г. Краснодар |
|
03 мая 2023 г. |
Дело N А01-504/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Калуцких Р.Г. и Анциферова В.А., при участии в судебном заседании представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Регион-Юг" (ИНН 2311289036) - Емельяновой М.И. (доверенность от 02.03.2023), заинтересованных лиц: администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" - Шадже Р.Н. (доверенность от 09.03.2022), Комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству - Селивановой М.М. (доверенность от 09.01.2023), рассмотрев кассационные жалобы Комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству, администрации муниципального образования "Тахтамукайский район", на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 27.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2022 по делу N А01-504/2022, установил следующее.
ООО "Регион-Юг" (далее - общество, застройщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея к администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" (далее - администрация), Кабинету министров Республики Адыгея (далее - кабинет министров) с заявлением, в котором просило: признать незаконными решения администрации от 30.12.2021 N 01-6-6706, 01-6-6707, 01-6-6708 об отказе в выдаче разрешений на строительство; обязать администрацию выдать заявителю разрешения на строительство объектов: "Жилая застройка в юго-западной части а. Новая Адыгея, ул. Бжегокайская (кадастровый номер участка 01:05:2900013:207) муниципального образования "Старобжегокайское сельское поселение", Тахтамукайский район";
"Жилая застройка в а. Новая Адыгея, ул. Бжегокайская, 23 (кадастровый номер участка 01:05:2900013:21931) муниципального образования "Старобжегокайское сельское поселение", Тахтамукайский район"; "Жилая застройка в юго-западной части а. Новая Адыгея, ул. Бжегокайская (кадастровый номер участка 01:05:2900013:21785) муниципального образования "Старобжегокайское сельское поселение", Тахтамукайский район", в порядке, предусмотренном действующим градостроительным законодательством.
Определением от 11.08.2022 по настоящему делу выделено в отдельное производство требование общества о признании незаконным решения администрации от 30.12.2021 N 01-6-6707 об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта "Жилая застройка в а. Новая Адыгея, ул. Бжегокайская, 23 (кадастровый номер участка 01:05:2900013:21931) муниципального образования "Старобжегокайское сельское поселение", Тахтамукайский район" и обязания выдать заявителю разрешение на строительство указанного объекта (делу присвоен N А01-2739/2022).
Определением от 13.04.2022 произведена замена органа, осуществляющего публичные полномочия - кабинета министров на Комитет Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству (далее - комитет).
Решением от 27.09.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.12.2022, заявление общества удовлетворено: признаны незаконными решения администрации, выраженные в письмах от 30.12.2021 N 01-6-6706 и 01-6-6708, об отказе в выдаче разрешений на строительство объектов: "Жилая застройка в юго-западной части а. Новая Адыгея, ул. Бжегокайская (кадастровый номер участка 01:05:2900013:207) муниципального образования "Старобжегокайское сельское поселение", Тахтамукайский район" и "Жилая застройка в юго-западной части а. Новая Адыгея, ул. Бжегокайская (кадастровый номер участка 01:05:2900013:21785) муниципального образования "Старобжегокайское сельское поселение", Тахтамукайский район"; на администрацию возложена обязанность выдать застройщику разрешение на строительство названных объектов. Суды установили, что мотивами к отказу в выдаче обществу разрешений на строительство объектов, предполагаемых к размещению на земельных участках с кадастровыми номерами 01:05:2900013:207 и 01:05:2900013:21785, послужили: отсутствие в составе документов, представленных обществом, раздела решений и мероприятий, направленных на обеспечение доступа инвалидов к объектам капитального строительства; несогласование с уполномоченным органом проведения земляных работ (поднятие уровня земельного участка, выравнивание и т.д.), что может негативно отразиться на правах неопределенного круга лиц; отсутствие у ООО "РСО" необходимых мощностей, предусмотренных в проектных решениях по инженерно-техническому обеспечению жилых комплексов (водоснабжение, водоотведение и ливневая канализация); невнесение, в случае проектирования новых инженерных сетей, изменений в Программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры МО "Старобжегокайское сельское поселение". Однако, приведенные основания являются необоснованными, поскольку к заявлениям о выдаче разрешений на строительство застройщиком приложены все необходимые документы, предусмотренные пунктом 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), частью 17 Административного регламента оказания муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство" (административный регламент), утвержденного, постановлением главы муниципального образования "Тахтамукайский район" от 07.11.2013 N 3026 (в редакции, действовавшей на дату подачи заявлений от 23.12.2021). Судебные инстанции указали, что