г. Краснодар |
|
15 мая 2023 г. |
Дело N А15-618/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 мая 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Территориально-соседской общины коренного малочисленного народа ногайцев "Сангиши" (ИНН 0517005750, ОГРН 1190571016019) - Бигишиева И.Т. (доверенность от 01.02.2022) и Татаевой С.С. (доверенность от 20.06.2022),, от заинтересованного лица - акционерного общества "Кизлярагрокомплекс" (ИНН 0547000124, ОГРН 1020502308485) - Исаева А.Х. (доверенность от 24.01.2022) и Шершнева Ю.В. (доверенность от 20.12.2022), администрации муниципального района "Кизлярский район" (ИНН 0517000656, ОГРН 1080547000654) - Ахмедова А.З (доверенность от 09.03.2023), в отсутствие третьих лиц - администрации сельского поселения "сельсовет "Александрийский"" Кизлярского района Республики Дагестан (ИНН 0517003657, ОГРН 1120547000155), Министерства по национальной политике и делам религий Республики Дагестан (ИНН 0572004517, ОГРН 1130572000877) и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (ИНН 0561051226, ОГРН 1040502524391), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Кизлярагрокомплекс" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.11.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023 по делу N А15-618/2022, установил следующее.
Территориально-соседская община коренного малочисленного народа ногайцев "Сангиши" (далее - община) обратилась в арбитражный суд с иском к акционерному обществу "Кизлярагрокомплекс" (далее - общество), администрации муниципального района "Кизлярский район" (далее - администрация) о признании недействительными в силу ничтожности договоров аренды от 04.02.2011 N 12 и уступки права аренды (перенайма) от 20.03.2018 N 04 о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды от 04.02.2011 N 12, договоров аренды от 26.07.2013 N 69 и уступки права аренды (перенайма) от 20.03.2018 N 05 о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды от 26.07.2013 N 69, применении последствий недействительности (ничтожности) оспариваемых сделок, а также о взыскании 100 тыс. рублей судебных расходов на оплату услуг представителя (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены администрация сельского поселения "сельсовет "Александрийский"" Кизлярского района Республики Дагестан (далее - сельское поселение), Министерство по национальной политике и делам религий Республики Дагестан (далее - министерство) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее - управление).
Решением суда от 01.11.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.01.2023, принят частичный отказ истца от иска, прекращено производство в части требований о признании отсутствующими обременений в отношении земельных участков. Признан недействительным договор аренды от 04.02.2011 N 12, договор уступки права аренды (перенайма) от 20.03.2018 N 04 о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды от 04.02.2011 N 12, договор аренды от 26.07.2013 N 69, договор уступки права аренды (перенайма) от 20.03.2018 N 05 о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды от 26.07.2013 N 69. Суд применил последствия недействительности ничтожных сделок, возложив на общество обязанность возвратить по акту приема-передачи администрации земельные участки с кадастровыми номерами 05:02:000106:1247 и 05:02:000106:1196 (далее - спорные земельные участки). С общества и администрации взыскано по 6 тыс. рублей государственной пошлины и 40 тыс. рублей судебных расходов на оплату услуг представителя (по 20 тыс. рублей с каждого ответчика). Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемые договоры аренды земельных участков заключены без учета требований законодательства, в т. ч. положений Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - Закон N 82-ФЗ); на момент заключения договора аренды от 26.07.2013 N 69 собственником земельного участка с кадастровым номером 05:02:000106:1196 являлось сельское поселение, соответственно у администрации отсутствовали правовые основания для распоряжения указанным земельным участком; договоры об уступке (перенайма) прав и обязанностей от 20.03.2018 по договорам аренды от 04.02.2011 N 12 и от 26.07.2013 N 9, при заключении которых был нарушен установленный законом запрет на передачу права владения и пользования муниципальным имуществом, следует квалифицировать как ничтожные сделки, посягающие на публичные интересы. Поскольку договор аренды от 04.02.2011 N 12 и договор аренды от 26.07.2013 N 69 являются недействительными, применены последствия недействительности ничтожной сделки. Исходя из принципа разумности и соразмерности судебных расходов объему оказанных общине услуг представителем, объема и сложности фактически выполненной представителем общины работы, объема представленных доказательств, документальной подверженности несения расходов при рассмотрении дела, а также учитывая сложившуюся в регионе стоимость юридических услуг, суд признал возможным взыскать с ответчиков в пользу 40 тыс. рублей судебных расходов, отказав во взыскании остальной части судебных расходов.