г. Краснодар |
|
02 мая 2023 г. |
Дело N А53-31615/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием видео-конференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, от министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области - Бойко О.А. (доверенность от 24.03.2023), в отсутствие индивидуального предпринимателя главы КФХ Локтева А.И., извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2023 по делу N А53-31615/2021, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Локтев Анатолий Иванович (далее -предприниматель) обратился в суд с требованиями к министерству сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - министерство) о признании незаконным односторонний отказ от 04.06.2021 N 34.6/1552 от исполнения соглашения о предоставлении гранта "Агростартап" на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства.
Решением суда от 20.01.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.04.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что предприниматель обязан зарегистрироваться в качестве страхователя в 2019 году, однако зарегистрирован только 14.01.2020. На основании изложенного суды поддержали выводы министерства о том, что предпринимателем нарушены условия, установленные при предоставлении данного вида государственной поддержки, и сделали вывод о законности одностороннего отказа от 04.06.2021 N 34.6/1552 от исполнения соглашения о предоставлении гранта "Агростартап" на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства и о необходимости возврата средств гранта в областной бюджет в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.07.2022 решение суда от 20.01.2022 и постановление апелляционного суда от 23.04.2022 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области. Направляя дело на новое рассмотрение, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа указал, что суды не выясняли вопрос о соблюдении министерством срока предоставления гранта и условий соглашения, в деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о дате предоставления гранта, вместе с тем, данный вопрос входит в предмет исследования и имеет важное значения для рассмотрения вопроса о возможности предпринимателя исполнить условия положения с учетом возможного нарушения министерством условий соглашения от 09.12.2019 о сроке предоставления гранта. Выводы судов о том, что предприниматель не доказал, что имела место невозможность выполнения указанных действий в течение декабря 2019 года, являются немотивированными, учитывая нерассмотренные доводы предпринимателя.
При новом рассмотрении решением суда от 08.11.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.01.2023, иск удовлетворен. Суды признали односторонний отказ министерства от 04.06.2021 N 34.6/1552 от исполнения соглашения о предоставлении гранта "Агростартап" на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства незаконным. Судебные акты мотивированы тем, что спорный односторонний отказ министерства от исполнения соглашения о предоставлении гранта является незаконным, носит формальный характер при наличии в материалах дела доказательств добросовестного соблюдения предпринимателем условий целевого использования бюджетных средств. Подписывая соглашение от 09.12.2019, предприниматель рассчитывал получить грант до 16.12.2019, поскольку с 16.12.2019 до 31.12.2019 у него имелось время для поиска работников и регистрации в качестве страхователя в год получения гранта. Суды, установив фактическую дату получения гранта (25.12.2019), пришли к выводу о том, что подача предпринимателем заявления о регистрации в качестве страхователя в территориальный орган Фонда социального страхования 11.01.2020 и его регистрация 14.01.2020 с учетом допущенной министерством просрочки перечисления гранта предпринимателя вызвана действиями самого министерства, указанный срок являлся недостаточным для регистрации предпринимателя в качестве страхователя, учитывая дату заключения трудовых договоров 31.12.2019 и дату получения гранта.
В кассационной жалобе министерство просит отменить полностью решение суда от 08.11.2022 и постановление апелляционного суда от 12.01.2023, принять по делу новый судебный акт. которым в удовлетворении иска отказать. По мнению подателя жалобы, что срок для регистрации в территориальном органе Фонде социального страхования Российской Федерации для регистрации в качестве страхователя - в течение 5 рабочих дней с 25.12.2019 по 31.12.2021, являлся достаточным. Кроме того, Положением не установлена обязанность по совершению действий для регистрации предпринимателя в качестве страхователя только после получения гранта. Из указанных положений следует, что регистрация участника конкурсного отбора в качестве страхователя в Фонде социального страхования Российской Федерации может быть им осуществлена в году получения гранта и до подачи заявки на предоставление государственной поддержки. Заявитель апелляционной жалобы также полагает несостоятельным вывод суда о том, что министерством допущена просрочка перечисления гранта, ввиду того, что средства гранта предоставлены министерством предпринимателем 25.12.2019 с учетом сроков, установленных административным регламентом.
Отзыв на кассационную жалобу в материалы дела не представлен.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя министерства, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Суды установили, что в ноябре 2019 года Локтев А.И. обратился в министерство с заявлением на участие в конкурсном отборе на предоставление гранта "Агростартап" на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства в сумме 3 млн рублей.
В соответствии с требованиями Положения о порядке предоставления субсидии крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и центрам компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации за счет средств областного бюджета, в том числе за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по направлению - предоставление грантов "Агростартап" на реализацию проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - положение), утвержденного вышеуказанным постановлением Правительства Ростовской области от 28.05.2019 N 369.
