город Ростов-на-Дону |
|
12 января 2023 г. |
дело N А53-31615/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 января 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 08.11.2022 по делу N А53-31615/2021
по иску индивидуального предпринимателя Локтева Анатолия Ивановича
(ИНН 611583285085, ОГРНИП 319619600224221)
к министерству сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области
(ИНН 6163049444, ОГРН 1026103159378)
о признании одностороннего отказа незаконным,
при участии:
от министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области: представитель Бойко О.А. по доверенности от 07.04.2022,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Локтев Анатолий Иванович (далее - истец, предприниматель, ИП Локтев А.И.) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с требованиями к министерству сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области (далее - ответчик, министерство) о признании одностороннего отказа министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области N 34.6/1552 от 04.06.2021 от исполнения соглашения о предоставлении гранта "Агростартап" на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства незаконным.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.01.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.07.2022 решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.01.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2022 по делу N А53-31615/2021 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Направляя дело на новое рассмотрение, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа указал, что суды не выясняли вопрос о соблюдении министерством срока предоставления гранта и условий соглашения, в деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о дате предоставления гранта, вместе с тем, данный вопрос входит в предмет исследования и имеет важное значения для рассмотрения вопроса о возможности предпринимателя исполнить условия положения с учетом возможного нарушения министерством условий соглашения от 09.12.2019 о сроке предоставления гранта. Выводы судов о том, что предприниматель не доказал, что имела место невозможность выполнения указанных действий в течение декабря 2019 года, являются немотивированными, учитывая нерассмотренные доводы предпринимателя.
В частности, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа указал, что при новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, дать правовую оценку доводам предпринимателя, а также представленным по делу доказательствам, установить дату предоставления гранта, нарушило ли министерство условия соглашения о сроке предоставления гранта, имелось ли у предпринимателя возможность зарегистрироваться в качестве страхователя в 2019 году, учитывая нарушения срока предоставления гранта, установить все существенные для разрешения спора обстоятельства, после чего принять по делу законный и обоснованный судебный акт.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Ростовской области от 08.11.2022 иск удовлетворен. Суд признал односторонний отказ N 34.6/1552 от 04.06.2021 министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области от исполнения соглашения о предоставлении гранта "Агростартап" на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства незаконным.
Решение суда мотивировано тем, что спорный односторонний отказ министерства от исполнения соглашения о предоставлении гранта является незаконным, поскольку носит формальный характер при наличии в материалах дела доказательств добросовестного соблюдения предпринимателем условий целевого использования бюджетных средств.
Суд первой инстанции указал, что соблюдение предпринимателем условий целевого использования бюджетных средств обусловлено тем, что подписывая соглашение от 09.12.2019, предприниматель рассчитывал получить грант до 16.12.2019, поскольку с 16.12.2019 до 31.12.2019 у него имелось время для поиска работников и регистрации в качестве страхователя в год получения гранта.
Суд первой инстанции, установив фактическую дату получения гранта (25.12.2019), пришел к выводу о том, что подача предпринимателем заявления о регистрации в качестве страхователя в территориальный орган Фонда социального страхования 11.01.2020 и его регистрация 14.01.2020 с учетом допущенной министерством просрочки перечисления гранта предпринимателя вызвана действиями самого министерства, указанный срок являлся недостаточным для регистрации предпринимателя в качестве страхователя, учитывая дату заключения трудовых договоров 31.12.2019 и дату получения гранта.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что срок для регистрации в территориальном органе Фонде социального страхования Российской Федерации для регистрации в качестве страхователя - в течение 5 рабочих дней с 25.12.2019 по 31.12.2021, являлся достаточным. Кроме того, Положением не установлена обязанность по совершению действий для регистрации предпринимателя в качестве страхователя только после получения гранта. Из указанных положений следует, что регистрация участника конкурсного отбора в качестве страхователя в Фонде социального страхования Российской Федерации может быть им осуществлена в году получения гранта и до подачи заявки на предоставление государственной поддержки. Заявитель апелляционной жалобы также полагает о несостоятельности вывода суда о том, что министерством допущена просрочка перечисления гранта, ввиду того, что средства гранта были предоставлены министерством предпринимателем 25.12.2019 с учетом сроков, установленных административным регламентом.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
В судебном заседании представитель министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, в ноябре 2019 года Локтев А.И. обратился в министерство с заявлением на участие в конкурсном отборе на предоставление гранта "Агростартап" на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства в сумме 3 000 000 рублей.