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что в спорный период единственным распорядителем земельных участков являлась администрация, поскольку распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Вывод судов о недействительности сделок является необоснованным и противоречит нормам материального права. Оспариваемые договоры аренды заключены в 2011 и 2013 годах, соответственно, на них не распространяются требования пункта 7 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации. В материалах дела отсутствуют доказательства нахождения на спорных земельных участках объектов недвижимого имущества и их принадлежности каким-либо субъектам; в ЕГРН отсутствуют сведения об указанных объектах. Документы, свидетельствующие о том, что спорные земельные участка относятся к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности ногайцев, не представлены. О предполагаемом нарушении своих прав община должна была узнать при проведении аукционов на право заключения договоров аренды спорных земельных участков; на момент подачи иска срок исковой давности истек. На момент проведения торгов у общины отсутствовали права и обязанности, которые могли быть нарушены, поскольку община как юридическое лицо зарегистрирована в 2019 году, в то время как оспариваемые договоры заключены в 2011 и 2013 годах. Суды не оценили доводы общества о моменте возникновения правоспособности общины (зарегистрированной в качестве юридического лица в 2019 году) и о наличии или отсутствии подлежащих защите прав и обязанностей общины в 2011 и в 2013 годах. Выбранный общиной способ защиты прав не приведет к восстановлению ее прав.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации участвующие в деле лица не представили в суды отзывы на кассационную жалобу.
В судебном заседании представители общества и администрации поддержали доводы кассационной жалобы, представители общины возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, согласно выпискам из ЕГРН от 11.02.2022 право собственности на спорные земельные участки зарегистрировано за муниципальным районом "Кизлярский район".
В отношении земельного участка с кадастровым номером 05:02:000106:1247 установлено, что 04.02.2011 между администрацией (арендодатель) и ООО "Агропромышленная фирма "Терская степь"" (арендатор) на основании протокола заседания конкурсной комиссии администрации от 31.01.2011 N 19 заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 04.02.20211 N 12 (далее - договор N 12), согласно которому арендатор предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 05:02:000106:1247 общей площадью 974,4 га для использования в целях ведения сельхозпроизводства, срок аренды - с 04.02.2011 по 04.02.2060 (49 лет). Договор N 12 зарегистрирован управлением (регистрационная запись от 20.07.2011 N 05-05-14/005/2011-513).
По передаточному акту (Приложение N 2 к договору N 12) администрация передала арендатору земельный участок площадью 974,4 га, при этом указано, что стороны не имеют претензий относительно передаваемого в аренду земельного участка.
Между ООО "Агропромышленная фирма "Терская степь"" (сторона 1) и обществом заключен договор уступки права аренды (перенайма) от 20.03.2018 N 04 (далее - договор уступки права N 04), по условиям которого сторона 1 уступает принадлежащее ему право аренды на земельный участок с кадастровым номером 05:02:000106:1247, а общество принимает в аренду указанный земельный участок площадью 974,4 га, становясь ответственным за данный земельный участок вместо стороны 1 (арендатора) по договору N 12 перед арендодателем - администрацией. Договор уступки права N 04 зарегистрирован в управлении (регистрационная запись от 03.04.2018 N 05020001061247-05/014/2018-1).
По передаточному акту от 26.03.2018 (приложение к договору уступки права N 04) земельный участок с кадастровым номером 05:02:000106:1247 передан обществу, при этом указано, что стороны не имеют претензий относительно передаваемого в аренду земельного участка.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 05:02:000106:1196 установлено, что между администрацией (арендодатель) и ООО "Агропромышленная фирма "Терская степь"" (арендатор) заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 26.07.2013 N 69 (далее - договор N 69), согласно которому арендатор предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 05:02:000106:1196 площадью 200,22 га для использования в целях ведения сельхозпроизводства, срок аренды - с 26.07.2013 по 25.07.2062 (49 лет). Договор N 69 зарегистрирован Кизлярским районным отделом управления (регистрационная запись от 21.11.2013 за номером 05-05-14/005/2013-/199).
По передаточному акту (приложение N 2 к договору N 69) администрация передала арендатору земельный участок площадью 200,22 га, при этом указано, что стороны не имеют претензий относительно передаваемого в аренду земельного участка.
