г. Краснодар |
|
02 мая 2023 г. |
Дело N А53-30486/2022 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Трифоновой Л.А., без вызова и участия истца - акционерного общества "Туапсинский зерновой терминал" (ИНН 2365026121, ОГРН 1162365050980) и ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российский железные дороги" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2022 по делу N А53-30486/2022, установил следующее.
АО "Туапсинский Зерновой Терминал" (далее - терминал) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) о взыскании 4480 рублей штрафа за задержку приема вагонов.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 24.11.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.12.2022, иск удовлетворен полностью.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, статья 100 Федерального закона от 10.01.2013 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) не применима к спорным правоотношениям, у истца отсутствует право на предъявление ответчику требований, основанных на положениях указанной нормы. В отношении порожних вагонов истцом не представлено в материалы дела иных доказательств о точном времени окончания приемо-сдаточных операций в отношении этих вагонов, нежели время, указанное в памятках приемосдатчика как время уборки вагонов.
По порожним вагонам окончательным завершением приемо-сдаточных операций следует также считать время уборки вагона. После завершения приемо-сдаточных операций по передаче вагонов от владельца перевозчику на выставочном пути, вагоны считаются принятыми перевозчиком, и обязательства по договору эксплуатации пути необщего пользования считаются исполненными. Данные пути с момента принятия вагонов к перевозке перестают считаться выставочными и становятся приемо-отправочными.
В рамках перевозки порожних вагонов истец не является грузоотправителем, поскольку в перевозочных документах по данным отправкам указаны иные юридические лица. Перечисленные в расчете вагоны - это порожние вагоны, убираемые после выгрузки, грузоотправителями этих вагонов после разгрузки является не истец, а собственники порожнего подвижного состава, которые их направляли на погрузку к следующему клиенту. В данном случае терминал не является владельцем таких вагонов, эти вагоны не направлялись на промывку, пропарку или санитарную обработку. Заявитель также указывает на неправомерность отказа судов в применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В отзыве на кассационную жалобу терминал просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что железная дорога и ОАО "Туапсинский морской торговый порт" (далее - порт) заключили договор от 05.07.2018 N 85/7т, согласно которому осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего порту, примыкающего к станции Туапсе - Сортировочная СКЖД стрелочным переводом N 207 к пути N 6 и стрелочным переводом N 228 к пути N 5 парка "В", обслуживаемого локомотивом порта (собственным или арендованным).
Пунктом 13 договора предусмотрено, что контрагенту - терминалу вагоны подаются на условиях названного договора.
Согласно пункту 8 договора возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны по согласованию с железной дорогой доставляются локомотивом порта на один из свободных железнодорожных путей N 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17 парка "Б" станции Туапсе - Сортировочная, являющихся выставочными.
В пункте 9 договора установлено, что о передаче вагонов на железнодорожный выставочный путь парка "Б" станции Туапсе - Сортировочная приемосдатчик порта передает уведомление приемосдатчику груза и багажа станции Туапсе - Сортировочная (под роспись на экземпляре порта).
Пунктом 11 договора предусмотрено, что на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов - 9,5 часа.
В октябре - декабре 2021 года после выгрузки зерновых грузов терминала на путях необщего пользования в ожидании приема простаивали порожние вагоны.
В связи с задержкой уборки вагонов составлены акты общей формы и на основании статьи 100 Устава ответчику начислен штраф в размере 4480 рублей.
Поскольку железная дорога в порядке досудебного урегулирования спора не оплатила штраф, терминал обратился в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя иск, руководствуясь статьями 309, 310, 329, 330, 784, 785, 792, 793 Кодекса, статьями 44, 100, 119 Устава, Правилами приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.12.2016 N 374, исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку нарушение ответчиком сроков уборки вагонов подтверждено материалами дела. Расчет штрафа проверен судами и признан правильным, оснований для применения положений статьи 333 Кодекса не установлено.
Доводы ответчика том, что статья 100 Устава не применима к спорным правоотношениям и у истца отсутствует право на предъявление требований, основанных на положениях указанной нормы, отклонены судами первой и апелляционной инстанций. Суды установили, что терминал является контрагентом порта при станции Туапсе - Сортировочная СКЖД по смыслу статьи 60 Устава, на что указано в пункте 13 договора.