разделы проектной документации спорных объектов недвижимости: "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов" направлены в электронной форме на официальный электронный адрес лица, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство. Проектными решениями для рассматриваемых объектов обеспечены условия для маломобильных групп населения (выполнены адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы здания, используемые всеми группами населения). Согласно пункту 2.3 градостроительных планов земельных участков N RU 010530420060001-120 2021 г., N RU 010530420060001-119 2021 г. к иным предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства относится следующее требование: "Изменение общего рельефа земельного участка, осуществляемое путем выемки или насыпи земли, ведущее к изменению существующей водоотводной (дренажной) системы, к заболачиванию (переувлажнению) смежных участков или нарушению иных законных прав их владельцев, не допускается. При необходимости изменения рельефа должны быть выполнены мероприятия по недопущению возможных негативных последствий". В соответствии с текстовыми частями разделов проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" спорных объектов, земельные участки с кадастровыми номерами 01:05:2900013:21785, 01:05:2900013:207 не находятся в зоне опасных геологических процессов. Для отвода поверхностных вод произведена вертикальная планировка и проектируемая сеть ливневой канализации с использованием дождеприемных решеток, в проектируемую канализационно-насосную станцию (КНС). До строительства очистных сооружений ливневой канализации в а. Новая Адыгея временно предусмотрены дренажные колодцы ливневой канализации.
В соответствии с данными разделами принятые решения по организации рельефа вертикальной планировкой ("земляные работы" - поднятие уровня земельного участка, выравнивание и т.д.) соответствуют правилам землепользования и застройки МО "Старобжегокайское сельское поселение", которыми не предусмотрена обязанность застройщика согласовывать земляные работы с уполномоченным органом. Земляные работы, предусмотренные проектными решениями спорных объектов, не нарушают права собственников смежных земельных участков, а также неопределенного круга лиц.
Относительно отсутствия у ООО "РСО" (организации, подготовившей технические условия от 24.11.2021), необходимых мощностей, предусмотренных проектными решениями по инженерно-техническому обеспечению жилого комплекса (водоснабжение, водоотведение и ливневая канализация) суды указали, что для нормативного инженерного обеспечения необходимо выполнить на водозаборе строительство нового резервуара с насосной станцией второго подъема, на КНС и ливневой канализации - реконструкцию с увеличением мощности. Общество представило материалы по инженерно-техническому обеспечению водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации спорных объектов (договор подряда от 07.12.2021 N 14, заключенный с ООО "КубаньБурВод" (подрядчик) на разработку проектной и рабочей документации для нормативного инженерного обеспечения спорных объектов; соглашение от 10.12.2021 о достигнутых договоренностях с ООО "КубаньБурВод" на выполнение по заданию общества (заказчик) подрядных работ по реконструкции водозабора, КНС (адрес: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, Старобжегокайское сельское поселение, а. Новая Адыгея, ул. Береговая, 1), сетей водоснабжения и водоотведения. Кроме того, в проектной документации спорных объектов предусмотрены проектные решения по водоснабжению водоотведению - подразделы "Система водоснабжения", "Система водоотведения". Согласно письму ООО "РСО" от 16.02.2022 N 12 данная организация осуществляет свою деятельность исключительно за счет собственных средств, располагает необходимыми мощностями, предусмотренными проектными решениями по инженерно-техническому обеспечению жилых комплексов (водоснабжение, водоотведение и ливневая канализация); имеет возможность осуществить технологическое присоединение к собственным сетям вновь создаваемых объектов, при соблюдении технологических условий. В оспариваемых отказах администрации отсутствует обоснование необходимости внесения изменений в Программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры МО "Старобжегокайское сельское поселение" при прокладке новых сетей коммуникаций. Положительными заключениями экспертизы проектной документации спорных объектов, подготовленными ООО "КОИН-С" (2021 год), подтверждено ее соответствие результатам инженерных изысканий, заданию застройщика на проектирование, требованиям технических регламентов. С учетом экспертного заключения от 06.06.2022 N 22-830, подготовленного ООО "Фин Экс" по итогам судебной экспертизы документации, в отношении спорных объектов капитального строительства, суды пришли к выводу о том, что отказы администрации от 30.12.2021 N 01-6-6706 и 01-6-6708 в выдаче застройщику разрешений на строительство незаконны, нарушают права общества в сфере предпринимательской (экономической) деятельности, поэтому, подлежат признанию незаконными с возложением на данный орган обязанности по устранению допущенных нарушений путем выдачи испрашиваемых разрешений.