9 декабря 2019 года Локтев А.И., министерство и администрация Кашарского района Ростовской области заключили соглашение о предоставлении гранта "Агростартап" на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства N 132 от 09.12.2019 (далее - соглашение), предметом которого является предоставление получателю из областного бюджета в 2019 году со сроком использования не более 18 месяцев с даты получения гранта в форме субсидии по направлению на предоставление грантов "Агростартап" (далее - грант) на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, предусматривающего использование части гранта на цели формирования неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, членом которого является указанное крестьянское (фермерское) хозяйство) в соответствии с бизнесом - планом "Разведение крупного рогатого скота молочного направления" (далее - бизнес - план). Согласно пункту 1.2 соглашения грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с перечнем затрат согласно приложению N 1 к настоящему соглашению, которое является неотъемлемой частью настоящего соглашения. Грант предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерству как получателю средств областного бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее - коды БК) на цели, указанные в разделе 1 настоящего соглашения, согласно приложению N 2 к настоящему соглашению в следующем в размере: в 2019 году 3 млн рублей по коду БК 809040517EI754800813, код цели 19-Е52.
Министерство перечислило предпринимателю грант в размере 3 млн рублей.
В соответствии с пунктом 4.2 раздела 4 Положения о порядке предоставления субсидии крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и центрам компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации за счет средств областного бюджета, в том числе за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по направлению - предоставление грантов "Агростартап" на реализацию проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - положение), утвержденного вышеуказанным постановлением Правительства Ростовской области от 28.05.2019 N 369 (в редакции от 09.10.2019, действовавшей на момент предоставления средств государственной поддержки), в случае несоблюдения получателем гранта целей, условий и порядка предоставления гранта, выявленного по фактам проверок, министерство в течение 10 рабочих дней со дня установления указанных фактов письменно уведомляет получателя гранта об одностороннем отказе от исполнения соглашения в соответствии со статьей 4501 Гражданского кодекса Российской Федерации и о необходимости возврата гранта в областной бюджет в полном объеме.
В связи с установлением факта невыполнения получателем средств государственной поддержки - Локтевым А.И. условий ее предоставления министерством направлено письмо от 04.06.2021 N 34.6/1552, являющееся решением об одностороннем отказе от исполнения соглашения и о необходимости возврата средств гранта в областной бюджет в полном объеме.
Решение об отказе от исполнения соглашения принято министерством в соответствии с требованиями постановления Правительства Ростовской области от 28.05.2019 N 369 "О порядке предоставления субсидии на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации". Приложением к положению установлен порядок проведения отбора предоставления субсидии крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и центрам компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации за счет средств областного бюджета, в том числе за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по направлению - предоставление грантов "Агростартап" на реализацию проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - порядок). Согласно абзацу третьему подпункта 7.5 пункта 7 вышеуказанного порядка участник конкурсного отбора - ИП Локтев А.И. обязан в год получения гранта: создать два рабочих места - при получении гранта в сумме свыше 2 млн рублей; зарегистрироваться в качестве страхователя и обеспечивать предоставление отчетности в Фонд социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном законодательством; представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения о страховых взносах и страховом стаже принятых работников в порядке, установленном законодательством.
Соответственно, заявитель обязан зарегистрироваться в качестве страхователя в 2019 году. Согласно информации Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.05.2021 N 01-09/6105-4805 Локтев А.И., являясь индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрирован в качестве страхователя 14.01.2020.
На основании изложенного, министерство пришло к выводу о том, что ИП Локтевым А.И. нарушены условия, установленные при предоставлении данного вида государственной поддержки.
В связи с установлением факта невыполнения получателем средств государственной поддержки условий ее предоставления министерство направило письмо от 04.06.2021 N 34.6/1552, являющееся решением об одностороннем отказе от исполнения соглашения и о необходимости возврата средств гранта в областной бюджет в полном объеме.
Несогласие с указанным односторонним отказом послужило основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды выполнили указания кассационной инстанции, руководствовались статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 34, 38, 78, 162, 306.1, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу пункта 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 указанной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Согласно информации Государственного учреждения - Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.05.2021 N 01- 09/6105-4805 Локтев А.И., являясь индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрирован в качестве страхователя 14.01.2020. При этом заявление о регистрации в качестве страхователя подано Локтевым А.И. в территориальный орган Фонда социального страхования 11.01.2020, по истечении 2019 года, в котором ему были предоставлены средства гранта.
Суды установили, что заявитель на момент заключения соглашения ознакомлен с порядком и условиями предоставления данного вида государственной поддержки, в связи с чем в силу принимаемых на себя обязательств должен был учесть необходимость и возможность создания рабочих мест, найма работников и заключения трудовых договоров, а также регистрации его в качестве страхователя в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации в 2019 году.