Между ООО "Агропромышленная фирма "Терская степь"" (сторона 1) и обществом заключен договор уступки права аренды (перенайма) от 20.03.2018 N 05 (далее - договор уступки права N 05), по условиям которого сторона 1 уступает принадлежащее ему право аренды на земельный участок с кадастровым номером 05:02:000106:1196, а общество принимает в аренду указанный земельный участок площадью 200,22 га, становясь ответственным за данный земельный участок вместо стороны 1 (арендатора) по договору N 69 перед арендодателем - администрацией. Договор уступки права N 05 зарегистрирован в управлении (регистрационная запись от 21.11.2018 N 05-05-14/005/2013-/199).
По передаточному акту от 26.03.2018 (Приложение к договору уступки права N 05) земельный участок с кадастровым номером 05:02:000106:1196 передан обществу, при этом указано, что стороны не имеют претензий относительно передаваемого в аренду земельного участка.
23 апреля 2021 года ООО "Агропромышленная фирма "Терская степь"" (ИНН 0517015733, ОГРН 1070547000908) как юридическое лицо ликвидировано и исключено из ЕГРЮЛ.
Полагая, что договоры N 12 и 69, а также договоры уступки права N 04 и 05 заключены с нарушением действующего земельного законодательства и прав неопределенного круга лиц, община обратилась в арбитражный суд.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам и доводам участвующих в деле лиц суды обоснованно удовлетворили исковые требования общины, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 82-ФЗ коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее - малочисленные народы) - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по предложению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной национальной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной национальной политики (далее - уполномоченный орган), на основании представлений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), на территориях которых проживают эти народы.
Ногайцы входят в перечень коренных малочисленных народов Республики Дагестан, установленный постановлением Государственного Совета Республики Дагестан от 18.10.2000 N 191 "Об особенностях применения Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в Республике Дагестан" (далее - постановление Госсовета N 191), который считается частью Единого перечня коренных малочисленных народов Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2001 N 236).
В соответствии со статьей 8 Закона N 82-ФЗ малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов имеют право в том числе: безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации; получать от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, международных организаций, общественных объединений и физических лиц материальные и финансовые средства, необходимые для социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов. Лица, относящиеся к малочисленным народам, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
Лица, относящиеся к малочисленным народам, вправе создавать на добровольной основе общины малочисленных народов и иные объединения малочисленных народов в соответствии со своими национальными, историческими и культурными традициями в целях социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов (статья 12 Закона N 82-ФЗ).
Суды указали, что община зарегистрирована в качестве юридического лица 12.12.2019 (запись в ЕГРЮЛ с присвоением ОГРН 1190571016019).
Согласно разделу 4 Устава основными целями общины, в частности, является: защита исконной среды обитания, сохранения и развития традиционного образа жизни, сохранение, возрождение и развитие традиционных отраслей хозяйственной деятельности, рационального природопользования, обеспечение традиционного уклада жизни, культуры и языка, а также сохранение территории расселения и среды обитания местного населения как главного условия выживания и развития коренных малочисленных народов Дагестана, осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства об охране окружающей природной среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленного ногайского народа Дагестана. Община имеет своей целью также укрепление дружбы, взаимопонимания ногайского народа Дагестана с другими народами. Община представляет законные интересы ногайского народа на данной территории.
С учетом приведенных норм права и уставных целей община действует для защиты прав и законных интересов ногайского народа, законодательно отнесенного к числу малочисленных народов России.
Поддержав позицию общины, суды правильно указали, что оспариваемые договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 05:02:000106:1196 и 05:02:000106:1247 заключены без учета требований законодательства, в т. ч. положений Закона N 82-ФЗ, что лишило ногайский народ, традиционно проживающий на данной территории Республики Дагестан, права безвозмездно пользоваться землями для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами, необходимыми для проживания. Торги по продаже права аренды на спорные земельные участки проведены с нарушениями норм законодательства.