В кассационных жалобах администрация и комитет просят решение от 27.09.2022 и апелляционное постановление от 01.12.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что суд не вправе подменять функции уполномоченного органа, в ведении которого находится принятие решения о выдаче разрешений на строительство. Удовлетворяя заявление общества, суды дали оценку обстоятельствам, связанным с объемом и способом направления материалов проектной документации в отношении жилой застройки земельных участков с кадастровыми номерами 01:05:2900013:207 и 01:05:2900013:21785 многоквартирными жилыми домами, и порядку соблюдения административных процедур при получении данных материалов. При этом выдача разрешения на строительство как административная процедура, в первую очередь, направлена на установление соответствия направленных застройщиком документов и сведений, требованиям и условиям, содержащимся в документах территориального планирования, документации по планировке территории, градостроительному плану земельного участка и виду разрешенного использования, а также ограничениям, установленным земельным и иным законодательством Российской Федерации. В основу оспариваемых решений органа местного самоуправления положено несколько оснований, однако, суды при рассмотрении дела ограничились проверкой отдельных, удовлетворив заявление общества. Возложив на администрацию обязанность по выдаче разрешения на строительство в отсутствие в материалах дела данных о соответствии закону градостроительной и проектной документации, суды не приняли во внимание, что восстановление нарушенных прав заявителя возможно путем повторного рассмотрения заявления общества, поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса проверка комплектности и содержания представленных документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, является прерогативой уполномоченного органа местного самоуправления. Избранный судами способ устранения нарушенных прав и законных интересов застройщика в виде возложения на администрацию обязанности по выдаче разрешения на строительство объектов недвижимого имущества, в рассматриваемом случае не подлежал применению.
Общество в отзыве указало на несостоятельность доводов кассационных жалоб, а также законность состоявшихся судебных актов. По мнению застройщика, все аргументы заинтересованных лиц проверены судами и получили надлежащую правовую оценку.
Определением от 22.03.2023 судебное разбирательство по кассационным жалобам откладывалось до 12 часов 00 минут 25.04.2023; в назначенное время судебное заседание продолжено.
Определением от 24.04.2023 произведена замена судьи Мещерина А.И. на судью Анциферова В.А. в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), дело рассмотрено с самого начала.
В судебном заседании представители комитета и администрации поддержали доводы кассационных жалоб, представив решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 12.04.2023 по делу N 2а-1047/2023, которым удовлетворен иск гр-ки Надбайловой Е.Г.: признаны незаконными действия администрации по разрешению разработки документации по проекту планировки территории для земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами 01:05:2900013:207 и 01:05:2900013:21785.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационных жалобах и отзыве, выслушав представителей спорящих сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что жалобы удовлетворению не подлежат, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 01:05:2900013:207 площадью 36 215 кв. м находится в распоряжении администрации и передан в аренду обществу сроком до 30.06.2055 на основании соглашения от 22.04.2020 об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 29.06.2006 N 31 (регистрационная запись в ЕГРН от 06.05.2020 N 01:05:2900013:207-01/031/2020-2).
Земельный участок кадастровым номером 01:05:2900013:21785 площадью 42 285 кв. м находится в распоряжении администрации и передан в аренду обществу сроком до 07.09.2055 на основании договора аренды земельного участка от 07.09.2021 N 55 (регистрационная запись в ЕГРН от 13.09.2021 N 01:05:2900013:21785-01/033/2021-1).