Порядок возврата вагонов на выставочные пути станции Туапсе - Сортировочная определен пунктами 2.8 и 2.9 Временной инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащем железной дороге и порту, примыкающем к станции Туапсе - Сортировочная СКЖД и используемом портом при выполнении приемо-сдаточных операций на приемоотправочных путях станции Туапсе - Сортировочная, утвержденной 22.03.2018 (далее - Инструкция). Установленный в Инструкции порядок предусматривает невозможность самостоятельного выезда локомотива порта на выставочные пути станции Туапсе - Сортировочная. Все действия порта по перестановке вагонов производятся по указанию дежурного по станции (ДСП) и маневрового диспетчера станции Туапсе - Сортировочная.
Проанализировав сложившиеся между сторонами правоотношения, истолковав условия договора и положения Инструкции, суды пришли к выводу о том, что приемо-сдаточные операции по возврату порожних вагонов осуществляются на станционных выставочных путях, при этом без получения согласия железной дороги порт не может вернуть порожние вагоны своего контрагента на станционные пути; субъектом правоотношений с железной дорогой по пользованию инфраструктурой является владелец порожних вагонов, а не грузополучатель (терминал) либо владелец пути необщего пользования (порт); железная дорога обязана принять порожние вагоны с припортовой станции и в отсутствие договора перевозки таких вагонов. То обстоятельство, что возврат вагонов осуществляется локомотивом порта как владельца пути необщего пользования, не исключает наличие у грузополучателя законного интереса в своевременном исполнении перевозчиком обязанности по согласованию возможности подачи таких вагонов с пути необщего пользования на станционные пути, поскольку длительная и не обоснованная потребностями грузополучателя либо порта занятость путей необщего пользования исключает для грузополучателя возможность нормального осуществления и планирования своей деятельности, использования указанных путей для приема и возврата иных вагонов. Если права и законные интересы грузополучателя на возврат порожних вагонов на станционные пути нарушаются по причинам, не зависящим от владельца пути необщего пользования, то грузополучатель вправе заявить требование о взыскании штрафа с железной дороги.
Доводы ответчика об отсутствии ответственности перевозчика за нарушение срока приема вагонов рассмотрены апелляционным судом и получили надлежащую оценку.
В отсутствие объективных доказательств установления иного разумного срока, необходимого железной дороге после получения уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к передаче на выставочный путь, суд исходил из необходимости соблюдения баланса интересов всех участников этих правоотношений, а также их определенности.
Отсутствие срока позволяло бы железной дороге, терминалу и порту непредсказуемо долго удерживать создавшуюся ситуацию в состоянии неопределенности равным образом для всех названных лиц, что не отвечало бы охраняемым законом принципам равенства участников гражданских правоотношений, стабильности гражданского оборота и определенности правоотношений сторон.
Довод о том, что заявленный размер штрафа является несоразмерным и суды необоснованно отказали в применении статьи 333 Кодекса, не принимается судом округа. С учетом ограничения полномочий суда кассационной инстанции (глава 35 АПК РФ) оценка соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 данной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив в порядке статей 286, 287 АПК РФ законность судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела, арбитражный суд кассационной инстанции пришел к выводу о соответствии выводов, содержащихся в судебных актах, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку суды не допустили существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые повлияли бы на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2022 по делу N А53-30486/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и дальнейшему обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Л.А. Трифонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Трифоновой Л.А., без вызова и участия истца - акционерного общества "Туапсинский зерновой терминал" (ИНН 2365026121, ОГРН 1162365050980) и ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российский железные дороги" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.11.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2022 по делу N А53-30486/2022, установил следующее.
...
В рамках перевозки порожних вагонов истец не является грузоотправителем, поскольку в перевозочных документах по данным отправкам указаны иные юридические лица. Перечисленные в расчете вагоны - это порожние вагоны, убираемые после выгрузки, грузоотправителями этих вагонов после разгрузки является не истец, а собственники порожнего подвижного состава, которые их направляли на погрузку к следующему клиенту. В данном случае терминал не является владельцем таких вагонов, эти вагоны не направлялись на промывку, пропарку или санитарную обработку. Заявитель также указывает на неправомерность отказа судов в применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 мая 2023 г. N Ф08-2945/23 по делу N А53-30486/2022