Суды указали, что согласно акту осмотра от 11.08.2022 спорных земельных участков на территории этих участков находятся овцетоварные фермы (кутаны) бывшего совхоза "Горьковский", содержится частное поголовье скота бывших работников этого совхоза. На земельном участке с кадастровым номером 05:02:000106:1247 расположены кутаны "Карпуш" и "Айтау", на земельном участке с кадастровым номером 05:02:000106:1196 - кутан "Сулейман-Кади". На территории кутанов размещены капитальные строения: 1) Кутан "Карпуш" - жилой одноэтажный дом, 2 корпуса для содержания скота; 2) Кутан "Айтау" - жилой одноэтажный дом, 1 корпус для содержания скота; 3) Кутан "Сулейман-Кади" - жилой одноэтажный дом, 1 корпус для содержания скота, линия электропередач. На спорных земельных участках пасется сельский скот с. Сангиши, по территории данных земельных участков проходит участок автодороги общественного пользования с. Сангиши от федеральной дороги 82К-002 до села Сангиши протяженностью 6 км. Вблизи кутана "Айтау" расположены кладбища (христианское и мусульманское). Факт размещения на спорных земельных участках указанного недвижимого имущества подтвержден и составленным с участием кадастрового инженера актом от 20.10.2022, и документально не опровергнут.
Как пояснил представитель общины, в кутанах живут чабаны, обеспечивающие контроль за сохранностью поголовья сельскохозяйственных животных на пастбищах, к которым относятся спорные земельные участки.
Суды правильно указали, что размещение на спорных земельных участках недвижимого имущества, не принадлежащего обществу, препятствовало проведению торгов с заключением сделок, так как противоречит закрепленному в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
В отношении спорных земельных участков решения о разграничении государственной собственности на землю не приняты, права собственности сельского поселения "Сельсовет "Александрийский"" на эти земельные участки в настоящее время не зарегистрированы, однако на момент заключения договора N 69 собственником земельного участка с кадастровым номером 05:02:000106:1196 являлось сельское поселение "Сельсовет "Александрийский"", соответственно у администрации отсутствовали правовые основания для распоряжения указанным земельным участком, заключения договора N 69 и передачи его в аренду сроком на 49 лет ООО "Агропромышленная фирма "Терская степь"".
Суды также указали, что в рассматриваемом случае произвольная замена стороны в обязательстве посредством заключения договоров уступки (перенайма) прав и обязанностей N 04 и 05 является недопустимой, поскольку фактически позволила ООО "Агропромышленная фирма "Терская степь"" по своему усмотрению определить в качестве сторон договоров иное лицо - общество без учета требований, предъявляемых законом к участникам соответствующих правоотношений. После переуступки прав и обязанностей (перенайма) ООО ""Агропромышленная фирма "Терская степь"" ликвидировано.
Таким образом, договоры об уступке (перенайма) прав и обязанностей N 04 и 05 по договорам N 12 и 69, при заключении которых нарушен установленный законом запрет на передачу права владения и пользования муниципальным имуществом, суды правильно квалифицировали как ничтожные сделки, посягающие на публичные интересы. Ничтожность указанных договоров исключает передачу прав и обязанностей арендатора по договорам аренды с обществом. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации). Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности не истек.
Как разъяснено в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что об оспариваемых договорах община узнала из писем администрации от 01.04.2021 и 13.04.2021, полученных в ответ на свои обращения, а с иском о признании сделок недействительными обратилась в 09.02.2022. В этой связи суды сделали верный вывод о том, что годичный срок исковой давности для признания недействительной оспоримой сделки и трехлетний срок исковой давности для признания недействительной ничтожной сделки в данном случае общиной не пропущен. Вывод о недействительности договоров аренды N 12 и 69 влечет применение последствий недействительности ничтожной сделки.
Учтено судами и то обстоятельство, что общество не представило доказательства фактического пользования спорными земельными участками, а его попытки приступить к распашке пастбищных земель, на которых местное население традиционно осуществляло выпас сельскохозяйственных животных, были пресечены жителями селений Сангиши и Александрия в целях недопущения утраты пастбищ и как следствие, существенного сокращения поголовья сельскохозяйственных животных, содержание которых обеспечивает получение дохода, в том числе членами общины.
Судебные расходы на оплату услуг представителя общины и понесенные в связи с уплатой государственной пошлины за рассмотрение дела в суде распределены в соответствии со статьями 101, 102, 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права к установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе общества, исключают возможность ее удовлетворения в силу статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.11.2022 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023 по делу N А15-618/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 мая 2023 г. N Ф08-3250/23 по делу N А15-618/2022