23 декабря 2021 года общество обратилось в администрацию с заявлениями о выдаче разрешений на строительство объектов: "Жилая застройка в юго-западной части а. Новая Адыгея, ул. Бжегокайская муниципального образования "Старобжегокайское сельское поселение", Тахтамукайский район", площадь застройки 6407,6 кв. м, на земельном участке с кадастровым номером 01:05:2900013:207 площадью 36 215 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения малоэтажного и средне-этажного жилищного строительства, расположенном по адресу: Российская Федерация, Республика Адыгея, Тахтамукайский муниципальный район, а. Новая Адыгея, муниципальное образование "Старобжегокайское сельское поселение";
и "Жилая застройка в юго-западной части а. Новая Адыгея, ул. Бжегокайская муниципального образования "Старобжегокайское сельское поселение", Тахтамукайский район", площадь застройки 8349,8 кв. м, на земельном участке с кадастровым номером 01:05:2900013:21785 площадью 42 285 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения малоэтажного и средне-этажного жилищного строительства, расположенном по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, муниципальное образование "Старобжегокайское сельское поселение".
24 декабря 2021 года общество дополнительно к поданным 23.12.2021 документам на электронную почту отдела архитектуры, градостроительства и муниципального земельного контроля администрации - arch_tahtamukay@mail.ru направило разделы проектной документации объектов недвижимости "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов".
27 декабря 2021 года в администрацию представлены положительные заключения экспертизы на проектную документацию объектов, подготовленные ООО "КОИН-С".
30 декабря 2021 года по результатам рассмотрения заявлений застройщика администрация подготовила решения: N 01-6-6706 - об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта: "Жилая застройка в юго-западной части а. Новая Адыгея, ул. Бжегокайская муниципального образования "Старобжегокайское сельское поселение", Тахтамукайский район", площадь застройки 6407,6 кв. м, планируемого к размещению на земельном участке с кадастровым номером 01:05:2900013:207; N 01-6-6708 - об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта: "Жилая застройка в юго-западной части а. Новая Адыгея, муниципального образования "Старобжегокайское сельское поселение", Тахтамукайский район", площадь застройки 8349,80 кв. м, планируемого к размещению на земельном участке с кадастровым номером 01:05:2900013:21785.
Отказы мотивированы отсутствием в составе документов раздела решений и мероприятий, направленных на обеспечение доступа инвалидов к объектам капитального строительства; несогласование застройщиком с уполномоченным органом проведения земляных работ (поднятие уровня земельного участка, выравнивание и т.д.); отсутствие у ООО "РСО" необходимых мощностей, предусмотренных в проектных решениях по инженерно-техническому обеспечению жилых комплексов (водоснабжение, водоотведение и ливневая канализация); невнесение, в случае проектирования новых инженерных сетей, изменений в Программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Старобжегокайское сельское поселение".
Ссылаясь на незаконность решений администрации, нарушение прав (интересов) общества как застройщика объектов капитального строительства, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по правилам главы 24 Кодекса.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
На основании части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, если иной порядок не предусмотрен данным кодексом.
По смыслу норм статей 198, 200 и 201 Кодекса для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений (действий, бездействия), принятых органами, осуществляющими публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения (действий, бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Градостроительного кодекса законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основаны на принципах, закрепленных в статье 2 Градостроительного кодекса, к числу которых относятся: обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункты 1, 4).
Выдача разрешений на строительство, расположенных на территориях поселений, относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений (подпункт 5 пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса, подпункт 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом (часть 1 статьи 51).
По общему правилу, установленному частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса, разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. При этом прием от застройщика заявления о выдаче разрешения на строительство, документов, необходимых для получения разрешения на строительство, информирование о порядке и ходе предоставления услуги и выдача разрешения на строительство могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (пункт 6.1 статьи 51).
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому прилагаются документы, указанные в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 данной статьи документов (часть 10 статьи 51 названного кодекса).
Уполномоченный орган в течение семи рабочих дней со дня получения заявления: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 Градостроительного кодекса).
В части 17 административного регламента, утвержденного постановлением главы муниципального образования "Тахтамукайский район" от 07.11.2013 N 3026, приведен перечень документов, обязательных к представлению с заявлением о выдаче разрешения на строительство. Согласно пункту 19 данного регламента (в редакции, действовавшей на дату подачи заявлений общества от 23.12.2021) документы, предусмотренные пунктом 17, могут быть направлены в электронной форме; данная муниципальная услуга предоставляется отделом архитектуры, градостроительства и муниципального земельного контроля администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" (пункт 12 административного регламента).
