г. Краснодар |
|
15 мая 2023 г. |
Дело N А32-27487/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Аваряскина В.В. и Артамкиной Е.В., при участии в судебном заседании от истца - первого заместителя прокурора Краснодарского края - Рябоконева А.В. (удостоверение), от ответчика - индивидуального предпринимателя Манджековой Таисы Сергеевны (ОГРНИП 309236419600041, ИНН 231300727026) - Домбровского А.Н. (доверенность от 25.01.2022), в отсутствие муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N 4 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район (ОГРН 1022302298776, ИНН 2313012576), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Манджековой Таисы Сергеевны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.11.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2023 по делу N А32-27487/2022, установил следующее.
Первый заместитель прокурора Краснодарского края (далее - прокуратура) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к МБДОУ детский сад комбинированного вида N 4 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район (далее - учреждение), индивидуальному предпринимателю Манджековой Т.С. (далее - предприниматель) о признании недействительными (ничтожными) контрактов от 01.02.2022 N 1/4-ДС и 1-1/4-ДС, заключенных учреждением и предпринимателем, применении последствий недействительности сделок.
Решением суда от 17.11.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.01.2023, признаны недействительными (ничтожными) контракты от 01.02.2022 N 1/4-ДС и 1-1/4-ДС, заключенные учреждением и предпринимателем. Применены последствия недействительности сделок, с предпринимателя в пользу учреждения взыскано 368 301 рубль 31 копейка.
С предпринимателя в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в размере 12 тыс. рублей.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты. По мнению заявителя, закупаемые товары по каждому из контрактов не идентичны, каждый контракт содержит отдельную группу товаров. По контрактуN 1-1/4-ДС закупке подлежали следующие молочные продукты: масло сливочное, молоко питьевое, ряженка из цельного молока, йогурт питьевой, сыр, творог и сметана. Указанные товары входят в класс 10.51 "Продукты пищевые" подкласс "Молоко и молочная продукция".
По контракту N 1/4-ДС предметом закупки являются продукция животноводства: мясо говядины охлажденное, мясо птицы охлажденное, рыба свежемороженая, яйцо, печень говяжья. Названные товары входят в класс "Продукты пищевые" подкласс 10.11 "Мясо и прочие продукты убоя, включая мясо консервированное", подкласс 10.47 "Птица сельскохозяйственная живая и яйца", подкласс 10.12 "Мясо сельскохозяйственной птицы и прочие продукты убоя, включая консервированные", подкласс 10.20 "Рыба переработанная и консервированная, ракообразные и моллюски".
В судебном заседании представитель предпринимателя повторил доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя предпринимателя прокурора, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 01.02.2022 учреждение (заказчик) и предприниматель (поставщик) заключили контракт N 1/4-ДС на поставку продуктов питания для муниципальных нужд, согласно условиям которого поставщик принимает обязательство передать заказчику продукты питания в сроки, установленные контрактом; ассортимент, количество продукции и сумма оплаты определяются ежедневными отгрузочными накладными.
Согласно пунктам 1.1 и 4.1 контракта цена товара составила 433 350 рублей 90 копеек.
В соответствии с пунктом 8.1 контракт действует до 31.12.2022.
01 февраля 2022 года стороны также заключили контракт N 1-1/4-ДС на поставку продуктов питания для муниципальных нужд, согласно условиям которого поставщик принимает обязательство передать заказчику продукты питания в сроки, установленные контрактом. Ассортимент, количество продукции и сумма оплаты за это количество определяются ежедневными отгрузочными накладными.
Согласно пунктам 1.1 и 4.1 указанного контракта цена товара составила 426 735 рублей 90 копеек.
В соответствии с пунктом 8.1 контракт действует до 31.12.2022.
За период исполнения контрактов предприниматель поставил, а учреждение приняло и оплатило поставленный товар на общую сумму 368 301 рубль 31 копейка.
Постановлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25.04.2022 подписавшая указанные контракты заведующая учреждения Нагорная Н.А. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа (постановление от 25.04.2022 N 023/04/7.29-1310/2022).
В обоснование заявленных требований прокуратура указала на дробление заказчиком общего объема поставляемых товаров и оказываемых услуг для нужд дошкольного учреждения, что, по мнению истца, свидетельствует о намерении уйти от соблюдения процедуры торгов.
Прокуратура считает, что оспариваемые контракты являются притворными и прикрывают единую сделку на поставку товаров для муниципальных нужд, которая вопреки требованиям законодательства о контрактной системе заключена без проведения конкурентных процедур (торгов). Денежные средства, полученные предпринимателем за поставленные товары, подлежат возврату дошкольному учреждению.
Рассматривая спор, суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Статьей 168 Гражданского кодекса установлено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В пунктах 74 и 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
Применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы. Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
Согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт) или муниципального образования (муниципальный контракт) заказчиком для обеспечения соответственно государственных, муниципальных нужд.
В силу статьи 6 Закона N 44-ФЗ открытость, прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечение конкуренции отнесены к принципам контрактной системы в сфере закупок.
При этом согласно статье 8 Закона N 44-ФЗ под принципом обеспечения конкуренции понимается создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, при которых любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). К созданию равных условий при выявлении лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг относится запрет на совершение заказчиками, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В силу части 5 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 данного закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки, а, следовательно, применение такого метода закупок должно осуществляться исключительно в случаях, установленных законом.
Случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотрены статьей 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
Из преамбулы спорных контрактов следует, что они заключены на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ (в редакции, действующей на даты заключения спорных договоров) допускается осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 N 18045/12 и от 04.06.2013 N 37/13 сформулирована правовая позиция о недопустимости в отсутствие государственного (муниципального) контракта взыскания стоимости поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг для государственных или муниципальных нужд в пользу контрагентов, которые вправе вступать в договорные отношения с бюджетными учреждениями исключительно посредством заключения таких контрактов в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
В названных постановлениях указано, что согласование сторонами выполнения подобных работ без соблюдения требований Закона N 44-ФЗ и удовлетворение требований о взыскании задолженности по существу открывает возможность для недобросовестных исполнителей работ и государственных (муниципальных) заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Закона N 44-ФЗ, тогда как никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.