В соответствии с требованиями Положения о порядке предоставления субсидии крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и центрам компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации за счет средств областного бюджета, в том числе за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по направлению - предоставление грантов "Агростартап" на реализацию проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - положение), утвержденного вышеуказанным постановлением Правительства Ростовской области от 28.05.2019 N 369, 09.12.2019 между Локтевым А.И., министерством, администрацией Кашарского района Ростовской области заключено соглашение о предоставлении гранта "Агростартап" на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства N 132 от 09.12.2019 (далее - соглашение), предметом которого является предоставление получателю из областного бюджета в 2019 году со сроком использования не более 18 месяцев с даты получения гранта в форме субсидии по направлению на предоставление грантов "Агростартап" (далее - грант) на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, предусматривающего использование части гранта на цели формирования неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, членом которого является указанное крестьянское (фермерское) хозяйство) в соответствии с бизнесом - планом "Разведение крупного рогатого скота молочного направления" (далее - бизнес - план).
Согласно пункту 1.2 соглашения грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с перечнем затрат согласно приложению N 1 к настоящему соглашению, которое является неотъемлемой частью настоящего соглашения. Грант предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными министерству как получателю средств областного бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее - коды БК) на цели, указанные в разделе 1 настоящего соглашения, согласно приложению N 2 к настоящему соглашению в следующем в размере: в 2019 году 3 000 000 рублей по коду БК 809040517EI754800813, код цели 19-Е52.
Министерством предпринимателю перечислен грант в размере 3 000 000 рублей.
Согласно пункту 3.3 соглашения условием предоставления гранта является согласие получателя на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставления гранта. Выражение согласия получателя на осуществление указанных проверок осуществляется путем подписания настоящего соглашения.
В соответствии с пунктом 4.2 раздела 4 Положения о порядке предоставления субсидии крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и центрам компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации за счет средств областного бюджета, в том числе за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по направлению - предоставление грантов "Агростартап" на реализацию проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - положение), утвержденного вышеуказанным постановлением Правительства Ростовской области от 28.05.2019 N 369 (в редакции от 09.10.2019, действовавшей на момент предоставления средств государственной поддержки), в случае несоблюдения получателем гранта целей, условий и порядка предоставления гранта, выявленного по фактам проверок, министерство в течение 10 рабочих дней со дня установления указанных фактов письменно уведомляет получателя гранта об одностороннем отказе от исполнения соглашения в соответствии со статьей 4501 Гражданского кодекса Российской Федерации и о необходимости возврата гранта в областной бюджет в полном объеме.
В связи с установлением факта невыполнения получателем средств государственной поддержки - Локтевым А.И. условий ее предоставления министерством направлено письмо от 04.06.2021 N 34.6/1552, являющееся решением об одностороннем отказе от исполнения соглашения и о необходимости возврата средств гранта в областной бюджет в полном объеме.
Решение об отказе от исполнения соглашения принято министерством в соответствии с требованиями постановления Правительства Ростовской области от 28.05.2019 N 369 "О порядке предоставления субсидии на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации".
Приложением к положению установлен порядок проведения отбора предоставления субсидии крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и центрам компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации за счет средств областного бюджета, в том числе за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по направлению - предоставление грантов "Агростартап" на реализацию проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - порядок).