На официальном сайте администрации в сети "Интернет" указана электронная почта отдела архитектуры, градостроительства и муниципального земельного контроля администрации - arch_tahtamukay@mail.ru.
В силу требований статьи 82 Кодекса для разъяснения возникших при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Определением от 11.05.2022 суд первой инстанции назначил по делу судебную экспертизу, проведение которой поручил ООО "Фин Экс"; объектами исследования явилась документация в отношении спорных объектов капитального строительства;
по итогам экспертизы получено экспертное заключение от 06.06.2022 N 22-830, которое суды признали соответствующим требованиям Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 71 Кодекса арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды пришли к выводу о правомерности заявленных требований. Проанализировав мотивы отказов администрации, изложенные в решениях от 30.12.2021 N 01-6-6706, 01-6-6708, суды указали, что разделы проектной документации спорных объектов недвижимости: "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов" дополнительно направлены в электронной форме на официальный электронный адрес лица, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство. Проектными решениями для рассматриваемых объектов обеспечены условия для маломобильных групп населения (выполнены адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы здания, используемые всеми группами населения). Согласно пункту 2.3 градостроительных планов земельных участков N RU 010530420060001-120 2021 г., N RU 010530420060001-119 2021 г. к иным предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства относится следующее требование: "Изменение общего рельефа земельного участка, осуществляемое путем выемки или насыпи земли, ведущее к изменению существующей водоотводной (дренажной) системы, к заболачиванию (переувлажнению) смежных участков или нарушению иных законных прав их владельцев, не допускается. При необходимости изменения рельефа должны быть выполнены мероприятия по недопущению возможных негативных последствий". Согласно текстовым частям разделов проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" рассматриваемых объектов, земельные участки с кадастровыми номерами 01:05:2900013:21785 и 01:05:2900013:207 не находятся в зоне опасных геологических процессов. Для отвода поверхностных вод произведена вертикальная планировка и проектируемая сеть ливневой канализации с использованием дождеприемных решеток, в проектируемую КНС. До строительства очистных сооружений ливневой канализации в а. Новая Адыгея временно предусмотрены дренажные колодцы ливневой канализации.
В соответствии с данными разделами принятые решения по организации рельефа вертикальной планировкой ("земляные работы" - поднятие уровня земельного участка, выравнивание и т.д.) соответствуют правилам землепользования и застройки МО "Старобжегокайское сельское поселение", которыми не предусмотрена обязанность застройщика согласовывать земляные работы с уполномоченным органом. Земляные работы, предусмотренные проектными решениями спорных объектов, не нарушают права собственников смежных земельных участков, а также неопределенного круга лиц.
В настоящее дело застройщик представил материалы по инженерно-техническому обеспечению водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации спорных объектов (договор подряда от 07.12.2021 N 14, заключенный с ООО "КубаньБурВод" (подрядчик) на разработку проектной и рабочей документации для нормативного инженерного обеспечения спорных объектов; соглашение от 10.12.2021 о достигнутых договоренностях с ООО "КубаньБурВод" на выполнение по заданию общества (заказчик) подрядных работ по реконструкции водозабора, КНС, сетей водоснабжения и водоотведения. Кроме того, в проектной документации спорных объектов предусмотрены проектные решения по водоснабжению водоотведению - разделы "Система водоснабжения", "Система водоотведения". ООО "РСО" располагает необходимыми мощностями, предусмотренными проектными решениями, по инженерно-техническому обеспечению жилых комплексов (водоснабжение, водоотведение и ливневая канализация); имеет возможность осуществить технологическое присоединение к собственным сетям вновь создаваемых объектов, при соблюдении технологических условий. В оспариваемых отказах администрации отсутствует обоснование необходимости внесения изменений в Программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры МО "Старобжегокайское сельское поселение" при прокладке новых сетей коммуникаций. Положительными заключениями экспертизы проектной документации спорных объектов, подготовленными ООО "КОИН-С" (2021 год), подтверждено ее соответствие результатам инженерных изысканий, заданию застройщика на проектирование, требованиям технических регламентов. С учетом экспертного заключения от 06.06.2022 N 22-830, подготовленного ООО "Фин Экс" по итогам судебной экспертизы документации, в отношении спорных объектов капитального строительства, суды пришли к выводу о том, что отказы администрации от 30.12.2021 N 01-6-6706 и 01-6-6708 в выдаче застройщику разрешений на строительство незаконны, нарушают права общества в сфере предпринимательской (экономической) деятельности, поэтому, подлежат признанию незаконными с возложением на данный орган обязанности по устранению допущенных нарушений путем выдачи застройщику испрашиваемых разрешений.
