г. Краснодар |
|
10 мая 2023 г. |
Дело N А32-12379/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Воловик Л.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" - Карася Р.В. (доверенность от 12.01.2023), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2023 по делу N А32-12379/2020, установил следующее.
ПАО "Мобильные ТелеСистемы" в лице филиала в Краснодарском крае (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 12.03.2020 N 13 о привлечении к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей.
Решением от 01.10.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.02.2022,, суд удовлетворил заявленное требование.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.06.2022 решение Арбитражного суда Краснодарского края и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Решением от 15.12.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.02.2023, суд отказал в удовлетворении требования.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение от 15.12.2022 и постановление апелляционной инстанции от 02.02.2023 и принять новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления от 12.03.2020 N 13. По мнению общества, до проведения управлением обследования и составления акта от 12.02.2020, факт нахождения антенно-мачтового сооружения на спорном земельном участке установлен всей совокупностью документов, приложенных к письму прокурора Новокубанского района от 04.09.2019 N 6637, а то обстоятельство, что указанное письмо не содержит слова "проверка" или слова о том, что проверка проводилась прокурором, не свидетельствует о недостаточности собранных прокурором материалов для обнаружения административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Согласно части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом приведенных положений статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также требований части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление установило, что на земельном участке с кадастровым номером 23:21:0401018:231, относящемся к категории земель населенных пунктов, предназначенном для размещения объекта инженерной инфраструктуры, расположено антенно-мачтовое сооружение, т. е. он используется в соответствии с его принадлежностью к названной категории земель и видом разрешенного использования. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 23:21:0401018:231, правами не обременен. Установив, что указанный земельный участок использовался обществом без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на размещение антенно-мачтового сооружения связи, управление пришло к выводу о том, что данные действия общества образуют событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 12.03.2020 по делу N 13 общество привлечено к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса в виде 100 тыс. рублей административного штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции установили фактические обстоятельства по данному делу, исследовали и оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, руководствуясь статьями 22, 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, Кодексом, разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 1 постановления от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного обществом требования. При этом судебные инстанции исходили из следующего.
Статьей 7.1 Кодекса предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, земельный участок, расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский р-н, Новокубанское г/п, г. Новокубанск, 32 метра на северо-восток от пересечения улицы Сокольская и улицы Осенняя, кадастровый номер 23:21:0401018:231, площадью 100,0 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - для размещения объекта инженерной инфраструктуры; по данным ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 23:21:0401018:231, правами не обременен. Общество представило прокурору информацию о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:21:0401018:231 используется для размещения антенно-мачтового сооружения связи. Согласно данным, содержащимся в ЕГРЮЛ, основным видом деятельности общества является "Деятельность в области связи на базе беспроводных технологий" (61.20).
При административном обследовании земельного участка 12.02.2020 управление установило, что земельный участок с кадастровым номером 23:21:0401018:231, расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский р-н, Новокубанское г/п, г. Новокубанск, 32 метра на северо-восток от пересечения улицы Сокольская и улицы Осенняя, с разрешенным использованием - для размещения объекта инженерной инфраструктуры по внешним признакам используется в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, на земельном участке расположено антенно-мачтовое сооружение связи. Согласно составленному управлением по результатам обследования акту от 12.02.2020 - в результате обследования получены достаточные данные для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении, в порядке статьи 28.1 Кодекса.
Оценив представленные в материалы дела акт административного обследования объекта земельных отношений от 12.02.2020 N 9, протокол об административном правонарушении от 27.02.2020 N 9, другие представленные в материалы дела доказательства и, установив, что земельный участок с кадастровым номером 23:21:0401018:231, площадью 100,0 кв. м, категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для размещения объекта инженерной инфраструктуры используется обществом без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок для размещения антенно-мачтового сооружения связи, судебные инстанции пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.1 Кодекса.