Согласно абзацу третьему подпункта 7.5 пункта 7 вышеуказанного порядка участник конкурсного отбора - ИП Локтев А.И., обязан в год получения гранта:
создать два рабочих места - при получении гранта в сумме свыше 2000,0 тыс. рублей;
зарегистрироваться в качестве страхователя и обеспечивать предоставление отчетности в Фонд социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном законодательством;
представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения о страховых взносах и страховом стаже принятых работников в порядке, установленном законодательством.
Соответственно, заявитель обязан зарегистрироваться в качестве страхователя в 2019 году.
Согласно информации Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.05.2021 N 01-09/6105-4805 Локтев А.И., являясь индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрирован в качестве страхователя 14.01.2020.
На основании изложенного, министерство пришло к выводу о том, что ИП Локтевым А.И. нарушены условия, установленные при предоставлении данного вида государственной поддержки.
В связи с установлением факта невыполнения получателем средств государственной поддержки условий ее предоставления министерство направило письмо от 04.06.2021 N 34.6/1552, являющееся решением об одностороннем отказе от исполнения соглашения и о необходимости возврата средств гранта в областной бюджет в полном объеме.
Несогласие с указанным односторонним отказом послужило основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд.
Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
При предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий (пункт 5 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, формирует и предоставляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю бюджетных средств.
В силу статьи 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 Кодекса).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 указанной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).
Судом первой инстанции из материалов дела верно установлено, что министерством в целях исполнения возложенных обязанностей проведена проверка соблюдения грантополучателями соблюдения условий предоставления данного вида государственной поддержки министерством в адрес Государственного учреждения - Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации направлен запрос от 18.05.2021 N 34.6/1346 о дате подачи отдельными получателями средств государственной поддержки, в том числе Локтевым А.И., документов на регистрацию в качестве работодателя, дате регистрации в качестве работодателя, а также дате предоставления отчетности в Фонд социального страхования Российской Федерации согласно прилагаемой формы.
Согласно информации Государственного учреждения - Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.05.2021 N 01-09/6105-4805 Локтев А.И., являясь индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрирован в качестве страхователя 14.01.2020.
При этом заявление о регистрации в качестве страхователя подано Локтевым А.И. в территориальный орган Фонда социального страхования 11.01.2020, по истечении 2019 года, в котором ему были предоставлены средства гранта.
Исполняя указания Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, изложенные в постановлении от 13.07.2022, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области N 34.6/1552 от 04.06.2021 от исполнения соглашения о предоставлении гранта "Агростартап" на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства является незаконным.
Судом первой инстанции установлено, что заявитель на момент заключения соглашения был ознакомлен с порядком и условиями предоставления данного вида государственной поддержки, в связи с чем в силу принимаемых на себя обязательств должен был учесть необходимость и возможность создания рабочих мест, найма работников и заключения трудовых договоров, а также регистрации его в качестве страхователя в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации в 2019 году.
Вместе с тем, судом первой инстанции правомерно учтено следующее.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу части 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Если одна из сторон соглашения не приступает своевременно к исполнению договора, исполнение соглашения в установленный соглашением срок другой стороной может стать невозможным.
Согласно пункту 3.1 соглашения от 09.12.2019 о предоставлении гранта грант предоставляется в течение 5 рабочих дней со дня подписания соглашения. Обязанность у получателя гранта создать два рабочих места - при получении гранта в сумме свыше 2 млн рублей; зарегистрироваться в качестве страхователя и обеспечивать предоставление отчетности в Фонд социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном законодательством; представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения о страховых взносах и страховом стаже принятых работников в порядке, установленном законодательством, возникает с даты получения гранта.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно указал, что министерству надлежало предоставить спорный грант до 16.12.2019.
Подписывая соглашение от 09.12.2019, предприниматель рассчитывал получить грант до 16.12.2019, поскольку с 16.12.2019 до 31.12.2019 у него имелось время для поиска работников и регистрации в качестве страхователя в год получения гранта.
Как установлено судом, предприниматель получил грант 25.12.2019, что подтверждается представленным в дело платежным поручением N 844638 от 25.12.2019 на сумму 3 000 000 рублей.