Арбитражный суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа принять решение, устраняющее допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
Применительно к данной норме Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 26 постановления от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснил следующее. Признав оспоренное решение незаконным, суд независимо от наличия соответствующего требования в заявлении вправе указать наделенным публичными полномочиями органу на необходимость принятия конкретного решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах заявителя в случае установления всех обстоятельств, служащих основанием материальных правоотношений. Отказ в удовлетворении этого требования допустим только при установлении обстоятельств, исключающих возможность такого удовлетворения, а ограничение признанием оспоренного решения незаконным без возложения на наделенный публичными полномочиями орган определенных обязанностей - только, когда путем такого признания достигается соответствующая защита.
В силу пункта 4 статьи 2 Закона Республики Адыгея от 28.07.2021 N 490 "О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти Республики Адыгея" (далее - Закон N 490), пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 12.01.2022 N 4 "О некоторых вопросах Комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству" выдача разрешения на строительство отнесена к полномочиям Комитета Республики Адыгея по архитектуре и градостроительству. Закон от 28.07.2021 N 490 вступил в силу с 1 января 2022 года. Согласно пункту 2 статьи 5 положения данного Закона не распространяются на правоотношения, связанные с принятием решений, указанных в статье 2, в случае если документы, необходимые для принятия указанных решений, на момент его вступления в силу переданы в уполномоченный орган местного самоуправления для принятия решений.
В этой связи суды обоснованно указали, что нарушенные права общества на получение испрашиваемых разрешений на строительство могут быть эффективно восстановлены путем обязания администрации выдать разрешения на строительство спорных объектов. Доказательства невозможности устранения выявленных замечаний на момент введения объектов недвижимости в эксплуатацию, в материалах дела отсутствуют.
По ходатайству администрации определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.01.2023 исполнение решения от 27.09.2022 и постановления суда апелляционной инстанции от 01.12.2022 приостанавливалось до рассмотрения кассационных жалоб.
С учетом срока приостановления исполнения судебных актов (часть 4 статьи 283 Кодекса) на отмену приостановления исполнения судебного акта указывается в постановлении суда кассационной инстанции, принимаемом по результатам рассмотрения кассационной жалобы, либо в отдельном определении (абзац 5 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Поскольку кассационные жалобы администрации и комитета рассмотрены, принятое определением от 25.01.2023 приостановление исполнения обжалуемых судебных актов по настоящему делу утратило силу и подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 27.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2022 по делу N А01-504/2022 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Применительно к данной норме Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 26 постановления от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснил следующее. Признав оспоренное решение незаконным, суд независимо от наличия соответствующего требования в заявлении вправе указать наделенным публичными полномочиями органу на необходимость принятия конкретного решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах заявителя в случае установления всех обстоятельств, служащих основанием материальных правоотношений. Отказ в удовлетворении этого требования допустим только при установлении обстоятельств, исключающих возможность такого удовлетворения, а ограничение признанием оспоренного решения незаконным без возложения на наделенный публичными полномочиями орган определенных обязанностей - только, когда путем такого признания достигается соответствующая защита.
...
С учетом срока приостановления исполнения судебных актов (часть 4 статьи 283 Кодекса) на отмену приостановления исполнения судебного акта указывается в постановлении суда кассационной инстанции, принимаемом по результатам рассмотрения кассационной жалобы, либо в отдельном определении (абзац 5 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 мая 2023 г. N Ф08-950/23 по делу N А01-504/2022
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9887/2024
12.09.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12698/2024
03.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-950/2023
01.12.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19816/2022
27.09.2022 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-504/2022