г. Краснодар |
|
12 мая 2023 г. |
Дело N А63-4096/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Гиданкиной А.В. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Антоновым А.Г., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Ставропольский бройлер" - Долидович Е.Е. (доверенность от 01.01.2023), в отсутствие заявителя - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ставропольский бройлер" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.10.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2022 по делу N А63-4096/2022, установил следующее.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в Ростовской, Волгоградской и Астраханской областях и Республике Калмыкия обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ставропольский бройлер" к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 07.10.2022, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2022, общество с ограниченной ответственностью "Ставропольский бройлер" (далее - общество) привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса и ему назначено наказание в виде 300 тыс. рублей административного штрафа.
В кассационной жалобе общество просит изменить указанные судебные акты в части назначения наказания. Общество полагает, что назначенное наказание не соразмерно существу и последствиям допущенного обществом административного нарушения.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они являются законными и обоснованными.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 14.10.2021 в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (приказ Минсельхоза России от 3.06.2017 N 318 "Об утверждении Порядка предоставления информации в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии и получения информации из нее"), в компонент "СИРАНО" ФГИС "ВетИС" поступила информация, содержащая данные лабораторных исследований: срочный отчет о выявлении продукции, не отвечающей требованиям ветеринарных санитарных правил и норм по форме 4-вет "В" от 14.10.2021 N 08557, протокол испытаний ФГБУ "Ростовский Референтный центр Россельхознадзора" от 20.10.2021 N 08557 с приложением документов, согласно которым 27.09.2021 специалистами управления в рамках пищевого мониторинга (проведение лабораторных исследований в рамках Плана государственного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов, приказ Россельхознадзора от 28.12.2020 N 1409 (в редакции от 11.08.2021 N 899) у предпринимателя Филь Дмитрия Валерьевича, по адресу: Ростовская область, Мясниковский район, с. Чалтырь, 5-я Линия, 7 "А" проведен отбор пробы тушка цыпленка - бройлера "Благояр" охлажденная, 1 сорт, выработанного 26.09.2021, 05-05-18, ООО "Ставропольский бройлер" филиал "Мясоптицекомбинат "Благодарненский" (356420, Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный, ул. Вокзальная, 37), о чем составлен акт отбора проб от 27.09.2021 N 2399463.
Протоколом испытаний от 20.10.2021 N 08557 установлено несоответствие отобранного образца (тушки цыпленка-бройлера "Благояр") по показателю клопидол 3,2 мкг/кг (при нормативном значении не допускается), требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011).
Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода управления о нарушении обществом требований пункта 1 статьи 1, пунктов 1, 4 статьи 5, пунктов 1, 3 статьи 13, пункта 3 статьи 19 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", пункта 1 статьи 15, пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов, части 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 18.02.2022 N 02/1-13-144/2022 о наличии в действиях общества события правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.43 Кодекса и обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 14.43 Кодекса нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.
Действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43 Кодекса, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от 300 тыс. до 600 тыс. рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой (часть 2 статьи 14.43).
Объективную сторону указанного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям. Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.
Удовлетворяя заявленное управлением требование, суд первой инстанции исходил из допущенного обществом нарушения законодательства в области технического регулирования, выразившегося в производстве и реализации продукции (тушка цыпленка-бройлера "Благояр", 1 сорт охлажденная 1 сорт, выработанного 26.09.2021, 05-05-18, ООО "Ставропольский бройлер" филиал "Мясоптицекомбинат "Благодарненский"), не соответствующей требованиям статей 5, 7, 10, 13, 19 ТР ТС 021/2011 и, руководствуясь положениями статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", статей 1, 3, 15 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", ТР ТС 021/2011, сделав вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 Кодекса, удовлетворил заявленное управлением требование о привлечении общества к административной ответственности. Вывод суда первой инстанции поддержан судом апелляционной инстанции.
