г. Краснодар |
|
04 мая 2023 г. |
Дело N А61-2349/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Драбо Т.Н. и Епифанова В.Е., при ведении протокола помощником судьи Зубко А.Н., с участием в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания, от третьего лица - Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального научного центра "Владикавказский научный центр Российской академии наук" - Гетоевой Д.И. (доверенность от 26.08.2022), Цибирова А.Г. (доверенность от 01.03.2021), в отсутствие заявителей: главы крестьянского (фермерского) хозяйства Тохтамышева Рамазана Хасанбиевича (ИНН 150400662290), главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бекоева Сослана Фидаровича (ИНН 150103635381), органа, решение которого оспаривается, - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Тохтамышева Р.Х. и главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бекоева С.Ф. на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.06.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2022 по делу N А61-2349/2021, установил следующее.
Глава КФХ Тохтамышев Р.Х. обратился в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление) о признании недействительным распоряжения управления от 30.04.2021 N 15-46-р "О предоставлении земельного участка, находящегося в федеральной собственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному государственному бюджетному учреждению "Опытная станция "Ольгинское"" (далее - распоряжение от 30.04.2021 N 15-46-р);
делу присвоен N А61-2349/2021.
Глава КФХ Бекоев С.Ф. обратился в арбитражный суд с заявлением к управлению о признании недействительным распоряжения управления от 30.04.2021 N 15-46-р;
делу присвоен N А61-2350/2021. 05 мая 2023 года
Определением от 28.08.2021 указанные заявления объединены в одно производство с присвоением единого номера N А61-2349/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "Опытная станция "Ольгинское"" (далее - учреждение) и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее - министерство).
При рассмотрении дела в суде первой инстанции произведена процессуальная замена третьего лица на правопреемника - Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Федеральный научный центр "Владикавказский научный центр Российской академии наук"" (далее - научный центр).
Решением от 30.06.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.10.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные инстанции исходили из того, что земельный участок с кадастровым номером 15:03:0000000:43 предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования бюджетному учреждению, которое длительно и непрерывного использует его в целях сельскохозяйственного производства; кроме того, за учреждением на праве оперативного управления закреплено федеральное имущество, расположенное в границах спорного земельного участка. Оспариваемое заявителями распоряжение соответствуют требованиям действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы глав КФХ. Оснований отказа в предоставлении учреждению земельного участка, предусмотренных пунктом 24 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) не имелось. Оспариваемое распоряжение соответствует требованиям действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителей.
В кассационной жалобе главы КФХ Тохтамышев Р.Х. и Бекоев С.Ф. просят решение от 30.06.2022 и постановление апелляционного суда от 14.10.2022 отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указывая, что оспариваемое распоряжение принято в нарушение требований статьи 39.17 и пункта 24 статьи 39.16 Земельного кодекса, поскольку данный распорядительный акт препятствует главам КФХ реализовать свое право на получение земельных участков в аренду. Заявления глав КФХ полностью соответствовали требованиям статьи 39.17 Земельного кодекса, оснований для отказа в предоставлении государственной услуги из числа, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, не имелось. Безосновательное предоставление учреждению спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 15:03:0000000:43 площадью 4671,9588 га (пашни), при дефиците сельскохозяйственных земель на территории Республики Северная Осетия - Алания, создает для указанного хозяйствующего субъекта преимущественные условия производства. Документального подтверждения тому, что данный участок предоставлен учреждению не для осуществления дополнительных видов деятельности коммерческого характера, а для осуществления основного вида (научная деятельность), не имеется. Оспариваемое распоряжение издано без необходимого документального основания в отсутствие надлежащего заявления учреждения, что является нарушением порядка предоставления, установленного пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса.
Отзывы на кассационную жалобу в арбитражный суд округа не представлены.
На основании статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания.
В судебном заседании представители третьего лица, присутствующие в суде, обеспечивающем организацию видеоконференц-связи, возражали против удовлетворения жалобы, ссылались на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, указали, что выводы судебных инстанций основаны на представленных в дело доказательствах и соответствуют нормам действующего законодательства.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд (арбитражный суд, организующий проведение судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи) не обеспечили. Судебное разбирательство проведено в порядке части 3 статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе, выслушав представителей научного центра, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению, с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, решением главы местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия - Алания от 13.11.1995 N 302 ОПХ "Ольгинское" (правопредшественник учреждения) выдан государственный акт N 355 на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 15:03:0000000:43 площадью 5065,64 га, из них: 4400,93 га - пашни. Правообладателем данного участка является Российская Федерация (запись о регистрации от 31.12.2011 N 15-15-03/175/2011-067).
16 февраля 2016 года управление и учреждение заключили договор аренды земельного участка N 2/ФЗа.
Учреждение обратилось в управление с заявлениями от 05.06.2019 N 3 и 19.06.2019 N 13 об изменении права аренды на право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком в соответствии с частью 2 статьи 39.9 Земельного кодекса, а также о закреплении объектов недвижимости на праве оперативного управления в соответствии с частью 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
В целях ускорения принятия решения учреждение повторно направило заявление в управление 17.07.2019.