По смыслу приведенных разъяснений, нарушение требований Закона N 44-ФЗ предполагает недобросовестность обеих сторон сделки, в связи с чем исполнитель не может рассчитывать на получение платы, так как извлечение преимущества из незаконного или недобросовестного поведения противоречит статье 1 Гражданского кодекса. Такая сделка совершается в обход явно выраженного запрета, установленного законом.
Поэтому поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг без государственного (муниципального) контракта, подлежащего заключению в случаях и в порядке, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, свидетельствует о том, что лицо, поставлявшее товары, выполнявшее работы или оказывавшее услуги, не могло не знать, что работы выполняются им при очевидном отсутствии обязательства, в связи с чем в этом случае требование об оплате товаров, работ или услуг не подлежит удовлетворению.
Из разъяснений, данных в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), следует, что поставка товара, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд, в отсутствие государственного или муниципального контракта, не порождают у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления, за исключением случаев, когда законодательство предусматривает возможность размещения государственного или муниципального заказа у единственного поставщика.
Согласно пункту 1 статьи 1103 Гражданского кодекса к требованиям о возврате исполненного по недействительной сделке применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В обоснование иска прокуратура указала, что стороны осуществили дробление идентичных товаров - продуктов питания путем заключения в один день и для достижения единой цели двух самостоятельных контрактов, стоимости которых по отдельности не превышают шестисот тысяч рублей, а в совокупности превышают эту сумму.
Согласно пункту 13 статьи 22 Закона N 44-ФЗ идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.
На основании пункта 14 указанной статьи однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.
Определение идентичности товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями (пункт 17 статьи 22 Закона N 44-ФЗ).
В силу пункта 20 статьи 22 Закона N 44-ФЗ методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Пунктом 3.5 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 N 567; далее - рекомендации), установлено, что идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики), а также работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.
В соответствии с пунктом 3.6.1 рекомендаций однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что спорные договоры заключены в отношении товаров, образующих единую группу - продукты питания, имеют фактическую направленность на достижение единой хозяйственной цели - обеспечении продовольственными товарами учреждения, приобретателем по ним является одно и то же лицо, имеющее единый интерес, пришли к обоснованному выводу, что спорные договоры следует считать единой сделкой по поставке продуктов питания, оформленной двумя договорами поставки, с учетом отсутствия доказательств соблюдения обязательных конкурентных процедур, предусмотренных Законом N 44-ФЗ и посягают на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц (статья 168 Гражданского кодекса), правомерно удовлетворили заявленные требования.
Нарушение публичных интересов выражается в том, что отсутствие публичных процедур способствовало созданию преимущественного положения поставщика и лишило возможности других хозяйствующих субъектов реализовать свое право на заключение договора.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015) по гражданским делам, в силу пункта 4 статьи 1109 Гражданского кодекса не подлежит взысканию плата за фактически оказанные услуги для государственных и муниципальных нужд в отсутствие заключенного государственного или муниципального контракта. Иной подход допускал бы поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в обход норм закона (статья 10 Гражданского кодекса).
Исходя из специфики субъектного состава спорных сделок, процедура заключения договоров, стороной по которым является учреждение, установлена законодателем именно для избежания нецелевого расходования бюджетных средств, следовательно, заключение каких-либо сделок в ином порядке (без конкурса или аукциона) означает совершение действий в обход закона с противоправной целью, то есть заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (статья 10 Гражданского кодекса).
Ссылка заявителя на нахождение поставляемых групп товаров в разных подклассах обоснованно отклонена судами. Каких-либо мотивированных пояснений о том, в чем была предпринимательская или иная легальная целесообразность разделения продуктов питания для учреждения и предпринимателя в заключенные в один день самостоятельные контракты, не представлено.
Кроме того, в период заключения спорных контрактов, предприниматель участвовал в проведении конкурсов на поставку продуктов питания, в том числе для учреждения. Данные обстоятельства подтверждаются сведениями, размещенными на сайте zakupki.gov о состоявшихся заказчиком закупках и заключенных по их результатам контрактах. В частности, по сведениям Единой информационной системы в сфере закупок контракты по извещениям N 0118300004521000449, 0118300004521000450, 0118300004521000446 и 0118300004521000447 учреждением по результатам конкурентных процедур заключены контракты на поставку продуктов питания (говядина охлажденная, молочная продукция, рыба минтай и мясо птицы) с победителем. При этом согласно протоколам рассмотрения заявок, одним из заказчиков является учреждение (т. 2, л. д. 82 - 106).
Иные доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы апелляционного суда.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационных жалобах доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.11.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2023 по делу N А32-27487/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015) по гражданским делам, в силу пункта 4 статьи 1109 Гражданского кодекса не подлежит взысканию плата за фактически оказанные услуги для государственных и муниципальных нужд в отсутствие заключенного государственного или муниципального контракта. Иной подход допускал бы поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в обход норм закона (статья 10 Гражданского кодекса).
Исходя из специфики субъектного состава спорных сделок, процедура заключения договоров, стороной по которым является учреждение, установлена законодателем именно для избежания нецелевого расходования бюджетных средств, следовательно, заключение каких-либо сделок в ином порядке (без конкурса или аукциона) означает совершение действий в обход закона с противоправной целью, то есть заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (статья 10 Гражданского кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 мая 2023 г. N Ф08-3836/23 по делу N А32-27487/2022