Суды учли, что допущенное обществом правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере соблюдения требований технических регламентов, связанных с охраной жизни и здоровья граждан, поэтому носит общественно опасный характер; установленные частью 3 статьи 13 и частью 3 статьи 19 ТР ТС 021/2011 требования являются требованиями к процессу производства и направлены на выведение лекарственного средства из организма животного до его убоя, что предполагает отсутствие остатков лекарственных препаратов в получаемом из него продовольственном сырье и, соответственно, изготовленной из такого сырья продукции и обоснованно указали, что обнаружение остатков лекарственных препаратов в такой продукции (тушка цыпленка-бройлера "Благояр") свидетельствует о нарушении обществом требований ТР ТС 021/2011.
Клопидол - это ветеринарный кокцидиостатик, применяемый для профилактики и лечения кокцидиозов у птицы и сельскохозяйственных животных, применение которого должно осуществляться в строгом соответствии с инструкцией, а перед получением пищевой продукции и сырья животного, которое подверглось лечению, необходимо соблюдать период каренции (период ожидания выведения препарата из организма животного). Превышение концентраций лекарственных препаратов в продукции животного происхождения является небезопасным.
Таким образом, установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о доказанности управлением факта выпуска обществом в обращение пищевой продукции, не соответствующей требованиям технического регламента, употребление которой может повлечь угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 Кодекса. Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению обществом требований действующего законодательства в области осуществляемой деятельности, суды не установили.
Вместе с тем, суды не учли, что годичный срок давности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса следует исчислять с момента совершения правонарушения, т. е. с даты выпуска в обращение обществом спорной продукции. Как следует из материалов дела и установлено судами, спорная продукция (тушки цыпленка-бройлера "Благояр") выработана обществом 26.09.2021 и передана индивидуальному предпринимателю Филь Д.В. 27.09.2021, у которого 27.09.2021 и была отобрана проба этой продукции. Согласно протоколу об административном правонарушении от 18.02.2022 N 02/1-13-144/2022 обществу вменено производство (изготовление) спорной продукции, содержащей клопидол, т. е. нарушение требований технического регламента, как изготовителем на стадии производства (изготовления) продукции (тушки цыпленка-бройлера "Благояр").
Совершенное обществом правонарушение не является длящимся, считается оконченным с момента выпуска в обращение спорной продукции. В данном случае, датой совершения правонарушения обществом как производителем (изготовителем) спорной продукции и лицом, выпустившим её в обращение, является день не позднее 27.09.2021 и срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса следует исчислять с указанной даты.
Указанная правовая позиция поддержана Верховным Судом Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.05.2023 N 308-ЭС 23-5406).
При принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности суд должен проверить, не истек ли срок давности, установленный статьей 4.5 Кодекса для данной категории дел. В случае пропуска указанного срока, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного административным органом требования, поскольку согласно пункту 6 статьи 24.5 Кодекса одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
Полный текст решения суда первой инстанции о привлечении общества к административной ответственности изготовлен 07.10.2022, т. е. с момента изготовления и выпуска обществом как производителем (изготовителем) в обращение спорной продукции, не соответствующей требованиям технического регламента, до привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса прошло более года.
С учетом изложенного судебные акты надлежит отменить как незаконные, в удовлетворении заявленного административном органом требования - отказать.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.10.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2022 по делу N А63-4096/2022 отменить.
В удовлетворении заявления о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ставропольский бройлер" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Совершенное обществом правонарушение не является длящимся, считается оконченным с момента выпуска в обращение спорной продукции. В данном случае, датой совершения правонарушения обществом как производителем (изготовителем) спорной продукции и лицом, выпустившим её в обращение, является день не позднее 27.09.2021 и срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса следует исчислять с указанной даты.
...
При принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности суд должен проверить, не истек ли срок давности, установленный статьей 4.5 Кодекса для данной категории дел. В случае пропуска указанного срока, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного административным органом требования, поскольку согласно пункту 6 статьи 24.5 Кодекса одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
Полный текст решения суда первой инстанции о привлечении общества к административной ответственности изготовлен 07.10.2022, т. е. с момента изготовления и выпуска обществом как производителем (изготовителем) в обращение спорной продукции, не соответствующей требованиям технического регламента, до привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса прошло более года."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 мая 2023 г. N Ф08-15028/22 по делу N А63-4096/2022