При этом судебные инстанции исходили из того, что письмо прокурора Новокубанского района от 04.06.2019 N 6637 не является документом, содержащим и фиксирующим событие административного правонарушения, данным письмом прокурор направил в орган контроля (надзора), который уполномочен выявлять нарушения гражданами и юридическими лицами земельного законодательства, информацию для организации проверочных мероприятий. Суды установили, что письмо прокурора Новокубанского района от 04.06.2019 N 6637 и приложенные к нему материалы не содержали достаточных данных для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.1 Кодекса, при этом названное письмо содержало в себе прямое указание на необходимость, по результатам организации и проведения мероприятий по государственному земельному надзору, привлечения виновных лиц к административной ответственности, тем самым прокурор возлагал на управление обязанность проведения следующих мероприятий: организацию проведения контрольно-надзорных мероприятий; установление наличия (отсутствия) признаков нарушения земельного законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса, как следствие, события административного правонарушения и состава, в том числе в части субъективной стороны вины; организацию привлечения к административной ответственности виновных лиц (возбуждение дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.1 Кодекса посредством составления протокола об административном правонарушении, вынесение определения о назначении времени и места рассмотрения дела, вынесение постановления по делу об административном правонарушении в порядке и в срок, установленные Кодексом).
Судебные инстанции, установив, что письмом прокурора Новокубанского района не был выявлен сам факт совершения обществом административного правонарушения; в материалах дела отсутствуют сведения о проведении прокурором Новокубанского района проверки соблюдения земельного законодательства в отношении общества, исходили из того, что прокурором Новокубанского района материалы проверки, содержащие достаточные данные для возбуждения дела об административном правонарушении, не направлялись; административное расследование не проводилось.
Суды установили, что после поступления в управление письма прокурора Новокубанского района, было принято решение о проведении контрольно-надзорного мероприятия в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 N 251 "Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений" в целях проверки соблюдения земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером 23:21:0401018:231, расположенном по адресу: Краснодарский край, Новокубанский р-н, Новокубанское г/п, г. Новокубанск, 32 метра на северо-восток от пересечения улицы Сокольская и улицы Осенняя.
Управлением проведено обследование спорного земельного участка и составлен акт обследования от 12.02.2020, которым зафиксирован факт наличия события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 7.1 Кодекса.
Установив указанные обстоятельства, учитывая положения части 4 статьи 28.1 Кодекса, суды пришли к выводу о том, что в данном случае, срок давности для привлечения общества к административной ответственности начинает исчисляться с 12.02.2020.
Довод общества о том, что датой обнаружения административного правонарушения следует считать 18.11.2019 (дата получения прокурором сведений о принадлежности антенно-мачтового сооружения связи обществу) суд апелляционной инстанции оценил и, с учетом установленных по данному делу конкретных обстоятельств, дал ему соответствующую оценку.
Вывод судебных инстанций о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса и обоснованном его привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 тыс. рублей, основан на исследовании и оценке представленных в материалы дела доказательств и документально обществом не опровергнут. Административное наказание назначено обществу в соответствии с санкцией статьи 7.1 Кодекса.
Судебные инстанции установили соблюдение управлением порядка производства по делу об административном правонарушении и предусмотренного статьей 4.5 Кодекса срока для привлечения общества к административной ответственности для данной категории дел. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, суды не выявили. Административное наказание назначено обществу в соответствии с санкцией статьи 7.1 Кодекса.
С учетом изложенного судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое обществом постановление управления от 12.03.2020 N 13 является законным.
Доводы общества выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судебными инстанциями правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2023 по делу А32-12379/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Управлением проведено обследование спорного земельного участка и составлен акт обследования от 12.02.2020, которым зафиксирован факт наличия события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 7.1 Кодекса.
Установив указанные обстоятельства, учитывая положения части 4 статьи 28.1 Кодекса, суды пришли к выводу о том, что в данном случае, срок давности для привлечения общества к административной ответственности начинает исчисляться с 12.02.2020.
...
Вывод судебных инстанций о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса и обоснованном его привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 тыс. рублей, основан на исследовании и оценке представленных в материалы дела доказательств и документально обществом не опровергнут. Административное наказание назначено обществу в соответствии с санкцией статьи 7.1 Кодекса.
Судебные инстанции установили соблюдение управлением порядка производства по делу об административном правонарушении и предусмотренного статьей 4.5 Кодекса срока для привлечения общества к административной ответственности для данной категории дел. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, суды не выявили. Административное наказание назначено обществу в соответствии с санкцией статьи 7.1 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 мая 2023 г. N Ф08-4231/22 по делу N А32-12379/2020
Хронология рассмотрения дела:
10.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4231/2022
02.02.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-23557/2022
15.12.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-12379/20
08.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4231/2022
07.02.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21596/2021
01.10.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-12379/20