Таким образом, подача заявления о регистрации в качестве страхователя в территориальный орган Фонда социального страхования 11.01.2020 и его регистрация 14.01.2020 с учетом допущенной министерством просрочки перечисления гранта предпринимателя вызвана действиями самого министерства, указанный срок являлся недостаточным для регистрации предпринимателя в качестве страхователя, учитывая дату заключения трудовых договоров 31.12.2019 и дату получения гранта.
Отсутствие регистрации предпринимателя в ФСС в качестве страхователя в 2019 году не свидетельствует о нецелевом использовании ИП Главой КФХ Локтевым А.И. бюджетных средств, поскольку предприниматель предпринял все необходимые меры к надлежащему исполнению принятых обязательств по использованию средств гранта в сроки и на цели, определенные соглашением.
Каких-либо сведений о том, что предприниматель нарушил иные условия порядка получения и использования гранта в материалы дела не представлено, что ответчиком не оспаривалось.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о добросовестном соблюдении предпринимателем условий целевого использования бюджетных средств.
Поскольку условие о возврате гранта в случае нарушения грантополучателем порядка его использования по своей природе является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права, то и нормы, устанавливающие порядок предоставления и правила расходования гранта, подлежат истолкованию с учетом защищаемого этой нормой законного интереса.
Принимая во внимание принципы и цели предоставления гранта - безвозвратное и безвозмездное софинансирование затрат глав КФХ, связанных с развитием на территории сельских поселений крестьянского (фермерского) хозяйства, суд первой инстанции также правомерно пришел к выводу, что применение к получателю субсидии мер ответственности в виде ее возврата допустимо лишь в случае существенного нарушения последним предусмотренных соглашением обязательств и (или) прав уполномоченного органа, производящего выделение денежных средств, в результате совершения умышленных недобросовестных действий (бездействия), противоречащих смыслу и направленности такого соглашения.
Таким образом, в рассматриваемом случае, суд первой инстанции правильно установил, что нарушение носит формальный характер, возложение на предпринимателя обязанности вернуть средства гранта поставит его в неравные условия с грантодателем, а уже достигнутый общественно полезный результат предоставления гранта будет нивелирован.
Апелляционный суд признает несостоятельными доводы жалобы министерства со ссылкой на подпункт 7.5 пункта 7 порядка, о том, что указанной нормой не установлена обязанность по совершению действий для регистрации предпринимателя в качестве страхователя только после получения гранта, на основании следующего.
Судом установлено, что соглашением о предоставлении гранта "Агростартап" N 132 от 09.12.2019 обязательство предпринимателя зарегистрироваться в качестве страхователя в ФСС не предусмотрено. Постановлением N 455 от 18.05.2020 в Положение внесены изменения, согласно которым обязанность получателя средств грантовой поддержки в год получения гранта зарегистрироваться в качестве страхователя в Фонде социального страхования исключена.
Кроме того, указанное согласуется с вынесенным решением Ростовского областного суда от 30.06.2022 по делу N 3а-123/2022, изготовленным в полном объеме 11.07.2022, которым подпункт 7.5 пункта 7 порядка проведения отбора в редакции, применявшейся по 19.05.2020, признан недействующим.
Таким образом, поскольку предприниматель предпринял все необходимые меры к надлежащему исполнению принятых обязательств по использованию средств гранта, существенных нарушений предпринимателем предусмотренных соглашением обязательств Министерством не выявлено, апелляционный суд полагает законным и обоснованным вывод суда о том, что требования истца о признании одностороннего отказа N 34.6/1552 от 04.06.2021 министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области от исполнения соглашения о предоставлении гранта "Агростартап" на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства незаконным подлежат удовлетворению.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.11.2022 по делу N А53-31615/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-31615/2021
Истец: Локтев Анатолий Иванович
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
02.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2936/2023
12.01.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21161/2022
08.11.2022 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-31615/2021
13.07.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6390/2022
23.04.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3449/2022
20.01.2022 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-31615/2021