Для дальнейшего закрепления земельного участка за учреждением заключено соглашение от 16.09.2019 о расторжении договора аренды от 16.02.2016 N 2/ФЗа, которое зарегистрировано в установленном законом порядке 18.12.2019. В пункте 2 соглашения от 16.09.2019 стороны предусмотрели, что оно является документом, подтверждающим факт передачи учреждению земельного участка без составления передаточного акта.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.10.2018 N 2174-р ФГУП "Ольгинское" Республики Северная Осетия - Алания реорганизовано в форме преобразования в ФГБУ "Опытная станция "Ольгинское"", в последующем присоединено к научному центру (т. 3, л. д. 6 - 10).
Распоряжением Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20.08.2020 N 323-р "О закреплении федерального имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением "Опытная станция "Ольгинская"" прекращено право хозяйственного ведения ФГУП "Ольгинское" на объекты недвижимого имущества в связи с прекращением деятельности путем реорганизации в форме преобразования в ФГБУ "Опытная станция "Ольгинское"" и исключением из Единого государственного реестра юридических лиц 03.06.2019. Объекты недвижимости закреплены за ФГБУ "Опытная станция "Ольгинское"" на праве оперативного управления.
5 октября 2020 года и 11.02.2021 (повторно) учреждение обратилось в управление с заявлением о предоставлении спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Письмом от 15.03.2021 N 15-ЗБ/576 управление отказало в предоставлении земельного участка учреждению, поскольку границы участка не установлены.
9 апреля 2021 года глава КФХ Тохтамышев Р.Х. обратился в управление с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков площадью 281,1531 га, 494,4191 га, 122,2859 га, 280,3351 га, 121,6909 га в аренду без проведения торгов путем образования из земельного участка с кадастровым номером 15:03:0000000:43 для осуществления сельскохозяйственного производства. С заявлениями о предварительном согласовании земельных участков иной площадью на праве аренды, образованных из спорного земельного участка, в управление также обратился глава КФХ Бекоев С.Ф.
30 апреля 2021 года на основании распоряжения управления N 15-46-р учреждению предоставлен спорный земельный участок; 04.06.2021 осуществлена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования учреждения.
11 мая 2021 года управление направило в адрес учреждения распоряжение от 30.04.2021 N 15-46-р, отозвав ранее направленное письмо от 15.03.2021 N 15-ЗБ/576.
27 мая 2021 года в удовлетворении заявлений глав КФХ отказано с указанием на то, что испрашиваемый земельный участок предоставлен учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Полагая, что распоряжение от 30.04.2021 N 15-46-р противоречит действующему законодательству, заявители обратились в арбитражный суд с заявлениями в порядке главы 24 Кодекса.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом.
Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 данного кодекса).
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, а обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В подпункте 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным) (подпункт 2 пункта 2 статьи 39.9 Земельного кодекса).
При этом в пункте 4 статьи 39.9 Земельного кодекса указано, что не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, названным в данной статье лицам на других правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования, если иное не предусмотрено статьями 39.10 и 39.20 этого кодекса.
В силу пунктов 1, 2 статьи 39.17 Земельного кодекса для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением необходимых документов.
Исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса.
Статьей 39.18 Земельного кодекса определен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса).
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4 статьи 39.18 Земельного кодекса).
Пунктом 2 статьи 39.16 Земельного кодекса предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего кодекса.
По правилам статьи 71 Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9 и 65 Кодекса).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства, суды предыдущих инстанций установили, что спорный земельный участок представляет собой единое землепользование, состоящее из 10 контуров, сведения о котором внесены в кадастр 24.11.2011. Земельный участок с кадастровым номером 15:03:0000000:43 зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерацией и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования учреждению (научному центру), которое длительно и непрерывно использует спорный земельный участок, на котором расположено закрепленное за учреждением на праве оперативного управления федеральное имущество. Оснований для отказа в предоставлении учреждению спорного земельного участка, предусмотренных пунктом 24 статьи 39.16 Земельного кодекса, суды не установили. Оспариваемое распоряжение соответствует требованиям действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителей (доказательства обратного материалы дела не содержат).
Доводы кассационной жалобы изучены и отклонены коллегией окружного суда, поскольку проверены и учтены судами обеих инстанций при рассмотрении дела, не опровергают их выводы; у суда кассационной инстанции в силу предоставленных полномочий отсутствуют основания для переоценки выводов предыдущих инстанций (статьи 286, 287 Кодекса).
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и апелляционного постановления (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.06.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2022 по делу N А61-2349/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства, суды предыдущих инстанций установили, что спорный земельный участок представляет собой единое землепользование, состоящее из 10 контуров, сведения о котором внесены в кадастр 24.11.2011. Земельный участок с кадастровым номером 15:03:0000000:43 зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерацией и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования учреждению (научному центру), которое длительно и непрерывно использует спорный земельный участок, на котором расположено закрепленное за учреждением на праве оперативного управления федеральное имущество. Оснований для отказа в предоставлении учреждению спорного земельного участка, предусмотренных пунктом 24 статьи 39.16 Земельного кодекса, суды не установили. Оспариваемое распоряжение соответствует требованиям действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителей (доказательства обратного материалы дела не содержат).
Доводы кассационной жалобы изучены и отклонены коллегией окружного суда, поскольку проверены и учтены судами обеих инстанций при рассмотрении дела, не опровергают их выводы; у суда кассационной инстанции в силу предоставленных полномочий отсутствуют основания для переоценки выводов предыдущих инстанций (статьи 286, 287 Кодекса).
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и апелляционного постановления (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 мая 2023 г. N Ф08-1290/23 по делу N А61-2349/2021