Вместе с тем, если одна из сторон соглашения не приступает своевременно к исполнению договора, исполнение соглашения в установленный соглашением срок другой стороной может стать невозможным. Согласно пункту 3.1 соглашения от 09.12.2019 грант предоставляется в течение 5 рабочих дней со дня подписания соглашения. Обязанность у получателя гранта создать два рабочих места - при получении гранта в сумме свыше 2 млн рублей; зарегистрироваться в качестве страхователя и обеспечивать предоставление отчетности в Фонд социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном законодательством; представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения о страховых взносах и страховом стаже принятых работников в порядке, установленном законодательством, возникает с даты получения гранта. С учетом изложенного, суды сделали правильный вывод о том, что министерству надлежало предоставить спорный грант до 16.12.2019. Подписывая соглашение от 09.12.2019, предприниматель рассчитывал получить грант до 16.12.2019, поскольку с 16.12.2019 до 31.12.2019 у него имелось время для поиска работников и регистрации в качестве страхователя в год получения гранта.
Суды установили, что предприниматель получил грант 25.12.2019, что подтверждается представленным в дело платежным поручением N 844638 от 25.12.2019 на сумму 3 млн рублей. Таким образом, с учетом новогодних и рождественских праздников подача заявления о регистрации в качестве страхователя в территориальный орган Фонда социального страхования 11.01.2020 и его регистрация 14.01.2020 с учетом допущенной министерством просрочки перечисления гранта предпринимателя вызвана действиями самого министерства, указанный срок являлся недостаточным для регистрации предпринимателя в качестве страхователя, учитывая дату заключения трудовых договоров 31.12.2019 и дату получения гранта (25.12.2019). Отсутствие регистрации предпринимателя в ФСС в качестве страхователя в 2019 году не свидетельствует о нецелевом использовании ИП Главой КФХ Локтевым А.И. бюджетных средств, поскольку предприниматель предпринял все необходимые меры к надлежащему исполнению принятых обязательств по использованию средств гранта в сроки и на цели, определенные соглашением. Каких-либо сведений о том, что предприниматель нарушил иные условия порядка получения и использования гранта в материалы дела не представлено, что министерством не оспаривалось.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о добросовестном соблюдении предпринимателем условий целевого использования бюджетных средств. Поскольку условие о возврате гранта в случае нарушения грантополучателем порядка его использования по своей природе является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права, то и нормы, устанавливающие порядок предоставления и правила расходования гранта, подлежат истолкованию с учетом защищаемого этой нормой законного интереса. Принимая во внимание принципы и цели предоставления гранта - безвозвратное и безвозмездное софинансирование затрат глав КФХ, связанных с развитием на территории сельских поселений крестьянского (фермерского) хозяйства, суды также правомерно пришли к выводу о том, что применение к получателю субсидии мер ответственности в виде ее возврата допустимо лишь в случае существенного нарушения последним предусмотренных соглашением обязательств и (или) прав уполномоченного органа, производящего выделение денежных средств, в результате совершения умышленных недобросовестных действий (бездействия), противоречащих смыслу и направленности такого соглашения.
Таким образом, в рассматриваемом случае, суды правильно установили, что нарушение носит формальный характер, вызвано действиями министерства, возложение на предпринимателя обязанности вернуть средства гранта поставит его в неравные условия с грантодателем, а уже достигнутый общественно полезный результат предоставления гранта будет нивелирован.
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что отказ министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области N 34.6/1552 от 04.06.2021 от исполнения соглашения о предоставлении гранта "Агростартап" на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства является незаконным.
Апелляционный суд обоснованно отклонил доводы жалобы министерства со ссылкой на подпункт 7.5 пункта 7 порядка, о том, что указанной нормой не установлена обязанность по совершению действий для регистрации предпринимателя в качестве страхователя только после получения гранта, на основании следующего. Суды установили, что соглашением о предоставлении гранта "Агростартап" от 09.12.2019 N 132 обязательство предпринимателя зарегистрироваться в качестве страхователя в ФСС не предусмотрено. Постановлением от 18.05.2020 N 455 в Положение внесены изменения, согласно которым обязанность получателя средств грантовой поддержки в год получения гранта зарегистрироваться в качестве страхователя в Фонде социального страхования исключена. Кроме того, указанное согласуется с вынесенным решением Ростовского областного суда от 30.06.2022 по делу N 3а-123/2022, изготовленным в полном объеме 11.07.2022, которым подпункт 7.5 пункта 7 порядка проведения отбора в редакции, применявшейся по 19.05.2020, признан недействующим.
При названных обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные предпринимателем требования.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2023 по делу N А53-31615/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
...
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 мая 2023 г. N Ф08-2936/23 по делу N А53-31615/2021
Хронология рассмотрения дела:
02.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2936/2023
12.01.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21161/2022
08.11.2022 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-31615/2021
13.07.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6390/2022
23.04.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3449/2022
20.01.2022 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-31615/2021