суда от 06.10.2022, иск удовлетворен. В рамках данного дела суды установили, что компания обратилась к обществу с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств в целях увеличения ранее присоединенной мощности (дополнительно 4700 кВт), к спорной заявке на технологическое присоединение истец приложил предусмотренные пунктом 10 Правил N 861 документы. Поскольку компания представила все предусмотренные Правилами N 861 документы, у общества отсутствовали основания для приостановления рассмотрения заявки письмом от 17.08.2020 N 173. Кроме того, суды указали, что на стадии рассмотрения спорной заявки, направляя письма о приостановке ее рассмотрения по разным причинам, ответчик не приводил довод об отсутствии технической возможности технологического присоединения. Суды обязали общество направить компании заполненный и подписанный проект договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия по заявке истца от 03.07.2020 N 037.
С учетом изложенного суды пришли к выводу о том, что заявитель приложил все необходимые документы к заявке, поэтому сетевая организацией неправомерно приостановила рассмотрение заявки и уклонилась от заключения договора технологического присоединения объекта электросетевого хозяйства заявителя.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Кодекса, суды пришли к выводу о наличии в деянии сетевой организации состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Событие вменяемого заявителю административного правонарушения подтверждается представленными доказательствами: заявкой, приложением к заявке, протоколом об административном правонарушении, другими материалами административного дела. В деле отсутствуют доказательства, подтверждающие то, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, суды не установили. Материалами дела подтверждается, что процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Совершенное обществом правонарушение квалифицировано управлением по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Суды учли, что общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2020 по делу N А32-54893/2019, административное наказание исполнено в полном объеме 28.09.2020).
Основания для применения статей 2.9, 4.1, 4.1.1, 4.1.2 КоАП РФ суды не установили.
Апелляционный суд рассмотрел и обоснованно отклонил доводы общества о наличии оснований для снижения размера административного штрафа до 300 тыс. рублей, с учетом повторности привлечения к административной ответственности, суд сделал вывод об отсутствии оснований для снижения штрафа ниже низшего предела, определенного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф, соответствующий минимальному размеру санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. В деле также отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для сетевой организации необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности. Учитывая характер совершенного правонарушения, назначенное административным органом наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, соразмерно совершенному деянию по характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания.
Суд кассационной инстанции принимает во внимание, что возможность применения указанных норм является оценочной категорией и подлежит установлению применительно к обстоятельствам каждого конкретного рассматриваемого дела. Оценка вывода судебных инстанций о наличии или отсутствии обстоятельств, совокупности юридически значимых обстоятельств, позволяющих применить в рассматриваемом случае положения указанных статей, с учетом положений статей 286, 287 Кодекса, не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Доводы, изложенные в жалобе, не влияют на обоснованность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов, по существу сводятся к несогласию общества с оценкой судами обстоятельств дела. Между тем иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами обстоятельств, а также иное толкование закона не свидетельствуют о нарушении судами норм права и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2023 по делу N А32-8577/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционный суд рассмотрел и обоснованно отклонил доводы общества о наличии оснований для снижения размера административного штрафа до 300 тыс. рублей, с учетом повторности привлечения к административной ответственности, суд сделал вывод об отсутствии оснований для снижения штрафа ниже низшего предела, определенного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф, соответствующий минимальному размеру санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. В деле также отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для сетевой организации необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности. Учитывая характер совершенного правонарушения, назначенное административным органом наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, соразмерно совершенному деянию по характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 апреля 2023 г. N Ф08-3014/23 по делу N А32-8577/2021